ЭБЕКУЕВА ЭЛЬМИРА АМУРБИЕВНА Сущность воспитательной деятельности в современной педагогике

 

         «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» г.Карачаевск

Как писал  А.С. Макаренко “Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.

    Активный период развития и воспитания детей протекает сегодня в  условиях экономической и политической нестабильности, ломки традиционных ценностей. Социально-экономические процессы характеризуются падением темпов промышленного производства, резкой дифференциацией доходов, криминализацией общества, ростом преступности, коммерциализацией сфер здравоохранения, культуры, образования. Продолжается снижение уровня и качества жизни большинства российских семей.

      Воспитание является актуальной в педагогической науке и практике. Результатом воспитательной деятельности является развитие личности ребенка в соответствии с современными требованиями общества. Успешность деятельности педагога во многом определяется осознанием сущности воспитательной деятельности.

«Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе». Традиционно,основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа.

 Преподавание – это такой вид воспитательной деятельности, который направлен преимущественно на управление познавательной деятельностью школьников. Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, ориентированная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников. Воспитательная работа является частью педагогической деятельности, но, в то же время педагогическая деятельность не может быть не воспитывающей. Следовательно, можно согласиться с В.А. Сластениным, что воспитательная и педагогическая деятельность – понятия тождественные .

В педагогической действительности под воспитательной работой  подразумевают организацию деятельности детей во внеурочное время.

Сущность воспитательной деятельности в значительной степени определяется тем, какую трактовку понятия «воспитания» принимает исследователь. В современной педагогической литературе можно встретить несколько трактовок этого понятия. Многие авторы рассматривают воспитание в трех основных аспектах: как социокультурное явление, как педагогический процесс и как профессиональную деятельность. Подчеркивается, что «если в социальном плане воспитание – специально организованное, целенаправленное включение подрастающих поколений в освоение и преобразование мира человеческой культуры; если на процессуальном уровне можно говорить о воспитании как об интеграции всех воспитательных влияний на внутренний мир человека; то на уровне профессиональной деятельности речь идет о конкретных действиях, которые осуществляет отдельный субъект воспитательного процесса по отношению к отдельной личности, детскому сообществу, малой социальной группе, классу и т.д.»

К первому направлению, трактующему воспитание в широком социокультурном смысле, можно отнести работы Е.В. Бондаревской, З.А. Мальковой,А.В. Мудрика, Н.Е. Щурковой, Б.П. Битинаса, В.Г. Бочаровой и др. Воспитание рассматривается как важнейшая функция любого общества и необходимое условие социализации личности. Н.Е. Щуркова определяет воспитание как «питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте общечеловеческой культуры, а не вне ее» . Именно здесь берет начало понятие «социальное воспитание» (А.В. Мудрик, Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова), которое определяется либо как стихийное взаимодействие человека с окружающей средой и относительно направляемый обществом процесс влияния на людей; либо как система общественной помощи ребенку в период его включения в социальную жизнь.

Социальная сторона воспитания подчеркивается в новой «Российской педагогической энциклопедии», в которой А.В. Мудрик дает определение социального воспитания. В энциклопедической статье подчеркивается, что «результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько успешностью подготовки молодых членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат          воспитания – готовность к самовоспитанию.С понятием «воспитательная деятельность» мы сталкиваемся при рассмотрении разных проблем воспитания, так как воспитательный процесс в любом виде предполагает воспитательную деятельность педагога. В нашем понятии воспитательная деятельность не ограничивается действиями по организации различной деятельности воспитанников.

Кроме общих представлений о личности ребенка и особенностях ее развития в детские годы  в психологии были поиски основ, на которых может быть выстроена теоретическая модель воспитательной деятельности педагога. Самое большое внимание было уделено поискам критерия эффективности такой деятельности, которые привели к разработке теории отношений, а затем к проблеме формирования позитивной самооценки ребенка».

Таким образом, главным в воспитательной деятельности педагога является организация детской жизнедеятельности, обеспечивающей формирование позитивных отношений ребенка к таким объектам, как Родина, люди, коллектив, труд, культура, природа и т.д. Определяющим условием формирования этих отношений является формирование позитивного отношения ребенка к себе – этот тезис привел к проблеме формирования позитивной самооценки ребенка как главной задаче воспитательной деятельности. Педагогу важно понимание, что самооценка отражает интерес ребенка к себе, что она формируется в ситуации, когда ребенок становится в позицию стороннего наблюдателя по отношению к самому себе, когда он учится объективно анализировать свои поступки и поведение .

Сущность понятия «воспитательная деятельность» можно рассмотреть через структуру, в которой выражены ее основные стороны (элементы).

 Попытки осмыслить структуру воспитательной деятельности предпринимались еще в начале XX века. В педагогике существуют многочисленные варианты применения общей теории систем к анализу педагогической деятельности. Так, Н.В. Кузьмина, вводя понятие педагогической системы, выделяет ее системные составляющие. М.Т. Громкова выделяет пять системных составляющих: 1) субъекты и объекты деятельности; 2) цели и задачи; 3) содержание деятельности; 4) способы и средства деятельности; 5) результаты деятельности .

        Реализация цели воспитательной деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности. Цели воспитательной деятельности в парадигме личностно-ориентированного образования «выводятся» из ценностей, совокупность которых в сущности есть идеологическая концепция воспитания

                    Список использованной литературы

  1. Байбородова Л.В. Воспитательный процесс в современной школе.- Ярославль: Изд-во ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, 1999.- 380с.
  2. Воспитательная деятельность педагога /Под общ.ред.В.А.Сластенина.- М.: Академия, 2005.- 336с.
  3. Демакова И.Д. Функционально-деятельностные характеристики воспитательной деятельности педагога //Воспитать человека: Сб-к нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания.- М.: Вентана-Граф, 2002.- 384с.
  4. Ксензова Г.Ю.Психологические основы воспитательной деятельности учителя.- Тверь: Твер.гос.ун-т, 2001.- 401с.
  5. Кулюткин Ю.Н. Творческая направленность деятельности педагога: Сб-к научных трудов.- Л.: НИИ ООВ, 1998.- 102с.
  6. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе.- М.: Пед. общ-во России, 2009.- 300с.

Научный руководитель: Каракотова С.А.

Дибцева И.В. Межкультурная коммуникация как интегративный компонент современного педагогического образования

«Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» г.Карачаевск

Современные преобразования в мире изменили инфраструктуру общества в сторону его демократичности и поликультурности, что привело к активизации национального самосознания этносов в новых социокультурных обстоятельствах, определило потребность в разработке системы ценностей, смыслов и назначения поликультурного образования. Культурное богатство России определяется её тесными связями с другими народами и культурами.       В работах М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, B.C. Библера, К.Н. Вентцеля, А.С.Соловьева и других ученых образование неизменно рассматривается как процесс духовного становления личности, происходящий в культуре и ориентированный на свободное творческое развитие, стремление личности приобщиться к сокровищам культуры. Воплощая в себе интересы, цели и реальные возможности народа и личности, культура выступает как система субъективных смыслов и ценностных ориентации и одновременно как духовный потенциал,предопределяющий вектор и границы поведения субъектов в обществе.

Образование в полиэтническом регионе инициирует решение специальных культурных проблем, а условия социокультурного пространства каждого региона выдвигают перед образованием специфические цели и задачи. Социальную среду, непосредственное окружение, личностный опыт учащегося сложно учитывать в поликультурном образовании, так как эти факторы недостаточно исследованы, динамичны и специфичны для каждого региона и микрорегиона.

Северокавказкий регион представляет собой характерную мозаику народов, культур, этносов, различающихся по уровню и интенсивности внутренних связей, спецификой политической организации, экономическими и социальными характеристиками, языком, культурой, национальным характером и менталитетом. Сказанное обусловливает возникновение в организации и содержании образования  обширного спектра практических и теоретических межкультурных проблем. Вместе с тем совершенно очевидно, что поликультурное пространство педагогического вуза призвано учитывать условия социума и образовательной стратегии в регионе, особенности развития личности, ее культурные задатки для решения проблем вхождения студента и учащегося в культуру посредством образования.

        Культурологическая направленность содержания образования

К компонентам культуры, несущим национально-специфическую окраску,

которые должны учитываться в содержании  педагогического

образования, можно отнести следующие:

а) традиции,  обычаи  и обряды ;

б) бытовую культуру, тесно связанную с традициями;

в) повседневное поведение ;

г) «национальные картины мира», отражающие специфику восприятия

окружающего мира, национальные особенности мышления представителей

различных культур;

д) художественную культуру, отражающую культурные традиции того

или иного этноса.

        Процесс становления межкультурной коммуникации в современной системе образования невозможно рассмотреть без учёта межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы и педвуза. К настоящему времени в педагогике накопилось ценное наследие по теории и практике использования межпредметных связей: обосновывалось их влияние на формирование у учащихся представлений о единстве окружающего мира, глубокой взаимосвязи всех явлений природы и общества; подчеркивались мировоззренческая и развивающая функции межпредметных связей, их положительное влияние на систематичность и глубину знаний обучаемого; рассматривались типы и виды межпредметных связей; разрабатывалась методика интегрированного обучения различным учебным предметам, предпринимались попытки готовить учителя-преподавателя к осуществлению межпредметных связей на практике и др.

       Педагогическую деятельность в аспекте межкультурной коммуникации

необходимо рассматривать как диалогическую по своей природе форму встречи культур, которая, с одной стороны, способствует углублению культурного самосознания и формированию культурной идентичности личности, а с другой – приводит к взаимообогащению культурных систем за счёт взаимообмена культурным опытом.

         Если педагог, вступающий по роду своей деятельности в контакт с представителями других культур, овладел умениями межкультурного общения, то он может стать посредником между культурами и способен наладить эффективное сотрудничество и взаимопонимание. Научиться общаться – трудная задача. Овладеть этим мастерством для будущих педагогов крайне важно. Это обосновывает включение в содержание педагогического образования дисциплин коммуникативного менеджмента .

      Существующие модели межкультурной коммуникации имеют прикладной и ситуативный характер, непременным их атрибутом является возможность создания методики тренинга, обучения эффективному межкультурному общению в конкретном контексте. Основным способом его достижения является приобретение соответствующих общественных навыков, включая изучение языка, форм поведения, установление новых социальных связей и пр. Ведущее значение при достижении взаимопонимания культур имеет изменение отношения к межкультурным различиям. Именно позитивное отношение к существующим различиям между культурами считается в рамках понимающего подхода свидетельством овладения необходимой способностью к межкультурному общению.

           Педагог – это связующее звено между представителями разных стран, разных народов, разных культур. И от того, насколько хорошо он будет разбираться в специфике межкультурного взаимодействия, будет зависеть не только успех и процветание его дела, но отчасти и взаимопонимание между народами.                   

 

                     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Блох, М.Я. Прагматика, этика и эстетика языкового общения / М.Я.Блох // Лингвистика и лингвистическое образование в современном мире. – М.: ГНО «Прометей»МПГУ,2004.
    2. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1998. – 216 с.
  2. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание: Пер. с англ. М., 1996.
  3. Елизарова Г.В. Формирование межкультурной компетентности у студентов в процессе обучения иноязычному общению. -М., 2001.-38 с.
  4. Солдатом Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
  5. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.
  6. Мошняга, Е.В. Социально-педагогические условия совершенствования подготовки специалистов туристской деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.В.Мошняга. – М., 1997.

Научный руководитель: Каракотова С.А.

Кущетерова Ф.Т., Гурбанова Т.Е. Виды информационных технологий, используемых на уроках математики в начальных классах

КЧГУ

По мере информатизации нашего общества, по мере его вхождения в мировое сообщество нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. В то же время, в период бурной информатизации общества для развития человека приобретают значимость умение собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии. Информационные технологии можно использовать при ознакомлении детей с новым материалом на школьных предметах, так же их можно использовать для закрепления и повторения изученного. В частности, на уроке математики информационные технологии служат не только для разнообразия на уроке, но и для того, чтобы учебный материал обладал большей наглядностью, был более понятен.

       Нам необходимо начать статью с раскрытия смысла понятия «информационные технологии».

        Информационные технологии (англ. information technology) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники [2].

       Информационная технология – это совокупность методов, произво-дственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения тру-доемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

На уроках математики используются два вида информационных технологий: презентации и слайд-шоу. Они позволяют наглядно и доступно объяснить детям материал.

Презентация является информационным обеспечением фронтальной работы учителя с классом и состоит из слайдов. Основные формы данной информации – текст, рисунки, чертежи [7].

Опыт применения электронных презентаций, выполненных в программе Power Point показал, что повышается качество урока. Компьютерные презентации – это самые современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которая ставится на уроке. При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. При проведении устных упражнений презентация даёт возможность оперативно предъявлять задания. Учебная презентация может представлять собой конспект урока. В этом случае она состоит из основных составляющих традиционного урока: указывается тема, цель, план работы на уроке, ключевые понятия, домашнее задание. Для уроков математики важно применение анимированных чертежей, когда нужно организовать работу учащихся с графиками, чертежами к доказательству теорем и задач, выполнить схему, использовать таблицу и т.д.

На уроках используются электронные приложения разного вида:

  • иллюстрации и демонстрации аудио- видеоряда;
  • приложения, сочетающие в себе и иллюстративный материал, и постановку проблемных вопросов с последующей проверкой выдвинутых предположений и решений, фронтальную проверку и самопроверку знаний в виде тестов, кроссвордов, головоломок;
  • разработки серии уроков по теме, которые позволяют представить материал наиболее полно, вырисовывая картину целостного восприятия мира, успешно интегрируя различные области знаний на одном предмете;
  • разработки электронных приложений к урокам с использованием языка программирования Visual Basic, которые дают непосредственное общение ученика с компьютером (выполняются учителями, освоившими объектно-ориентированное программирование).

Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:

  1. сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени)
  2. технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы) [7].

        В ходе работы над данной статьей была выполнена поставленная задача, которая заключалась в том, чтобы показать возможности использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя начальных классов.

        Используя информационные технологии можно сделать следующие выводы:

         Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

        Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление.

         Опыт показывает, что использование информационных технологий на уроке способно преобразить учебный процесс, сделав его более эффективным и привлекательным для учащихся. Обучение с использованием информационных технологий становится для ребенка творческим поиском, от которого можно получить удовлетворение и благодаря которому можно самоутвердится.

         Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

        Сегодня современные информационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения математике и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых математических знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Информационные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность нам, как учителю, оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик-компьютер”. В своей практической профессиональной деятельности возможности компьютера мы используем по нескольким направлениям. Непосредственно обучение основам работы с компьютером происходит на уроках технологии “Модуль изучения информатики “Информатика в играх и задачах” (безмашинный вариант). Используются компьютерные обучающие игры при обучении русскому языку, математике. Учителя отслеживают результаты учебной деятельности учащихся. Применяют компьютер как источник информации, используют Интернет каталоги и поисковые машины, образовательных сайтов и порталов. Одно из важных направлений в использовании компьютера на уроках это возможность использовать его как средство ИТСО. Учителю всегда приходилось делать много наглядности к урокам. Сегодня эту работу выполняет монитор компьютера, который учитель использует на уроках как модернизированную классную доску. Возможность монитора намного выше, чем классной доски. Он позволяет показать всё в движении, проанализировать события, поставить определённые проблемы, организовать совместную деятельность учителя и учащихся, при котором можно управлять учебным процессом, обеспечивая каждому ученику свой путь деятельности и свой  темп, тем самым, создавая комфортные условия для развития личности ребёнка, способствуя успешному усвоению знаний.

         В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную, что происходит зачастую очень болезненно и сопровождается известными психологическими проблемами. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребёнком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т. д.) помогает избежать таких проблем. В современной практике постоянно растет роль тестирования как одного из наиболее точных методов педагогических измерений. Основной функцией тестирования является функция контроля. Преимущества тестов по сравнению с другими возможными формами последнего сводятся к следующему: все учащиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнить их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. В отличие от оценки, “Электронное тестирование” определяет уровень развития ребенка по каждому навыку. Динамика развития класса и индивидуально каждого ученика, как в целом по контрольным работам, так и по отдельным навыкам позволяет своевременно вносить коррективы в учебный процесс.

         Применение компьютера на уроках математики очень эффективно помогает в развитии познавательного процесса младших школьников. Все дети работают увлеченно, стараются быть внимательными. Работы детей очень разнообразны, каждый по-своему видит и представляет картину решаемой задачи, которую потом изображает. Анализируя эти работы можно сделать вывод, как компьютер помогает развивать фантазию, воображение у детей, насколько работы интересны и красочны. Дети, включая и самых слабых, не боятся ошибиться, работают с интересом, очень активны. С большим желанием дети работают на занятиях по созданию аппликаций. Симметрия, ритм вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Одним из важных моментов работы в графическом редакторе является коллективная работа. Примером может стать проектирование на компьютере строительства из кубиков детского городка. На занятиях дети разбиваются на группы, в каждую из которых входят архитекторы (проектирующие город на компьютере), строители (собирающие город из кубиков). Таким образом, дети учатся планировать свою работу, намечают последовательность выполнения операций, учатся общаться друг с другом. При работе с компьютером каждый ребёнок старается выразить себя, раскрыть свои возможности.

        Одним из направлений развития современной школы является отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Таким образом, мне, как учителю, приходится решать проблему оказания помощи каждому ребенку в организации его личной самостоятельной деятельности в урочное время. Чтобы у школьника не пропал интерес к учебе, очень важно организовать индивидуальный подход: учить работать самостоятельно, развивать воображение, творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять инициативу, дифференцировать свои интересы, рационально использовать время. Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что есть контакт с учеником и всегда можно исправить ошибки и отметить успехи. Индивидуальные возможности позволяют нам глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные интересы. Каждый ребенок индивидуален, поэтому мы всегда помним о том, что требуется создать такие условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Под индивидуальной с/р. следует понимать такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество учащихся. Каждый работает над своим заданием. Разные дети – разные задания, как правило, 2-3 уровней. Это время Тихой Самостоятельной Работы. Есть вопрос – подними руку, учитель подойдет. Для индивидуальной самостоятельной работы подготовлены специальные дидактические пособия. Они содержат задания разной трудности. Работая самостоятельно, ученик продвигается своим темпом, не связан с классом. Он проявляет при этом максимум усилий, ответственности, рассчитывает на собственные силы. Индивидуальная работа требует настойчивости, усидчивости, упорства в преодолении трудностей. Задания могут быть сформулированы и предложены учащимся как обязательные. Наряду с ними важны альтернативные задания, которые ученик может выбрать добровольно. Этот подход – примечательная черта демократизации обучения.

        Организовать с/р учащимся помогает дидактический материал в виде карточек. Карточки позволяют обеспечивать индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

        Нередко домашняя работа учащихся носит индивидуальный характер. Домашние задания могут иметь разные цели: закрепление знаний и практических умений, систематизация и обобщение приобретенных знаний и умений, подготовка учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Предлагая задания, аналогичные тем, которые учащиеся выполняли дома, учитель имеет возможность убедиться, кто из ребят справляется с заданием самостоятельно, кто допускает ошибки, затрудняется. Наряду с этим выясняется готовность класса к усвоению нового материала, к выполнению более сложных заданий. Такого рода индивидуальные домашние работы носят и проверочный, и пропедевтический характер, так как направлены на выявление и актуализацию опорных знаний и умений, что служит подготовкой к усвоению нового материала.

         Обучение в школе математике это очень тяжелый труд, и если не учитывать индивидуальные особенности ребенка, то можно надолго отбить охоту учиться в школе.

         Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует информационные технологии. “Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни” (Е.И.Рерих). Апробировав информационные технологии, учитель сам не захочет работать по – старому, а его уроки превратятся в творческое общение с учениками и учеников между собой.

         Проанализировав опыт работы учителей начальных классов г. Карачаевска, КЧР по использованию информационных технологий нами были сделаны следующие выводы:

  • происходит переориентация на развитие мышления, воображения как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения;
  • обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности учащихся;
  • проявляется способность к сотрудничеству.

         Таким образом, из всего выше написанного можно сделать следующие выводы: в современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. К одному из важнейших методов относится внедрение информационных технологий в обучении младших школьников и использование их на таких предметах, как математика.

 

Список использованной литературы:

  1. Барышникова Г.Б. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования. – Я.: ЯГПУ, 2009
  2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад // Научное издание
  3. Бобко И.М. – Н.: СИОТ РАО, 1997-с.77-81.
  4. «Большая российская энциклопедия». – 2002.
  5. Информационные и дистанционные технологии в образовании: путь в XXI веке. – М.: 1999.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат,1975.- 304с.
  7. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования//Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1./Под ред.
  8. Молокова А.В. О перспективных направлениях в информатизации учебного процесса в средних общеобразовательных учебных заведениях file://Третий Сибир-ский Конгресс по прикладной и индустриальной математике: Тез. докл., часть V.-Новосибирск: инст. математики СО РАН, 1998.-с.146-147.
  9. prepod2000.kulichki/html/conferen.html

Кущетерова Ф.Т., Аманнаева М.Т. Роль информационных технологий как средство развития познавательного интереса при обучении математике

КЧГУ

        В 50-70-е годы XX века стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом.

         В настоящее время вся деятельность человека немыслима без использования компьютера. Компьютер оказался полезен во многих делах человека. Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху.        Вес информационной экономики постоянно возрастает. К числу наиболее актуальных проблем относится развитие и внедрение новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в социальную работу.

        Развитие компьютерных технологий позволило обществу подойти к глобальной проблеме информатизации, связанной с быстро возрастающими интеграционными процессами, проникающими во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство, управление.

        Эффективное управление различными социальными организациями и системами немыслимо без использования информации. Такая ситуация предопределяется тем, что управление в своей сущности есть подготовка, принятие и осуществление цепи последовательных решений управляющей системой на основе информации, отражающей состояние управляемого объекта и окружающей среды, а также степень исполнения (или невыполнения) принятых управленческих решений.

         Появление и развитие компьютеров – это необходимая составляющая процесса информатизации общества и образования. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

В настоящий момент происходит процесс «семиотизации» общества – появления и развитие многочисленных знаковых систем, благодаря которым образуется многокомпонентное «информационное поле», представляющее собой специфическое информационное окружение человека. Поскольку возможности информационных технологий являются безграничными, возникает проблема информационной (коммуникативной) адаптации человека в социуме. Современное общество осознало, что будущее немыслимо без информатизации всех сфер человеческой деятельности. Поток информации, с которым ежедневно, ежечасно сталкивается человек, становиться все более мощным. Стремительно нарастающий поток информации приводит к тому, что с каждым годом увеличивается разрыв между общим количеством научных знаний и той их частью, которая усваивается в учебном заведении.

Современный ученик должен:

  • уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях;
  • приобретать самостоятельно систему необходимых предметных знаний для решения практических задач;
  • владеть навыками преодоления стереотипов мышления;
  • развивать способности к адаптации в изменяющейся информационной среде; быть гибкой, мобильной, проявляющей проницательность, толерантной, творчески инициативной, конкурентоспособной личностью [6].

В связи с этим приоритеты в способах и методах обучения меняются от подачи готовых знаний к обучению способам поиска, хранения, выбора, качественной обработки информации и ее использования.

Программа информатизации – это комплекс мер, направленных на обеспечение использования оперативных знаний во всех видах школьной деятельности.

Цель современного урока – это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Большие возможности для ее реализации заложены в использовании компьютера в начальной школе.

Современная система образования предусматривает использование самых различных инновационных технологий. Это дает два основных преимущества – качественное и количественное.

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственно аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что среда мультимедиа много выше по информационной плотности.

Развитие новых информационных технологий в образовании, стимулирует разработку программных средств и приложений, реализующих методологические идеи, связанные с полуавтоматическим или автоматическим доступом к учебной информации, проверкой правильности полученных результатов, оценкой начальной и текущей подготовки и так далее.

Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

  1. активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
  2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
  3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
  4. снижению дидактических затруднений у учащихся;
  5. повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции;
  6. приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Современный специалист должен обладать фундаментальной информационной подготовкой, так как при возрастании объема научно-технической информации учебное заведение не в состоянии обеспечить субъекта обучения полным объемом знаний на всю его сознательную жизнь. Поэтому «стержнем» профессиональной компетентности является не информированность обучаемого, а умение использовать новые технологии, имеющие общественную ценность и огромное мотивационное стимулирующее значение; разрешать возникшие проблемы в разных сферах деятельности [3].

Информационные технологии имеют особое значение во всех сферах жизнедеятельности человека, особенно в обучении. Благодаря информационным технологиям и интернету, учащиеся получают возможность совместной работы над проектами (локализация партнера при этом не имеет значения), доступа к информационным банкам не только своей школы или ВУЗа, но и к другим источникам в стране и за рубежом. Они могут участвовать в телеконференциях.

Специфика компетентносного обучения средствами информационных технологий состоит в том, что учащимися усваивается не готовое знание, предложенное учителем, а прослеживаются условия происхождения данного знания. Создаются благоприятные условия для формирования и развития в процессе учебной деятельности личностных качеств учеников.

В начальных классах использование информационных технологий помогает учителю наглядно представить необходимые дидактические единицы учебной информации, повысить интерес младших школьников к математике, содействовать накоплению учащимися опорных фактов и способов деятельности по образцу.

При использовании информационных технологий в процессе обучения происходит существенное изменение учебного процесса:

  • переориентация на развитие мышления, воображения как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения;
  • обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности учащихся;
  • проявляется способность к сотрудничеству, самосовершенствованию, творчеству и др.

При использовании информационных технологий по-прежнему сохраняются все основные этапы урока.

В рамках традиционного урока электронные версии некоторой части учебного материала делают процесс получения знаний комплексным и эффективным. Они позволяют говорить о формировании ключевых компетенций школьников, заключающихся в:

  • способности к системному мышлению, к самостоятельным действиям в условиях неопределенности и непредсказуемости;
  • готовности проявлять ответственность за выполняемую работу;
  • способности самостоятельно и эффективно решать возникшие проблемы в процессе практической деятельности;
  • готовности к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с одноклассниками;
  • способности быстро и эффективно принимать решения, деятельно содействовать урегулированию конфликтов в решении возникших проблем;
  • способности быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач;
  • готовности к приобретению новых знаний и стремлению к самосовершенствованию;
  • понимании значения использования информационных технологий и владениями ими в процессе обучения;
  • способности к субъективной самооценке, рефлексии и другому.

На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого порой нельзя добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Но для того, чтобы учащиеся начальной школы могли в соответствии со своими желаниями использовать компьютер как помощник в учебе, надо позаботиться об универсальности их пользовательских навыков. Дети имеют право пользоваться современными средствами труда уже сегодня. С помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения можно заинтересовать учеников, облегчить усвоение материала [6].

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом и к математике в частности;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Информационные технологии представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

При использовании информационных технологий в процессе обучения происходит существенное изменение учебного процесса:

  • переориентация на развитие мышления и воображения, как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения;
  • обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности учащихся;
  • появляется способность к сотрудничеству, самосовершенствованию, творчеству и др. [5]

         Функционирование и развитие социальной сферы невозможно без обмена информацией. Внедрение современных компьютерных информационных технологий в социальную сферу определяется усложнением социально-экономических процессов в обществе, все большей их зависимостью от информации и организованных информационных потоков, невозможностью в современных условиях решать социальные, экономические, управленческие и иные задачи при обработке информации вручную. Автоматизированная обработка, хранение и распространение социальной информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств позволяет повысить качество социальной информации, ее точность, объективность, оперативность и, как следствие этого, возможность принятия эффективных и своевременных управленческих решений. Появление, развитие и функционирование информационных технологий сопровождается процессом информатизации, который представляет собой «организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов». [7]

        Анализируя роль и значение информационных технологий для современного этапа развития общества, можно сделать вполне обоснованные выводы о том, что эта роль является стратегически важной, а значение этих технологий в ближайшем будущем будет быстро возрастать. Именно этим технологиям принадлежит сегодня определяющая роль в области технологического развития государства.  Аргументами для этих выводов является ряд уникальных свойств информационных технологий, которые и выдвигают их на приоритетное место по отношению к производственным и социальным технологиям.

Список литературы

  1. Бобко И.М. – Новосибирск.: СИОТ РАО, 1997-с.77-81.
  2. Большая российская энциклопедия. – 2002.
  3. Информационные и дистанционные технологии в образовании: путь в XXI веке. – М.: 1999.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат,1975.- 304с.
  5. Михайлов В.А., Михайлов С.В. Место и роль новых информационных технологий в современном социально-экономическом развитии
  6. Оносова Н.П. Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере
  7. Ядов Г.Б. Информация и общество// Вокруг света. – 2004. – № 2.

Жумаева У.Я. СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск, Россия

 

Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся и обеспечивать переход от репродуктивных формально-логических, действий к творческим. Необходимо также помнить, что творческие способности рассматриваются как то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Поэтому нельзя не отметить огромное значение для РТС (развития творческих способностей) уровня развития психических механизмов — памяти, внимания, воображения и др. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся. К сожалению, именно этим так мало занимается нынешняя школа, хотя можно планировать работу по их формированию и развитию на основе специально разработанной системы задач, заданий и упражнений, и ввода рациональных приемов (в том числе и алгоритмов), ориентированных на организацию управляемой деятельности учащихся. Принципиальное значение в данном случае имеет и отработка приемов умственной деятельности.

Структура творческого урока включает в себя четыре этапа.

Первый этап. Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счет ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередования вопросов из разных областей знания, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.

Цель применения познавательных задач во время разминки: способствовать подготовке памяти, актуализация полученных ранее знаний к выполнению творческих заданий, создание благоприятного эмоционального фона и т. д.

Э. Кант в свое время писал, что в памяти важны три качества: быстрота запоминания, его прочность и проворство припоминания. Именно это «проворство припоминания», или, выражаясь современным языком, готовность памяти, является одним из важнейших условий РТС. Ученые доказали, что для возникновения «озарения» (инсайта) очень важно в нужный момент вспомнить то, что является базой для творческого решения проблемы и входит в фонд необходимых знаний. Плохая память, как известно, — это зачастую и плохое внимание, которое, однако, имеет способность к развитию при помощи системы задач.

Обучение должно быть победным! Особую роль в этом играют одобрительные реплики, стимулирующие работу учащихся и вселяющие в них уверенность в свои силы. («Хорошо, молодец! Не получилось — ничего страшного, зато я вижу, что ты активно работаешь, проявляешь умение мыслить, — и успех, конечно же, придет!») Подавляющее большинство учащихся, как правило, стараются работать изо всех сил, используя все свои возможности и способности. Очень важно помочь тем, кто послабее, поддержать и вдохновить их, вселить уверенность в том, что все препятствия преодолимы (разумеется, если учитель — друг, союзник, помощник).

Второй этап. Развитие психических механизмов как основы РТС (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). Развитое мышление, по выражению П. Блонского, проявляет себя в рациональных способах запоминания и припоминания. На этом этапе следует заниматься работой по их формированию и усовершенствованию на основе специально разработанных репродуктивных и логически-поисковых задач, ввода рациональных приемов ,в том числе и алгоритмов, ориентированных на организацию управляемой ,а не путем проб и ошибок, деятельности учащихся.

Третий этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.

Иногда говорят, что умение творить — удел немногих и творческая личность является даром богов. Может быть, в этом есть доля истины, так как известно, что Пушкины и Моцарты рождаются достаточно редко. Но мы говорим не о воспитании гениев, а о формировании личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно. Когда одного из французских математиков спросили, почему он такой гениальный, ответ был следующим: «Потому что я знаю три тысячи алгоритмов!» По мнению П. Я. Гальперина, инсайт (озарение), присущий открытиям, — это свернутый алгоритм и интеллектуальное творчество проявляется в умении человека в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Задачи данного этапа и выражают именно такой подход к проблеме развития творческих способностей.

Четвертый этап. Решение творческих задач, которые можно разделить на два типа. Первый — это собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Они требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Второй — это задачи повышенной трудности интегративного характера. Они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.

Литература:

  1. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. Под общей редакцией В.Н. Дружинина.
  2. Материалы Министерства Образования Российской Федерации. ГНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи». Архив материалов по проблеме: Банк данных по проблеме личностно-ориентированных технологий полусубъектных отношений в образовательной среде.
  3. «Лучшие тесты на развитие творческих способностей».
  4. Смекалка для малышей. Пособие для начальной школы.