Есть разные способы и методы формирования интереса к учебному процессу: в школе одни методы, дома другие. Для формирования устойчивых интересов детей необходимо сотрудничество семьи и школы. Первыми учителями ребенка являются родители. Под руководством родителей и старших членов семьи дети впервые начинают познавать окружающий мир, готовятся к жизни и работе. Первые навыки и привычки поведения, взгляды и убеждения начинают развиваться в семье. Однако немало важную роль в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста играет школа.

Через школу, государство помогает семье в воспитании детей, влияет на содержание и организацию семейного воспитания. Большинство родителей понимают и поддерживают требования учителей, чтобы правильно воспитывать своих детей и поддерживают школу в ее сложной и многогранной работе. Однако есть и такие родители, которые заперты в тесном семейном кругу, и противодействуют требованиям государственного образования, поддерживая свой стиль взаимоотношений с детьми. Многие родители балуют, нежат детей, стремясь удовлетворить все их желания. Это, в конце концов, отрицательно сказывается на их воспитательной работе. Дети получают плохие оценки, не делают домашнее задание. Обнаружив эти недостатки, учителям приходится принимать меры педагогического характера. Часто в семейном воспитании допускается и другая крайность – чрезмерная строгость, подавление самостоятельности детей. В этом случае, родителям необходима консультация учителя. Нужно порекомендовать  родителям быть более чувствительными и внимательными к детям, не подавлять их инициативу и самостоятельность.

Иногда в процессе семейного и школьного воспитания возникает несогласованность. Это усложняет процесс формирования сознания и поведения детей. Чтобы работа школы с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы и методы общения с ними. Таковыми могут быть родительские собрания, создание родительского комитета, проведение классных часов с участием родителей и т.д. В этом случае классные руководители будут работать согласованно с родителями и могут достичь положительного результата. Тесный союз семьи и школы значительно расширяет сферу организованного воспитательного воздействия на учащихся и помогает более эффективно решать проблемы образования.

В теории и на практике, определены три формы работы с родителями: индивидуальные, групповые и массовые.

Массовые формы работы с родителями:

– педагогические лекции;

– вечер вопросов и ответов;

– общешкольные и классные родительские собрания;

– организационные и тематические совещания;

– встречи-дискуссии, семинары;

Групповая работа:

– работа с родительским комитетом класса;

– встреча-беседа группы;

Индивидуальные формы:

– характеристика ученика;

– индивидуальные учебные задания;

– индивидуальные педагогические беседы;

– работа с неблагополучными семьями;

– педагогическая консультация [8,  32].

          Для уточнения характера отношений в семье в разговоре с родителями, нужно начинать разговор с проблем поведения ребенка в школе, и грамотно объяснить родителям, что источником проблемы могут являться семейные отношения. Поэтому в интересах родителей, вступать в доверительный контакт с учителем, и сотрудничать. Таким образом,  можно составить общее представление о психологическом климате в семье. Неоценимую помощь в этом могут составить родительские собрания, проводимые по определенному плану, с последующим обсуждением поднятых проблем обучения детей, психического развития, взаимоотношений со сверстниками, и поведения в целом.

На наш взгляд, причины сложных взаимоотношений между родителями и детьми кроются в несостоятельности родителей, не способности выполнять материнские и отцовские обязанности из-за инфантилизма людей, создающих семью, что в свою очередь противодействует успешному обучению школьника. В. А. Сухомлинский говорит: «семья берет на себя весомую  долю заботы о всестороннем развитии ребенка. Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на младшего школьника, каковы требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребенка. Это важно для того, чтобы не возникли ситуации, когда в школе требуют одно, а в семье – другое. Если у родителей появляются сомнения в правильности требований учителя и методике обучения, следует поговорить об этом с педагогом, а не пытаться дома переучить ребенка».

        Интерес к обучению нужно специально воспитывать: чтобы вызвать положительное отношение к предмету  деятельности. Пути появления интереса у ребенка: эмоциональное отношение к делу; воспитание сознательности, серьезного дела, осознание социальной значимости, нужности выполняемого дела.

  • Эмоциональное отношение к работе выражается в использовании игровой обстановки: игры-упражнения, игры-загадки, кроссвордов, головоломок, ребусов, лабиринтов, игр-соревнований, сюжетно-ролевых игр.

Иногда  родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается  роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и  возрастает. Обратим внимание на слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского. Он говорит: «семья берет на себя весомую  долю заботы о всестороннем развитии ребенка. Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на младшего школьника, каковы требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребенка. Это важно для того, чтобы не возникли ситуации, когда в школе требуют одно, а в семье – другое. Если у родителей появляются сомнения в правильности требований учителя и методике обучения, следует поговорить об этом с педагогом, а не пытаться дома переучить ребенка».

Какую помощь может оказать семья ребенку, начинающему обучение в школе?

  1. Воспитывайте у ребенка отношение к учебе не как к тяжкой повинности, навязываемой взрослым, а как к познанию окружающего мира, проявляйте сами уважение к учителю, раскрывайте детям особенности и значение его труда, воспитывайте интерес к одноклассникам. Надо имейте в виду, что информация о школе, учителе, детях, которую вы получаете от своего ребенка, может быть субъективной, искаженной. Необходимо самим быть ближе к школе, чтобы иметь реальные представления о том, в какой помощи нуждается ребенок.
  2. Терпимо относитесь к тому, что ребенок не сразу усваивает новые знания, овладевает учебными навыками, не впадайте от этого в панику и не делайте преждевременных выводов. Необходимо   избегать таких оценок: «не думал», «не стараешься», «не выучил».

Если  ребенок будет бояться, что  его поругают за плохую успеваемость, накажут, это не только не способствует желанию учиться, интересу к знаниям, но и вызывает нежелательное отношение к процессу обучения и учителю, разрушает взаимоотношения в семье. Страх – отрицательное явление, как в воспитании, так и в обучении.

  1. При возникших у ребенка трудностях  в обучении не обвиняйте в  них его самого. Чрезмерная строгость,  осуждение, угрозы не только  не стимулируют желание преодолевать  трудности учения, но и лишают  ученика уверенности, что он  с ними справится, формируют  чувство вины, сознание собственной неполноценности. Постарайтесь вместе с учителем разобраться в причинах возникших трудностей и помогите устранить их. Задумайтесь над тем, что вы сами делаете не так. Почему ребенок испытывает трудности? Как помочь ему их преодолеть?
  2. Ни в коем случае ребенок  не должен ощутить, что неуспехи в школе могут лишить его любви родителей. Если члены семьи ставят свое отношение к школьнику в зависимость от полученных им оценок («я не могу и не хочу любить двоечника»), то они отдаляют его от себя, а значит, уменьшают возможность своего влияния на него.
  3. Хвалите ребенка часто, особенно в первый год школьной жизни.  Он должен знать, что в  него верят: «Я знаю, ты этому  обязательно научишься, у тебя  уже стало лучше получаться».  Только уверенность ребенка в том, что он любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха.  Надобность в общении – первая общественная надобность детей. Общение взрослых и ребят всякий раз случается на психологической базе, для него свойственно сопереживание.

Это обогащает ребенка нравственно и духовно, готовит его более глубоким переживаниям, более восприимчивым требованиям старших.

Чем продолжительнее по времени и богаче по содержанию общение детей с членами семьи, тем больше он обогащается духовно.          Фундамент будущей  личности ребенка начинает закладываться с момента рождения под воздействием старших, в будущем это отражается во взаимодействии семьи и школы.