Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева,

г. Карачаевск, Россия

 

Современная языковая ситуация в России как результат развития определенных социальных и культурно-языковых процессов требует особого внимания. Анализ материалов, посвященных изучению русского языка в общеобразовательных организациях Российской Федерации, позволил выявить ряд проблем, с которыми сталкиваются педагоги, работая в условиях многоязычия и поликультурной среды на разных ступенях общего образования (дошкольного общего, начального общего, основного общего, среднего общего).

Сегодня, в связи с процессами глобализации и интеграции в условиях поликультурного общества, особое значение приобретает умение понимать других и толерантно относиться к культурному, в том числе языковому, многообразию современного мира. Раннее знакомство со вторым языком и отраженной в нем культурой рассматриваются как «инвестиция» в дальнейшее благополучие ребенка. Именно этим объясняется увеличение количества билингвальных и полилингвальных детских садов во многих странах мира [1].

Дошкольный возраст – особо ответственный этап в воспитании, возраст  первоначального становления личности. В этот период в общении дошкольника со сверстниками возникают непростые взаимоотношения, оказывающие важное влияние на его развитие. Особенное значение приобретает исследование ребенка в системе его межличностных отношений с ровесниками в группе детского сада, если этот детский сад является многонациональным, где детям приходится общаться со сверстниками – представителями разных национальностей, народов.  Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды накладывает определенный отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его восприятие окружающих людей, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности, другого народа, другой нации.

Современная образовательная ситуация ориентирована на формирование готовности у подрастающего поколения к многоплановому взаимодействию, партнерству в разных социокультурных условиях. Активная жизненная позиция невозможна без развития речи [5].

Становление личности как поликультурной является своеобразной моделью культуры как совокупность базовых ценностей. «Образовательный процесс, – отмечает Глебов А.А., – выступает как смысловая реальность, как поле непрерывного «замыкания» и «размыкания» связей субъективного опыта обучаемых и объективных ценностей культуры, как источник, питающий личностно-смысловые структуры сознания. В отличие от системы, ограничивающей жизнедеятельность учебного заведения определенными рамками, нормами, стереотипами, задачным содержанием, поликультурное образовательное пространство – такая форма жизнедеятельности, которая выводит учебное заведение, а вместе с ним и обучающихся, в широкий мир этнической и мировой культуры намного расширяет возможности личностного и профессионального саморазвития, самореализации и самоопределения» [3].

Поликультурная образовательная среда рассматривается как реально

существующий пространственно-временной континуум функционирования системы этнических и мировых образовательных событий, определенной объективно существующей совокупности факторов и условий, отражающих специфические характеристики этнического многообразия [2].

Цель поликультурного образования обозначается как формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

Раннее формирование билингвальной личности ребенка важно начинать еще до его поступления в школу. Осуществление этой цели зависит от эффективности построения целостной педагогической системы обучения русскому языку как неродному в дошкольных образовательных учреждениях, поскольку в раннем детстве закладывается тот лингвистический фундамент, на основе которого строится в дальнейшем весь процесс овладения вторым языком, создается положительный психологический настрой, формируется интерес к изучаемому языку. Именно в этом возрасте русский язык в силу сензитивности дошкольников к усвоению языков легко и безболезненно включается в структуру их сознания. Общеизвестно, что все, что выучил малыш в первые годы жизни, навсегда останется в его памяти, тем более, если образование, полученное в детском саду, перерастает закономерно в последующую ступень – в воспитание и обучение в школе.

Отметим, что в условиях многоязычия и поликультурности от педагога требуется постоянное совершенствование профессиональной компететности, позволяющей реализовывать задачи обучения русскому языку в группах полиэтнического состава [1].

«Правильно воспитать двуязычие у маленьких детей, приобщить их к культурам двух дружественных народов могут люди, обладающие теоретическими знаниями, практической готовностью решать насущную необходимость формирования подлинного билингвизма с раннего детства.

Эффективная реализация положений федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, проектирование информационно-образовательного пространства и конструирование инновационных моделей организации образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении предполагают» [4, с. 263-264] педагога, у которого развиты   профессиональные компетенции в области коммуникативно-речевого развития и образования детей в условиях диалога культур и многоязычия

Наукой доказано, что без речевого общения, т. е. без социальной (общественной) среды человеческое существо не может стать полноценным человеком. Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его обучения в школ [6].  Своевременное и полноценное овладение речью, в рассматриваемом нами случае, овладение русской речью, является первым важнейшим условием становления у нерусского ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее.

Развитие устной русской речи детей дошкольного возраста поликультурной     образовательной среды, несмотря на изучение данного вопроса многими известными педагогами и учёными, имеет ряд проблем и противоречий. Социальный заказ современного общества ориентирован на свободную самостоятельную личность, которая умеет строить отношения с другими людьми, уважает их права и свободы. Однако, структурированных и апробированных программ и методик по развитию устной русской речи у детей в условиях поликультурной образовательной среды в дошкольном возрасте немного.

Все это актуализирует проблему развития устной русской речи дошкольников в условиях поликультурной образовательной среды

Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку,  в соответствии с его возрастом, адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитии детей дошкольного возраста: к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию [5].  Как показали исследования Л.С. Выготского. А.Р. Лурия, А.К. Марковой и др. авторов, возможности построения связности высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции речи в дошкольном возрасте.

Итак, по нашему мнению, оптимизации процесса развития устной русской речи дошкольников в условиях поликультурной  образовательной среды можно достичь, если:

  1. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста.
  2. Опираться на формы и методы работы, оптимизирующие процесс развития устной русской речи дошкольников в условиях поликультурной  образовательной среды.

 

Список литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
  2. Борисенков В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2004.
  3. Глебов А.А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения [Текст] / А.А. Глебов. – Волгоград: Перемена, 2004. – 102 с.
  4. Иванова Н.В. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного

возраста в условиях диалога культур // Международный журнал

экспериментального образования. – 2016. – № 12-2. – С. 263-264.

  1. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. – 224 с.
  2. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 256с.

 

Работа представлена научным руководителем Биджиевой В.И., старшим преподавателем кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания.