Контлакова Ф.Р. КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ЮРИСТА И ДИАГНОСТИКА ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

Для просмотра содержимого Вам необходимо получить Логин и Пароль у Администратора системы Интернет-конференций.

Голаева Диана Харшимовна Нравственное воспитание старших дошкольников

Воспитатель МКДОУ № 2

«Красная шапочка»

(г. Карачаевск)

Аннотация. Воспитание в дошкольном возрасте направлено на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, достигнутых результатов. Основные задачи нравственного воспитания старших дошкольников содержат формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. У детей старшего дошкольного возраста формируются начала сложных чувств,

Ключевые слова. Воспитание, нравственное воспитание, дошкольник, деятельность, ценности, личность ребенка, личностная культура ребенка, нравственные чувства, положительные навыки, привычки поведения, нравственные представления,  мотивы поведения.

Annotation. Upbringing in preschool age is aimed at developing independence, cognitive and communicative activity, social confidence and value orientations that determine the behavior, activity and attitude of the child to the world. The structure of the educational process is the relationship of the main elements: goals and content, methods and means, achieved results. The main tasks of the moral education of older preschoolers contain the formation of moral feelings, positive skills and habits of behavior, moral ideas and motives of behavior in children. In older preschool children, the beginnings of complex feelings are formed,

Keywords. Education, moral education, preschooler, activities, values, personality of the child, personal culture of the child, moral feelings, positive skills, behavioral habits, moral ideas, motives of behavior.

Нравственное воспитание  детей старшего дошкольного возраста базируется  на общих закономерностях воспитательного процесса, а также на особенностях развития ребенка в период дошкольного детства.

Методологические основы процесса воспитания дошкольников определяют следующие положения и идеи:

  • ценность периода дошкольного детства и его существенное влияние для дальнейшего развития личности;
  • развитие личности ребенка как процесс социального наследования, активного присвоения элементарного социально – культурного опыта, отраженного в предметах культуры, знаниях, умениях, ценностях;
  • амплификация    развития ребенка как создание условий для разностороннего освоения культурного опыта и развития способностей;
  • определяющая   роль деятельности в воспитании. Воспитание дошкольника происходит в системе взаимосвязанных видов детской деятельности при ведущей роли игры;
  • развитие личности ребенка происходит            в условиях проявления

субъектной инициативности, субъектного опыта, становления субъектной позиции;

  • обусловленность воспитания дошкольников взаимодействием всех субъектов воспитательного процесса, детского сада и семьи, школы и других социальных институтов;
  • непрерывность воспитательного процесса, наличие общих направлений развития и воспитания ребенка на всех ступенях дошкольного возраста и сохранение содержательной преемственности в воспитании при переходе на ступень младшего школьного возраста [5].

Цель воспитания заключается в том, чтобы ввести маленького человека в мир культуры, способствовать разностороннему развитию его индивидуальных свойств и способностей, психическому и физическому здоровью, стимулировать и сохранять индивидуальность. Воспитание в дошкольном возрасте направлено на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру [5].

Воспитание ориентировано на целостную личность ребенка (ее активность, самостоятельность, гуманистическую направленность), вхождение его в современный мир, приобщение к культуре [5].

Задача воспитания заключается в становлении у детей базиса личностной культуры, развитии в дошкольном детстве основ культурного отношения к природе, рукотворному миру, обществу, к собственной жизни. (Это затрагивает как ценностные ориентации, так и средства познания, деятельности, общения.). Обеспечить базис личностной культуры — означает помочь ребенку в присвоении ценностей (красота, добро, истина), способов взаимодействия с людьми и проявлении эмоционально-оценочного отношения к миру.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, достигнутых результатов. Воспитательный процесс в детском саду активизирует механизмы саморазвития, самообучения, исследовательского поведения, инициативы и свободы самовыражения детей в разных видах деятельности и общении.

Воспитание детей старшего дошкольного возраста обладает собственными характерными чертами, обусловленными своеобразием развития психики дошкольников и возможностями освоения ими социокультурного опыта. Среди таких отличительных черт выделим определяющую роль взрослого в воспитании как транслятора ребенку культурного опыта; потребность постоянной опоры на чувства детей и наглядные примеры поведения, выполнения правил; непостоянность формируемых качеств и способов поведения, потребность в связи с этим постоянного упражнения и закрепления их ребенком в разных жизненных ситуациях; потребность педагогического сопровождения и поддержки ребенка в воспитании с учетом индивидуальности и темпа развития.

Основные задачи нравственного воспитания старших дошкольников содержат формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

Содержание нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста включает в себя следующие блоки:

  • воспитание гуманности как качества личности;
  • воспитание коллективизма;
  • формирование начал гражданственности и патриотизма;
  • формирование отношения к труду и трудолюбия [2].

Стержнем и признаком нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, конечно же, к самому себе. Исследования демонстрируют то, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

С раннего детства начинается формирование гуманного отношения к людям и природе. При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.

Следует отметить то, что воспитание гуманных чувств и отношений – процесс сложный и противоречивый.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности – одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.

Не стоит забывать о важном понятии в формировании нравственно- целевых ориентирах как «культура поведения».

Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

В содержании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста можно условно выделить следующие компоненты:

  • культура деятельности,
  • культура общения,

– культурно-гигиенические навыки и привычки [1].

Культура общения детей с взрослыми и сверстниками – составляющая основа культуры поведения.

Человек, как создание общественное регулярно взаимодействует с другими людьми. Ему нужны различные контакты: внутрисемейные, общественные, производственные. Каждое взаимодействие требует от человека умения придерживаться общепринятыми правилами поведения, обусловленными нормами морали. Взаимодействие детей дошкольного возраста, в первую очередь, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется взаимодействие со сверстниками, с педагогом и другими работниками дошкольного учреждения. Основная цель родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.

Уровень культуры общения ребенка с старшими и сверстниками – составная часть база культуры действия.

Какие наиболее значимые нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?

Вежливость – она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство предрасположенности. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как воспитанность. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Воспитанность детей обязана базироваться на доброжелательности, открытости, уважении к окружающим. Вежливость обретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Деликатность – сестра вежливости. Человек, наделенный данным качеством, не принесет неудобства окружающим, не даст повода чувствовать собственное превосходство своими поступками. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность – следует добиваться от детей, для того, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим выражались у них из благих побуждений.

Скромность – данная нравственная черта личности – коэффициент истиной воспитанности. Скромности сопутствует почтение и отзывчивость к людям и высокая требовательность к самому себе.

Общительность – в ее основе лежат компоненты доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные требования в выработке у детей культуры взаимоотношений. Дошкольник, испытывающий удовольствие от общения со сверстниками, с радостью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В данных проявлениях – истоки почтения к людям. Общительный дошкольник стремительнее обретает место в детском саду [1].

Воспитание культуры общения осуществляется в тесной взаимосвязи с формированием у детей навыков коллективизма. Создавая у детей стремление к общению, взрослые обязаны стимулировать даже самые незначительные попытки играть друг с другом.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен обладать способностью выражать к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Подобные формы общения проще усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, наблюдают за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

Культура деятельности – это бережный подход к вещам, игрушкам, книгам, природе, она является важным компонентом культуры поведения.

Культура труда и поведения – данные качества являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а далее продолжают развиваться и стремиться к совершенству. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые задания дома и в детском саду в обществе сверстников, дошкольник усваивает положительный опыт взаимоотношения с людьми, к труду, вещам.

Каждый вид детской деятельности формирует благоприятные возможности с целью реализации определенных задач воспитания, сопряженных с формированием культуры поведения дошкольников.

Дошкольник достаточно много знает об окружающем мире от родителей и из собственных наблюдений, одной из основных задач воспитателя является расширение и корректировка данных познаний, приводя их в систему, общепринятую в мире [3].

В этикетном поведении возвышена значимость нравственного аспекта, поэтому на него необходимо постоянно концентрировать внимание детей. Уважение личности ребенка, восприятие, дружелюбие и конфиденциальность формируют наилучшие условия для формирования культурного поведения. Обращаться к детям желательно по имени, их же приучать к обращению по имени и отчеству к старшим и педагогам. Испытывая положительные эмоции от общения с педагогом, дошкольники постоянно ждут встречи с ним, верят в правоту его слов. Нужный настрой создает выработанный общими усилиями порядок поведения в группе, на занятии, в котором основными правилами являются следующие: сопереживать, проявлять дружеское участие и терпение; доброжелательно воспринимать других; не отказываться от участия в играх и упражнениях; не стесняться своего незнания и неумения; не бояться ошибаться; не смеяться над другими. Стоит отметить то, что важно вводить в сознание ребёнка необходимость понимания своего места в мире, так как нет полного равноправия между отцом и сыном, старым и малым, педагогом и дошкольником.

Нравственные чувства, наряду с эстетическими и интеллектуальными, принадлежат к группе высших чувств. Чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Они имеют все шансы проявляться в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность          или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в взаимоотношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.).

У детей старшего дошкольного возраста формируются начала сложных чувств, например, чувство патриотизма. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, опеку, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются  искренностью,  непосредственностью, неустойчивостью. Воспитательная деятельность ориентирована на то, чтобы расширить мир чувств и эмоций детей, сделать их более устойчивыми, фундаментальными, осознанными.

Призывая детей поступать определенным образом, педагог разъясняет рациональность и правильность такого поведения. Разъяснение проводится на конкретных примерах, для лучшего усвоения. Это помогает дошкольникам постепенно осознавать единые моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Педагог беспокоиться о том, чтобы дети осознавали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается возникновение формальных знаний, когда дети обладают общими представлениями о том, как необходимо поступать, но не могут руководствоваться ими в повседневной жизни. У дошкольников формируются представления о явлениях социальной жизни, о труде взрослых, его социальной значимости, о патриотизме, о нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении к взрослым.

Сформированные нравственные представления служат базой формирования мотивов поведения, которые стимулируют детей к тем или иным поступкам. Отсутствие этических представлений препятствует детям контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.

Таким образом, можно сделать вывод, что особенности формирования нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста отражает модель, включающая совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих цель, задачи, психологические механизмы, педагогические условия и результаты исследуемого процесса.

Литература

  1. Бархатова, Л.С. Воспитание культуры поведения. // Дошкольное воспитание, №11. – 1989.- 12-13с. 
  2. Большой энциклопедический словарь /- М: Под ред Прохорова, А.М. Большая всероссийская энциклопедия, 1998 – 944с.  
  3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова. Под ред. А.М. Виноградовой. – 2-е изд., испр и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2011- 50с.
  4. Волобуева, Л., Авилова, Е. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А. Сикорского и В.М. Бехтерева / Л. Волобуева, Е. Авилова // Дошкольное воспитание. – 2007. – №3. – 88-91 с.
  5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для бакалавров по направлению 050100 “Педагогика” / Гогоберидзе, А. Г., Солнцева, О. В. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 464 с.

Джанибекова Медина Даудовна Формирование социальных умений дошкольников средствами этикета

МКДОУ детский сад № 2 «Красная шапочка»

(г. Карачаевск)

Аннотация. Проблема формирования у дошкольников социальных умений средствами этикета и правилах поведения является весьма актуальной. Расширение сфер жизнедеятельности современных лю­дей неизбежно приводит к необходимости внесения нового в традиционный этикет. В  обучении дошкольников правилам этике­та существуют два этапа: сначала формируют первичные представления о пра­вилах этикета, позже дают этикетные понятия, связь правил этикета, их нрав­ственную и эстетическую основу. Осваивая этикет, дети учатся общаться с людьми. Обучение правилам этикета происходит в процессе режимных момен­тов, через приобретение жизненного опыта. Формирование социальных умений средствами этикета вооружает детей техникой установ­ления коммуникаций и способствует, в конечном счете, формированию лич­ностной успешности.

Ключевые слова. Дошкольное образование, дошкольник, социальные умения, этикет, речевой этикет, формирование социальных умений, коммуникация.

Annotation. The problem of the formation of social skills in preschoolers by means of etiquette and rules of behavior is very urgent. The expansion of the spheres of life of modern people inevitably leads to the need to introduce new things into traditional etiquette. There are two stages in teaching preschoolers the rules of etiquette: first, they form primary ideas about the rules of etiquette, later they give etiquette concepts, the connection between the rules of etiquette, their moral and aesthetic basis. By mastering etiquette, children learn to communicate with people. Learning the rules of etiquette occurs in the process of regime moments, through the acquisition of life experience. The formation of social skills by means of etiquette equips children with the technique of establishing communication and ultimately contributes to the formation of personal success.

Keywords. Preschool education, preschooler, social skills, etiquette, speech etiquette, the formation of social skills, communication.

Дошкольный возраст многими исследователями характеризуется как несу­щий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира и себя. В этом смысле проблема формирования у дошкольников социальных умений средствами этикета и правилах поведения является весьма актуальной. Первоначальные представ­ления о правилах и нормах этикета ребенок получает дома, в семье. В последующем в детском саду затем следование этим нормам необходимо маленькому человеку для нормального существования в детском коллективе. Для дошкольника особое значение приобретает развитие у него навыков положительного взаимодействия с окружающими. Это способствует благополучно­му развитию ребенка. Чем раньше будет начато формирование социальных умений средствами этикета и правил поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоенные социально-этические правила поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.

Сущность понятия «этикет» понимается как внеш­нее проявление отношения к людям (обхождение с окружающими, формы об­ращений и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Слово этикет произошло от французского etiguette и имеет два значения: «яр­лык, «этикетка»; «церемониал», «этикет». Как указывает И.Г. Добродомов сло­во «этикет» обозначает своеобразный кодекс манер и правил поведения».

Этикет – это совокупность правил поведения, обеспечивающих поддер­жание существующих в обществе конкретного типа представлений (7, с. 89). И.Н. Курочкина, определяет его как сложное общественное образование он об­ладает структурой, группирующей поведенческие правила в зависимости от то­го, к какой социальной группе, к какой жизненной ситуации те относятся, а также какими средствами выражается уважительное отношение людей друг к другу. Словосочетание «уважительное отношение» принципиально важно, так как этикет, создан для того, чтобы у человека была возможность не только чув­ствовать, но и проявлять такое отношение, привлекать людей к общению, при­ятностью манер и т.д. (24, с. 48).

В настоящее время под «этикетом» принято понимать сочетание фор­мальных правил учтивости и вежливости со здравым смыслом и рационально­стью (1, с. 19).

Этикет выполняет в обществе регулятивную, опознавательную, иденти­фикационную, коммуникативную, этическую, эстетическую и воспитательную функции. Г.В. Белокурова утверждает, что знания правил этикета необходимы и государственным деятелям, и широким народным массам, и узко обозначен­ным социальным группам. Поэтому обучение детей правилам и нормам этике­та, принятым в обществе, является одной из важных задач в системе образова­ния и воспитания подрастающего поколения, способствует успешной социали­зации личности (2, с. 54).

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательными про­граммами ребенок в возрасте 6-7 лет должен знать и уметь выполнять:

  • правила столового этикета (правила аккуратного приема пищи, по­ведения за столом);
  • правила соблюдения культуры внешнего вида (одеваться в соответ­ствии с событием повседневная одежда, праздничная, одежда для культурных мероприятий с учетом своих индивидуальных особенностей и чувства меры;
  • поддерживать свою одежду и обувь в чистоте и порядке, умение привести внешний вид в порядок;
  • знания и умения речевого этикета (правила обращения к сверстнику и взрослому, правила ведения разговора по телефону, знание речевых этикет­ных формул – приветствие, прощание, выражение благодарности и т.д.) тради­ции и правила поведения в общественных местах: театре, на выставке, в музее, в кафе, в транспорте и т.д.);
  • правила этикета в разнообразных жизненных ситуациях (день рож­дение, ситуация знакомства, прием гостей и т.д.).

Развитие современной цивилизации таково, что содержание норм этике­та постоянно меняется. Расширение сфер жизнедеятельности современных лю­дей неизбежно приводит к необходимости внесения нового в традиционный этикет, создания новых правил поведения и взаимоотношений. Содержание (представление) о нормах этикета должно стать предметом обсуждения, анали­за, соотнесения с условиями реальной жизни, а потому столь актуально исполь­зование активных и интегративных методов в процессе формирования у детей представлений о правилах этикета.

«Представление – наглядные образы предметов, сцен и событий, возни­кающие на основе припоминания или продуктивного воображения. В отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления – к прошлому и возможному будуще­му» (6, с. 40-41).

Вопросы отбора содержания и методики формирования у детей до­школьного возраста социальных умений средствами этикета представлены в работах Курочкиной И.Н., С. А. Козловой, Т. А. Куликовой, Л. Ф. Островской, С. В. Петериной и др. Большинство исследователей единодушны в признании возмож­ности и необходимости раннего приобщения детей к нормам этикета. Исследо­ватели отмечают, что работа в данном направлении должна проводиться на ос­нове учета принципов ориентации на возрастные возможности и перспективы социального и познавательного развития детей в дошкольном возрасте, актив­ности ребенка как субъекта познания и культуротворчества, научной обосно­ванности образовательного процесса и взаимодействия его субъектов, связи знаний с повседневной социокультурной практикой и др.

И.Н. Курочкиной и С.А. Козловой предложено содержание социальных умений средствами этикета, доступных для детей. Выделяют три компонента:

  • представления о нормах и правилах этикета;
  • представления о способах выполнения норм и правил;
  • представления о роли норм и правил этикета в общении и взаимо­действии ребенка с окружающими людьми.

В соблюдении этикета высока значимость нравственного аспекта, по­этому на него необходимо постоянно обращать внимание детей. Уважение лич­ности ребенка, понимание, дружелюбие и доверительность создают наилучшие условия для формирования социальных умений средствами этикета и правил поведе­ния. Обращаться к детям желательно по имени, их же приучать к обращению по имени и отчеству. Испытывая радость от общения с воспитателем, дети все­гда ожидают встречи с ним, верят в правоту его слов. Необходимый настрой создает выработанный совместными усилиями порядок поведения в группе, на занятии, в котором основными правилами являются следующие: сопереживать, проявлять дружеское участие и терпение; доброжелательно воспринимать дру­гих; не отказываться от участия в играх и упражнениях; не стесняться своего незнания и неумения; не бояться ошибаться; не смеяться над другими (5, с. 6).

Очень важно вводить в сознание маленького человека необходимость понимания своего места в мире, так как нет полного равенства между отцом и сыном, старым и малым, воспитателем и дошкольником. Первый имеет опыт, знания, приоритет положения и много другое. Второй только начинает жизнь, приступает к ее изучению. Он может стать равным первому, проделав над со­бой огромную, серьезную и трудную работу. Осознание своего места вовсе не означает, что первые неуважительно относятся ко вторым, не считаются с их мнениями, не прислушиваются к их пожеланиям. Основа развития общества состоит во взаимодействии тех и других, их взаимопонимании и взаимопомо­щи. Это осознание происходит как в семье, так и в детсадовской группе (5, с. 6-7).

И.Н. Курочкина считает, что в обучении дошкольников правилам этике­та существуют два этапа: сначала формируют первичные представления о пра­вилах этикета, позже дают этикетные понятия, связь правил этикета, их нрав­ственную и эстетическую основу (5, с. 6).

Одна из главных задач, решаемая через познание детьми правил этикета, – обучение способам установления и развития коммуникаций. Осваивая этикет, дети учатся общаться с людьми: убеждать, договариваться, уступать в спорной ситуации, примиряться, отстаивать свое мнение, просить о помощи и предла­гать ее, приветствовать, благодарить. Он осознает, что, если хочешь, чтобы с тобой общались и вели совместные дела, надо выглядеть так, чтобы окружаю­щим твой внешний облик доставлял удовольствие, т.е. всегда выглядеть краси­во, эстетично, привлекательно и соответственно ситуации.

Старшие дошкольники могут анализировать свое поведение и поведение других людей, способны к нравственному выбору, т.е. к такому поведенческо­му шагу, который не ущемляет интересы детей группы, воспитателя, родителя, любого человека, с которым они обращаются. Расширяются коммуникативные возможности детей. Ребенок становится субъектом, регулирующим собствен­ное поведение.

Обучение правилам этикета происходит в процессе режимных момен­тов, через приобретение жизненного опыта. В старшей группе воспитатель продолжает формировать у детей понятие об этикете, о его нравственной и эс­тетичной основе. Старшие дошкольники овладевают правилами этикета, осо­знают их необходимость и взаимосвязь. Закрепляют полученное знание соб­ственным поведением и построением отношений с детьми и с взрослыми. Со­здают доброжелательную обстановку, в которой благополучно развиваются, ощущая себя успешными людьми. Главное, что они усваивают: этикет создан для проведения уважения к людям (4, с. 50).

Жизнь ребенка в детском саду и за его пределами сопровождается пра­вилами поведения, благодаря которым он проявляет уважение к людям, настра­ивает окружающих на общение с собой, привлекает к совместной деятельности и переживает состояние успешного осуществления своих дел (4, с. 51).

Таким образом, формирование социальных умений средствами этикета приво­дит дошкольников от выполнения внешних, общепринятых форм поведения к усвоению нравственных принципов; от техники поведения к нравственной и эс­тетической поведенческой основе. Также, вооружает детей техникой установ­ления коммуникаций и способствует, в конечном счете, формированию лич­ностной успешности.

Литература

  1. Баринова Е.В. Уроки вежливости и Доброты: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития/ Е.В. Барино­ва-Ростов н /Д;Феникс,2014.-253с.  
  2. Белокурова Г. В. Формирование социальных умений дошкольников средствами этикета. «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Г ерцена» Выпуск№ 74-2 / 2008 стр. 53-56  
  3. Курочкина И. Н. Обучаем дошкольников правилам речевого этике­та, журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика» Вы­пуск № 6 / 2010 стр. 48-53   
  4. Курочкина И.Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности. – М.: Эконинформ, 2012. – 147 с.
  5. Курочкина, И. Н. Этикет. Методика обучения и воспитания в обла­сти дошкольного образования : учебное пособие для СПО / И. Н. Курочкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 122 с. — (Профес­сиональное образование). 
  6. Мадорский Л.Р., Зак З.А. Музыкальное воспитание ребёнка, Москва: Издательство “Айрис-пресс”, 2011. – 128 с. 40-41 
  7. Муза Д.Е. Этика и эстетика: Учебное пособие (для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения). – Изд. 2-е, испр. и доп. – До­нецк: ДонНТУ, 2011. – 188 с.   

Айбазова А.К.А на лиз програ мм и уче бников для ре ше ния за да ч

Карачаево-Черкесский государственный университет им.У.Д.Алиева

 Для на ча ла  выясним на сколько ре а лизуе тся програ мма  обуче ния в уче бника х по ма те ма тике  в на ча льной школе .  В де йствующих програ мма х и уче бника х не  ра ссма трива ются эле ме нты   логиче ской соста вляюще й. Но,  уже  на чина я с пе рвого урока   математики, учите ле м   используе тся слово «каждый”. На  вопрос “сколько?”, чтобы получить отве т, он   пре дла га е т ученикам, пока зыва я на  ка ждый пре дме т, посчитать их.

Слово “и” используе тся учителем уже  на  2-ом уроке  в первом кла ссе  при сче те  различных пре дме тов, а слово “или”  используется  при ра ссмотре нии отноше ний  “>”, “<“, “=” на 8  уроке , слово “все ” – уже  на  8 уроке при изуче нии те мы:   “Числа  1 и 2”. Зна чите льно поздне е  учите ле м    используется слово  «не которые ». Ка к изве стно,  смысл противоположных понятий, которые ра ссма триваются  одновре ме нно, ус­ваивается  на много легче.

В на стояще е  вре мя   де йствующие  уче бники по ма те ма тике для 4-летней на ча ль­ной школы не  дают  объясне ния этих ва жных слов для раз вития логиче ской гра мотности, видимо, потому, что пре дпола га е тся осмысление    этих слов дошкольника ми. Но, в программе  дошкольного воспита ния также не  достига е тся уяснения  смысла .  этих слов. Они не  включены  в список используе мых  ребенком слов. Вме сте  с те м, согласно иссле дованиям, в том числе  и на шему экспе римету, показали:

а ) не которые   ученики  1 кла сса  пра вильно осваива ют смысл ука за нных выше слов,  и сре ди уча щихся встре ча ются та кие , которые  нужда ются     в спе циа льных упра жнениях,  на пра вляе мых на  уяснение   смысла  данных  слов;

б) мла дшим школьника м  доступно этих понима ние  смысла  слов ,  их пра вильное  использование. В связи с этим не обходимо   боле е  эффе ктивные прие мы для объясне ния   смысла  слов и добавления  их в а ктивний слова рь.

II. Уме ния сра внива ть.  Ка к мы  ука зыва ли, те рмин “сра внить”   рассматривается  в 2-х смысла х:

а) для уста новки  количе стве нных отноше ний;

б) для уста новки отноше ний сходств  и ра зличий объе ктов, групп объе ктов.

Некоторые а вторы отме ча ют, что уча щихся на до научить  сра внива ть пре дме ты по : 1) размеру, 2) форме , 3) расположению, 4) на зна че нию.  Однако  сложившаяся ме тодика  пре пода ва ния ма те ма тики в на ­чальных  классах обычно понятие  “сра внить” используе тся лишь в 1-ом  смысле : для уста новки количе стве нных отноше ний : «>», «<», «=». На приме р,   согла сно програ мме  учите лю на до: на учить де те й сра внива ть  «2  группы пре дме тов , где  на до  выяснить, в которой из групп  соде ржится больше  или ме ньше  пре дме тов , а  та кже   ра вное  число пре дме тов”. Та ка я ра бота  в данном  на пра вле нии ведется  систе ма тиче ски. Са ма  же  операция   сра вне ния , ка к уста новле ние  отноше ний ра зличия и сходства  объектов,  в програ мме  ма те ма тики для на ча льных  кла ссов не  являе тся спе циа льным объе ктом изуче ния и т.д. Са м смысл  сра вне ния ка к общий  способ  установления ра зличия и сходства  до созна ния учащихся  не  доводится. Задания же   сра вне ние  ка к обще го способа  уста новле ния сходства  и ра зличия пре дста вле ны в уче бнике  1 класса лишь в не большом количе стве .  

  Игры “Что изме нилось?”,   “На низыва ть бусы” встре ча ются в уче бника х доста точно ре дко.  В проце ссе  игры “Что изме нилось?”   учащиеся должны  уметь  сравни­ва ть по форме  , ра зме ру, ра сположе нию и т.д. При прове де нии 2-ой игры уча щие ся должны вла де ть не  только  умение м  сра внива ть, но и уме нием  подме чать за кономе рность и в связи с не й сде ла ть выводы о свойствах ха ра кте ристиче ских ка ж­дой после дующе й фигуры. Но са мо формирование да нного  уме ния не  подразумевается.

В 3-м  кла ссе  уча щие ся  используют больше е   число призна ков (свойств), ко­торые   принима ются  за  основа ние  сра вне ния. Например,  в итоге  изу­чения те мы  «Нуме ра ция чисел» уча щие ся  должны    при сра вне ­нии двух  чисе л не  только уметь ука за ть, ка кое  из чисел «>» или «<», та кже  уме ть  сра внить количество е диниц ка ждого кла сса , ка ждого ра зряда , уметь сра внить количе ство цифр, которые используются для за писи числа ,  также количе ство ра зличных цифр. В связи с этим, уча щие ся в 3 кла ссе  должны уметь выполнять сра вне ние  и в смысле  уста новле ­ния количе стве н-х отноше ний,  и на  боле е  высшем уровне , т.е . ка­че стве нном.

В уче бнике  3-го  кла сса  даны  за да ния, где  сра вне ние  выдвигается  ка к сре дство обуче ния:

а ) за да ния на  сра вне ние  выра же ний , а  та кже   значений, приче м, эти выра же ния будут отлича ться порядком выполне ния де йствий. Такие  за да ния отлича ются от   ранее пре дложе нных те м, что к  ряду призна ков,  принима вшихся  за  основа ние сра вне ния, доба вляе тся е ще  1 – поря­док выполне ния де йствий.

б) за да ния на  сра вне ние  а лгоритмов умножения на  3-х зна чное  число и умноже ния на  2-х зна чное  число.

     в) за да ния на  сра вне ние  прие мов вычисле ний.

     г) за да ния на   сра вне ние  площа ди фигуры, с помощью сче та  количе ства   ра вных ква дра тов (кле точе к),   которые  ра збиты фигуры.

д) за да ния на  сра вне ние  дробе й.

За да ния  г), д), представляются на  ге оме триче ском ма те риа ле , но их сравнение може т выполняяться и на  количе ств-м уровне .

III. Уме ние  выдвига ть гипоте зу. Данному  уме нию сле дуе т обучать  с е ще  1-х  уроков ма те ма тики, но это не  пре дусмотре но действующей програ ммой. В уче бнике по ма те ма тике  име ются за да ния, которые косве нно способствуют формирова нию этого уме ­ния.

Формирова ние  данного уме ния выдвига ть гипоте зу не обходимо осуще ствлять во вза имосвязи с   выделенными ра не е  логиче скими  уме ­ниями.

V. Уме ние  уста на влива ть отноше ния  обще го и ча стного.

Не которые  за да ния,  да нные  в уче бнике  второго кла сса  на пра вле ны на   установлении отношения ча стного и обще го. Та кие  за да ния  нужда ются в переформулировке, уточне нии. Это не обходимо для того,  чтобы отноше ние  обще го и ча стного выступа ло в них  за да ниях на  1 плане, та кже  было боле е  ре лье фным ,  а  гла вное  осозна ва лось уча щимися.

Ита к, а на лиз содержания уче бников, используе мых при обуче нии ма те ма тике  в на ча льных кла сса х  пока за л, что количество за да ний, при помощи которых в первом  и во-втором  кл. формируются уме ния узна ва ть пре дме ты по зада нным призна ка м,  уста на влива ть отноше ния обще го и ча стного, не доста точным, они все однотипны, поэтому их число должно   увеличива ться и  за да ния должны быть  по соде ржа нию  разнообразными,  пре дста вляться  в систе ме .

VI. Уме ние  ра спре де лять пре дме ты по опре де ле нным призна ка м

в группы. Данное  уме ние  ва жно в подготовите льном эта пе  обуче ния  приему классификации. Мла дшие  школьники с  просте йшими случа ями этого прие ма     зна­комятся лишь в не явном виде . Со второго кла сса ра ссма трива ются, к приме ру, че тные  и не че тные  числа . Е сть конечно упра жне ния, которые ка са ются вопро­са  группировки, но их число не зна чите льно и вы­полняются они применения  та блиц, схе м, и потому  учащие ся ча сто не  понимают са м фа кт группировки.

VII. Уме ние  получа ть умоза ключе ния. Уча щие ся на ча льной школы используют сле дующие  умоза ключе ния 1): от е диничного к е диничному, 2): от е диничного к обще му, 3): от обще го к е диничному.

  Пе рвый вид умозаключений вида  получа ют по а на логии, второй – на  основа нии индукции, а тре тий  – на  основа нии де дукции. Наприме р умоза ключе ния 1-го  вида  выска зывания А  : 7 – однозна чное  чис­ло, та к ка к используется все го одна  цифра  для за писи этого числа , выска зыва ние  В: 8 – та кже  однозна чное  число, та к ка к  для за писи используе тся всего одна  цифра , или выска зывание  С: 28 – двузна чное  число, та к ка к  для е го запи­си используются 2 цифры.

‘Та ким обра зом, а на лиз уче бников по ма те ма тике, ме тодиче с­ких ре коме нда ций, изучение   пе да гогиче ского опы­та говорит  о том, что нынешний курс ма те ма тики для на ­ча льной школы дает большие  возможности для вырабатывания уме ния получа ть умоза ключе ния. Спе циа льных уроков дл прове де ния та кой ра боты не  тре буе тся. 

       А на лиз   учебников по ма те ма тике   пока за л, что не которые  соде ржа щие ся в них за да ния способствуют  вырабатыванию отде льных логи­че ских уме ний. Но, в них  отсутствуе т це лостна я система ра звития начал ма те ма тиче ской культуры  уча щихся на ча льных кла ссов.

   Н.Б.Истомина  отме ча е т, что це лью пре дла га е мой систе мы уче бных за да ний являе тся не  только созна ­те льное  и прочное  усвое ние  зна ний, уме ний и на выков, но и овла ­де ние  прие ма ми умстве нных де йствий. К приме ру, при изу­чении 1-й те мы в 1 кла ссе  “Призна ки пре дме тов”   выполняется  зна комство с та кими понятиями, ка к  “форма”, “призна к”, “ра зме р” и  усвоение логиче скими прие ма ми  (синтез, а на лиз, сра вне ние ). В уче бника х  наблюдается логиче ска я линия при усвоении ма те ма тике .

 В связи с те м, что   экспе риме нта льные  уче бные  пособия осуществляют систе мы обуче ния, которые являются,  по на ше му мне нию, ма ло пе рспе к­тивными  ,  мы не  ста ли воплоща ть в жизнь их на уч­но-ме тодический а на лиз. Но, к сожа ле нию,  ни одно из имеющихся уче бных посо­бий по ма те ма тике  для на ча льных кла ссов не осуще ствляет   логи­ко-а лгоритмиче скую линию, котора я являе тся  одной из соде ржа те льных линий курса   по ма те ма тике , хотя в да нном проце ссе   на зре ла  не обходимость.

Список использованной литературы:

  1. Васенина. Е. А. Общение на уроке информатики / Информатика и образование. 2004. – №8. – с. 12-18.
    1. Окулов. С. М. Информатика: Развитие интеллекта школьников / С. М. Окулов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 212 с.

Айбазова А.К. Основы формирования математической куль-туры у младших школьников

Карачаево-Черкесский государственный университет им.У.Д.Алиева

В процессе обучения математике   ведется речь  о развитии  логи­ческой грамотности и    математической культуры. Рассмотрим эти понятия.

Для начала  рассмотрим известные  в методике математики понятия  «ло­гическая культура и грамотность».  Под логической грамотностью можно принять знания основных мыслительных операций,   структуры форм логического мышле­ния, а логическая культура предполагает   знание   и владение подобающими мыслительными операциями, умение выде­лить структуру форм логического мышления,  совершать  перенос приемов деятельности мыслительной из одной области знания в другую. Содержательный и смысловой анализ этих понятий, как культура и грамотность, позволил определить   отношения между ними. Смысл понятия  математическая «культура» является шире   понятия «грамотность».

Рассматривая  особенности психологические и возрастные учащихся, можно говорить о формировании  лишь отдельных элементов математической культуры младших школьников  в курсе на­чальной математики.    

Одой из важных моментов в успешном освоении математическим мышлением является математическая культура. Проблема  развития математической грамотности – есть  свободное обладание некоторым комплексом несложных поня­тий и действий. Важно установить  минимум математических знаний, которы­ми должен  владеть каждый человек,  каждый выпускник средней школы, независимо от, того какую   профессию он выберет. Поступающие в школу дети,   уже владеют  некоторыми математическими понятиями, но дальнейшего  систематического их развития  не происходи.

Для подготовки учащихся начальных классов к обучению в школе, выделяются  ЗУН, которыми должны овладеть школьники. При проведении подготовительной работы по формированию математической культуры  учащихся начальных классов надо основываться на общих дидактических принципах преемственности, межпредметности, систематичности, считая их важными для реализации математической подготовки. Надо вести термины: признак, также отличительный признак объекта,  группы объектов и т.д.. Математические упражнения, дают  малый про­цент   общего числа упражнений, которые предлагаются  младшим школьникам в процессе изучения математике.  

Можно использовать опреде­ленный   минимум логических ЗУН, для того, чтобы выделить элементы математической составляющей. Мы их будем использовать для  успешного овладения  математическими зна­ниями  и умениями учениками начальных классов.

К основным  элементам  математической культуры составляющей обучения мате­матики в начальной школе относятся:

  •  владение смыслами таких слов, как: «все», «и», «каждый», «не­которые», «или».

 сформированность следующих умений:

  •  сравнить;
  •  узнать объект по данным признакам;
  •  установить отношение общего и частного;
  • распределить предметы по группам , согласно   определенным признакам;
  • выдвинуть гипотезы;
  • сделать умозаключения;
  • обосновать умозаключения.

Ученикам  начальных классов предлагается усвоить смысл этих слов и математических операций, что будет способствовать развитию личности, учебно-познавательной мотивации, развитии математического языка, мышления. Данный  элемент математической составляющей является одним из главных, без  которого  невозможно полноценное освоение курса математики начальной школы.  Знание смысла таких слов, как :  “или”, “и”, “некото­рые”, “все”, “каждый”, нужно   для правильного осмысления  и текстов различных  за­дач,  и инструкций к заданиям, и  разнообразных умозаключений, которые имеют  место в начальном курсе математики.

В своей работе К.Д. Ушинский  писал: «Необходимо научить учеников начальных классов умению проведения  сравнения. Прием сравнения следует обучать учащихся еще с первого года их учебы» [1].

Формирование личности будущего специалиста требует совершенствования понятийной культуры языка как развития одной из сторон его общей культуры. Этот процесс связан с осмыслением математической терминологии, что позволяет установить распределяемость понятий по классам, курсам, урокам; определить их повторяемость; выделить «гнездо» понятий, показать их взаимосвязь и взаимопереходы; осуществить внутри- и межпредметные связи; сформировать первичные научные понятия. Однако эта проблема еще недостаточно решена по отношению к профессиональным училищам. Зна ние  отде льных ма те ма тиче ских те рминов и символов, те сна я вза имосвязь ра боты на д форма ми (понятиями, сужде ниями, умоза ключе ниями) с ра ботой на д е диница ми языка  (слова ми, словосоче та ниями, пре дложе ниями), ре а лизуя ма те ма тиче ское  мышле ние  и ма те ма тиче ский язык в е динстве , способствуют ра звитию обще языковой культуры уча щихся, обе спе чива ют созна те льность и прочность усва ива е мых зна ний. Да нна я пробле ма  та кже  сла бо ра зра бота на  в пе да гогиче ской на уке.

Уче ники на ча льной школы а ктивно изуча ют и   выра жа ют свои мысли с помощью ма те ма тиче ских понятий:  многоугольники, количе ства , формулировки и другие опре де ле ния, ра зличные  формулировки,  которые    рассматриваются лишь  на   соде ржа те льно-интуитивном уровне .    Уче ники на ча льной школы де ла ют уклон на  изуче ние  пре дме тов по за да нным призна ком. Это да е т возможность ими узнавать пре дме ты по за да нным призна ка м и ра звить уме ния опе рирова ть ими. Это эле ме нт математической  соста вляюще й, который не обходим для подготовки  к ма те ма тиче чкой культуре , которая в свою оче ре дь  не обходима в проце ссе   изучения ма те ма тики в  на ча льной школе .

В на ча льной школе  для учите ля ва жным являе тся на учить ре бе нка  са мостояте льно за нима ться, получа ть зна ния. Игра  продолжа е т оста ва ться  для уче ников на ча льной школы са мым а ктивным и гла вным условие м ра звитие м инте лле кта .

При выде ле ний та ких понятий ка к четырехугольник –многоугольник, которые  на ходятся в отноше нии ча стного и обще го получа е тся осозна нное  за кре пле ние  зна ний, опре де ле ний по курсу ма те ма тики в на ча льной школе .   

Подде ржива ть инте ре с к ма те ма тике  в на ча льных кла сса х можно ма те ма тиче ской культурой са мих уча щихся:  за да ч, вопросов, за да ний на  урока х.

Пе да гогиче ски опра вда нна я ма те ма тиче ска я культура  мла дших школьников име е т це лью привле чь внима ние  де те й, усилить е го, а ктивизирова ть их мыслите льное  де йствие . Ма те ма тиче ска я культура  в этом смысле  не изме нно не се т эле ме нты остроумия, игрового на строя, пра здничности. Ма те ма тиче ска я культура  служит основой для проникнове ния в созна ние  ре бят чувства  кра сивого в са мой ма те ма тике . Ма те ма тиче ска я культура  ха ра кте ризуе тся на личие м ле гкого и мудрого юмора  в соде ржа нии ма те ма тиче ских за да ний, в их оформле нии, в не пре двиде нной ра звязке  при выполне нии этих за да ний.

Имеющий  эле ме нт математической соста вляюще й  в чита е мом плане учит уча щихся на ча льных кла ссов проводить кла ссифика ций. Сформированность уме ния ра спре де лять пре дме ты согла сно уста новле нным  призна ка м в группы содействует систе ма тиза ции зна ний,   т.е . успешности овла де ния знаниями.

д)    уме ние  выдвига ть гипоте зы.

Д.Пойя, изве стный ма те ма тик   отмечал, что, в проце ссе  обуче ния ма те ма тике , вме сте  с обуче ние м уча щихся уме нию  доказывать,   сле дуе т  та кже   обуча ть уме нию  догадываться. И пра вда , пре жде  че м дока за ть или опрове ргнуть ка кое -либо утве ржде ние , нужно вна ча ле  получить е го. «О ма те ма тиче ских фа кта х сна ча ла  дога дыва ются, а  за те м их дока зывают».

Начиная уже  с на ча ль­ных  кла ссов не обходимо формирова ть у уча щихся уме ния выдвига ть гипоте зу, де ла ть пре дположе ние .   

Нужно  учить мла дших школьников  не  только аргументировать ка кие -либо утве ржде ­ния, та кже  учить опрове рга ть их с помощью  ука за ния, хотя бы одного  приме ра , для которого данное утве ржде ние  ложно.

Список используемой литературы:

  1. Семашко A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 2002.- С. 189.
  2. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа – 2001. – № 10.- С. 34-37.