КЧГУ

Модернизация системы профессионального образования побудила нас к выбору эффективного механизма, способного  подготовить конкурентоспособного специалиста.

В результате анализа методологических основ проектной деятельности мы пришли к выводу, что проектная деятельность может служить эффективной технологией подготовки квалифицированных специалистов. Некоторые результаты нашей работы представлены в настоящей статье.

В рамках дисциплины «Технология исследовательского обучения математике» студенты педагогического факультета КЧГУ объединяются в творческие и проблемные группы для работы над различными вопросами, связанными с актуальными направлениями педагогической деятельности.

В ходе наблюдения за  работой студентов над проектами нами  были сформулированы следующие задачи:

– выявить специфику реализации проектной деятельности студентов в рамках изучения дисциплины «Технология исследовательского обучения математике»;

– определить организационно-методические основы и педагогические условия реализации проектной деятельности студентов в режиме междисциплинарной интеграции;

– разработать и апробировать модель организации проектной деятельности студентов в рамках изучения дисциплин «Технология исследовательского обучения математике».

В реализации проектной деятельности можно выделить несколько этапов.

Первый этапом обучения проектной методике является выполнение самими студентами творческих проектов, а затем обучение организации студентами проектов в начальной школе.

На первом этапе обучение студентов проектно-исследовательской деятельности осуществляется по следующей схеме:

– мотивация исследовательской деятельности;

– выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

– обоснование актуальности выбранной темы;

– постановка конкретных задач и цели исследования;

– определение объекта или предмета исследования, выдвижение гипотез;

– доказательство или опровержение гипотезы;

– сбор материала, анализ и обобщение полученных данных;

– описание процесса исследования;

– вывод и оценка полученных результатов;

– защита выполненного проекта;

– рефлексия.

Для подведения итогов работы на данном этапе студентам предлагается выполнить простейшие проекты в виде презентаций.

На втором  этапе выполняется обучение организации проведения учебного проекта в школе.

Цель проектной деятельности в образовании – это активизация процесса обучения, своеобразный переход от развития личности к раскрытию интеллектуального и креативного потенциала личности, то есть к саморазвитию. Основным назначением приобщения учащихся к проектно-исследовательской деятельности является наиболее раннее формирование человека с мышлением нового типа. Под учебным проектом понимается совместная целенаправленная, заранее запроектированная и осознанная деятельность обучаемых-партнеров.

Проектное направление учебной работы имеет общую проблему, цель, согласованные методы и направлено на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических компетенций

Здесь можно выделить следующие блоки:

– планирование учебного проекта;

– изучение электронных ресурсов для учебного проекта ;

– создание презентации и публикации учащегося;

– изучение использования  электронных таблиц в школе;

– создание дидактических и методических материалов;

– разработка плана проведения проекта в школе;

В основу разрабатываемой нами модели организации проектной деятельности студентов в рамках изучения дисциплин «Технология исследовательского обучения математике» положена идея обеспечения будущего специалиста интегрированными знаниями посредством междисциплинарной интеграции. При этом в целях обеспечения успешности реализации проектной деятельности мы руководствуемся следующими принципами:

– принцип взаимосвязи уровня подготовки специалистов с требованиями личности, социума, работодателя – предполагает нацеленность на достижение такого качества профессиональной

подготовки выпускников, которая позволит им быть конкурентоспособными в современных условиях рынка труда;

– принцип интегративности – отвечает за формирование целостных знаний, интегративных умений у будущих специалистов посредством организации учебного процесса на основе интеграции математики, информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности;

– принцип креативности проектной деятельности – отвечает за развитие творческого мышления студентов в процессе создания оригинальных продуктов (проектов);

– принцип свободного выбора студентом образовательной траектории – предполагает самостоятельное определение направления учебной деятельности и отражает профессиональные интересы студента, способствует повышению уровня профессиональной культуры и мотивации, вызывает стремление к профессиональному росту и самореализации;

– принцип ориентации на самообразование и саморазвитие студентов отвечает за самостоятельное приобретение знаний, умений, навыков студентов в процессе проектной деятельности.

Реализация представленных принципов позволила нам по-новому организовать учебный процесс, делая акцент на самостоятельной познавательной деятельности, предполагая раскрытие творческого потенциала каждого студента, ориентацию на формирование конкурентоспособных умений, навыков, качеств личности; обеспечила нацеленность на достижение качества профессиональной подготовки, соответствующего современным условиям рынка труда.

Среди педагогических условий реализации проектной деятельности студентов нами были выделены следующие:

– междисциплинарная интеграция – помогает решить задачу воспитания целостной личности, имеющей взаимосвязанные знания и интеллектуальные умения, сформировать у студентов интегрированное мышление;

– создание «ситуации успеха», положительного настроя на проектную деятельность – внушает студентам уверенность в своих силах, повышает их самооценку. В результате мы формируем специалиста со стремлением к достижению успеха в профессиональной сфере, настроенного на самореализацию, активного субъекта деятельности;

– организация общения субъектов образовательного процесса (преподаватель, студент) на основе позитивного межличностного взаимодействия – позволяет студентам развить толерантность, коммуникабельность, навыки сотрудничества, построения благоприятных взаимоотношений с другими людьми;

– рефлексивный характер проектной деятельности – способствует формированию рефлексивного профессионального мышления, которое является движущей силой личностного и профессионального роста будущих специалистов;

– создание возможностей для развития творческой инициативы – способствует развитию стремления к творческой самореализации, креативных способностей студентов.

Комплекс представленных педагогических условий, по нашему мнению, позволяет развить личностные и профессионально-важные качества студентов, повысить их уровень конкурентоспособности.