Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева,

г. Карачаевск, Россия

 

Реализуемые в ДОУ программы помогают наиболее полному личностному развитию воспитанников, повышают их информативный уровень и способствуют применению полученных знаний, умений, навыков в практической деятельности.

Особое внимание важно уделять развитию речи, русской речевой культуры дошкольников поликультурного образовательного пространства России, т.к. одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие русской речи, речевого общения.

В современных семьях уделяется мало внимания развитию речи (часто не хватает времени из-за занятости работой, низкий уровень педагогической грамотности). Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет и упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

Один из вариантов решения проблемы развития русской речевой культуры дошкольников – это использование устного народного творчества для  развития речи детей. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает русским языком, но и, осваивая его красоту, получает первые впечатления.

Использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает русской речевой культуры дошкольников и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей детей.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми  устного народного творчества создает уникальные условия для развития речевой културы, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

В связи с этим актуально изучение особенностей развития русской речевой культуры дошкольников поликультурного образовательного пространства России.

В исследованиях отечественных педагогов Жуковской Р.И., Сакулиной Н.П., Тихеевой Е.И., Ушинского К.Д.. Флериной Е.А. и других подчеркивается, что дошкольный возраст – период активного творческого развития личности ребенка как  в целом, так и совершенствования  связной речи.

Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Русское народное творчество не перестает удивлять и восхищать своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии [5].

Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским проблемам. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту, являются образцом речи.

Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Он отражает и те народные черты, которые сформировались под влиянием трудового образа жизни, и те, которые сопутствовали условиям подневольного труда в классовом обществе.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Е.Н.Тихеева, Е.А. Флерина также считали, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится русскому языку.

Обращение к родникам народной культуры существенно повышает успешность процесса формирования культуры речи детей [2, с.51].

В работе с детьми по формированию культуры речевого общения особенность использования произведений устного народного творчества заключается в том,  что вся деятельность носит игровой и занимательный характер и  произведения устного народного творчества включаются на разных этапах. Вся деятельность строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов [1]. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки.

Увеличить запас слов русских помогают малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной русской речи у нерусских дошкольников.  Использование произведений народного творчества в работе по развитию русской речевой культуры  должно быть систематизировано с целью формирования у дошкольников первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития русской речевой культуры и всех сторон личности ребенка. Но эффективность их использования будет зависеть не только от того – понимает ли воспитатель, какова роль фольклора, а и от того, насколько хорошо он знает о средствах народной педагогики, о методах и приемах их использования. Процесс развития речи детей дошкольного возраста будет эффективным, если в деятельности педагога и детей большое внимание будет уделяться использованию устного народного творчества. Взрослые должны предусмотреть значительное увеличение и обогащение возможностей участия в речевом общении на русском языке  каждого нерусского ребенка, при этом первостепенно важным должно быть полноценное овладение русским языком в максимально сенситивный для этого период.

Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык [3].

Работа по формированию русской речевой культуры дошкольников поликультурного образовательного пространства очень трудоемкая и длительная по времени, успех которой определяется в значительной степени  профессионализмом педагога – его компетентной, кропотливой систематической работой с детьми и их родителями.

 

Список литературы:

  1. Алексеев Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры. Рассуждения о судьбах народной песни. – М., 1988. – 408с.
  2. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. – М., 1998. – 106с.
  3. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. – 224 с.
  4. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 256с.
  5. Ушинский Д.К. Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т.6. – С.664.

 

Работа представлена научным руководителем Биджиевой В.И., старшим преподавателем кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания.

 

Login