Карачаево-Черкесский государственный университет

 

В Концепции модернизации российского образования  указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» [1].

Под компетенцией, следуя определению В.В. Краевского и А.В. Хуторского, будем понимать «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. …Компетентность в определенной области – это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней» [2].

Компетентность, по существу, представляет собой категорию, определяющую систему взаимозависимости знаний, получаемых учащимися, и готовности использовать усвоенные знания, а также умения и навыки в реальной практической деятельности.

Важную  роль в этом процессе играет информатика как наука и как учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

Предмет информатики настолько интересен, что ученики глубоко погружаются в изучаемый предмет, а преподаватели более глубоко осваивают технологию создания современных средств информационного обеспечения как образовательной, так и своей профессиональной деятельности. Умения и навыки, формирующиеся при использовании ИКТ в современных условиях принимают общеобразовательный и общеинтеллектуальный характер и могут быть перенесены на изучение учебных предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Это послужит  достижению информационной компетентности учащихся.

На уроках информатики повышается уровень информационной и коммуникационной культуры.

Роль уроков информатики в вопросах формирования информационно-коммуникационной компетентности неоценима.

Современный человек должен обладать способностями работы с компьютером и средствами интернета, телекоммуникаций, должен уметь из огромного потока информации отбирать необходимую, которая может быть призвана решению насущных задач. Ученик на уроках информатики приобретает навыки решения учебных, бытовых, всякого рода исследовательских задач с помощью информационных и коммуникационных технологий.

А.В. Хуторским выделен следующий «перечень ключевых образовательных компетенций как важнейших элементов общепредметного содержания образования:

  • ценностно-смысловая,
  • общекультурная,
  • учебно-познавательная,
  • информационная,
  • коммуникативная,
  • социально-трудовая,
  • компетенция личностного самосовершенствования» [3].

В процессе исследовательского обучения информатике у учащихся формируются следующие умения:

  • комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее;
  • моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ.

Компетентностный рост учащихся на уроках информатики проходит три уровня развития:

  1. Пропедевтический уровень (понимание, владение основными понятиями);
  2. Базовый уровень (применение по образцу, выполнение задач по образцу);
  3. Профильный уровень (творческое применение, выполнение заданий, для которых надо продемонстрировать нестандартное решение).

К числу последнего уровня развития относится метод проектов, метод решения проблемных ситуаций, поисково-исследовательский метод. Работая над созданием какого-либо проекта, ученик приобретает навыки работы с информацией, использует различные источники (книги, Интернет-материалы, электронные пособия и др), далее он учится работать с  полученной информацией, при этом он составляет таблицы схемы, диаграммы, используя программу Microsoft Excel, делает рисунки, чертежи в программе Paint. Далее, выполненный проект должен быть подготовлен к защите. Поэтому ученик, используя возможности современной техники, готовит слайды для презентации своего проекта.

При формировании информационно-коммуникационной компетент-ности вырабатываются следующие умения:

  • знание структуры современного ПК и обоснование назначения его основных устройств;
  • выбор компьютерной и информационной техники для адекватного решения задач;
  • обоснование способов взаимодействия компьютеров с другой техникой, служащей для сбора, хранения, обработки и передачи информации.
  • настройка пользовательского интерфейса Windows;
  • работа с файлами;
  • знание основных команд;
  • использование стандартных программ Windows.
  • создание и редактирование текстов с рисунками, таблицами, формулами, графиками в редакторе MS Word;
  • построение диаграмм и графиков с помощью MS Excel;
  • поиск информации в Интернетес использованием различных поисковых систем;
  • создание и использование компьютерных презентаций с помощьюMS Power Point .
  • cоздание сайтов с помощьюMicrosoft Office FrontPage

Таким образом, уровень информационной культуры зависит от умения внимательно анализировать найденную, полученную информацию, проверять степень ее достоверности, полноты, актуальности.

Одним из признаков информационной культуры современного человека является умение, путем эффективного использования ИКТ, в доступной и понятной форме представлять результаты своей продуктивной деятельности.

Покажем, что входит в состав самообразовательной компетенции.

По мнению Скрипкиной  Ю. В.на уроках информатики возможно «создание   целостной  картины   мира на основе собственного опыта» [4].

Это:

  • умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности, выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.;
  • владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.);
  • умение работать со справочной литературой, инструкциями, знакомиться с новыми видами ПО, устройствами, анализировать ошибки в программе.

Для выработки вышеназванных ключевых компетенций применяются такие методики, как метод проектов, игровые и интегрированные технологии.  Обучающиеся работают в небольших группах, а это позволяет создать благоприятную среду для формирования коммуникативных качеств, развития инициативы, так как в группе многим учащимся легче высказать своё мнение, чем наедине с преподавателем; любая из этих методик предполагает самоорганизацию, самостоятельную деятельность, самоконтроль обучаемых. Каждая из методик предполагает постановку задачи максимально приближенной к реальной производственной ситуации, что повышает мотивацию обучающихся, понимание ими целей обучения; работу  от постановки задачи до анализа и оценки результатов работы.

Хотя ключевые компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто вид деятельности нельзя однозначно  представить в виде  конкретной ключевой компетенции. Например, деятельность по презентации проекта требует развития данной предметной компетенции, которая находится на стыке нескольких ключевых компетенций:

  • коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы…),
  • информационной (выбор ключевых моментов для отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада…),
  • учебно-познавательной (непосредственно создание слайд-шоу с помощью соответствующего ПО на основе предварительного плана),
  • общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи…).

Таким образом, предмет информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода. Скорректировать содержание может и сам учитель, изменив, в первую очередь, цели урока, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно обучающегося с его индивидуальными целями. Использование педагогических технологий обучения служит достижению основной цели – формированию ключевых компетенций, призванных помочь ученику стать не только компетентным специалистом, профессионалом, но и личностью, способной адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

 

Литература:

 

  1. Концепция развития образования РФ до 2020 г.
  2. КраевскийВ.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007
  3. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58
  4. Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций.// Интернет-журнал “Эйдос”. – 2007. – 30 сентября.

Научный руководитель: доц. Батчаева П.А-Ю.