МКОУ КГО «СШ №6  им. Д.Т. Узденова», г. Карачаевск

С каждым годом японская культура становится все популярнее в России. Самым популярным ее проявлением являются анимационные фильмы-аниме.

Аниме-японская анимация, зародившаяся еще в 1917 году, которая в отличии от анимации других стран рассчитана на подростковую и взрослую аудиторию и имеет ряд специфических особенностей. Она отличается характерной подачей графического материала – рисовкой персонажей и фона, цветового насыщения, звукового оформления.

Слово «аниме» происходит от английского слова animation (яп. アニメーション [анимэ: сён]рус. «анимация») и имеет с ним одинаковый корень. В японской транскрипции слово animation произносится трудно и длинно, в связи с чем было заменено на более короткое и привычное для японцев слово «аниме», состоящее из закрытых фонем. Существует и другое объяснение, согласно которому японцы заменили слово animation, которое можно перевести с английского языка как «одушевление», на «аниме», более близкое к латинскому корню anima (рус. «душа»). В настоящее время термин «аниме» уже вошёл в международный лексикон. Некоторые источники утверждают, что слово «аниме» происходит от французского выражения dessin animé («мультипликация»), однако данный вопрос является спорным[. В японском языке слово «аниме» обозначает любую анимацию, вне зависимости от её стиля и страны производства. До середины 1970-х годов вместо него использовался термин «манга-эйга» («кино-комиксы»). По мере распространения японской анимации за пределы Японии слово стало входить в другие языки, включая русский, в качестве обозначения анимации, произведённой в Японии или имеющие характерные для неё стилистические признаки.

В японском языке полностью отсутствует свойственное русскому силовое ударение, поэтому японские слова, заимствованные в русский язык, обычно получают ударение в зависимости от традиций произношения слов на русском языке. Слово «аниме» в русском языке устоявшегося ударения не имеет, распространено два варианта произношения — аниме́ и а́ниме. Однако, если следовать орфоэпическим правилам русского языка, то ударение ставится на последний слог, как и в словах макраме́резюме́реноме́карате́. Такое произношение как а́ниме, разумеется, до включения слова в словари не является признаком безграмотности, но всё же не рекомендуется.

Существует два альтернативных русских написания слова: «анимэ» — транслитерация (яп. アニメ) по правилам киридзи и «аниме» — более распространённая форма, соответствующая традиции написания уже освоенных русским языком иностранных слов, содержащих звук [э] после твёрдого согласного (похожее изменение претерпел термин «карате»). Оба варианта произносятся одинаково: [анимэ].

В русском языке слово «аниме» имеет средний род, никогда не склоняется. Слово иногда используется как первая часть составных слов, таких как «аниме-режиссёр» или «аниме-сериал». В разговорной речи встречаются образованные от «аниме» слова «анимешник», «анимешный» и т. п.

Источниками для сюжета аниме-сериалов чаще всего являются: манга (японскиекомиксы), ранобэ (лайт-новел),или компьютерные игры (как правило, в жанре «визуальный роман») . При экранизации обычно сохраняется графический стиль и другие особенности оригинала. Реже используются другие источники, например, произведения классической литературы. Есть также аниме, имеющие полностью оригинальный сюжет (в этом случае уже само аниме может послужить источником для создания по нему книжных и манга-версий). Значение термина «аниме» может варьироваться в зависимости от контекста. В западных странах аниме является объектом исследования учёных-культурологов, социологов и антропологов — Эри Идзавы, Скотта Маклауда, Сьюзан Напьер, Шерон Кинселлы и других.

Издается и предлагается богатой вариативностью в виде телевизионных сериалов, фильмов и различных игр. Сюжеты аниме встречаются самые разные и могут отличатся стилями, жанрами и эпохами. На сегодняшний день мнения о вреде и пользе аниме разделились на два диаметрально разных взгляда. Одни считают аниме интересным и безвредным, а другие  – вредным и даже опасным. Попытаемся рассмотреть данный вопрос беспристрастно. Изучение сайтов, посвященных аниме позволяет говорить о том, что во-первых –это огромная индустрия, которая борется за свой рынок самыми различными и современными технологиями.

В настоящее время у многих складывается мнение о том, что аниме плохо воздействует на психику людей и детей в особенности. Несмотря на то, что для детей аниме очень мало, так как оно изначально предназначалось для более старшей аудитории, обычно они имеют возрастные маркеры. К сожалению, данное ограничение на практике не работает. Нам удалось найти как сайты, пропагандирующие аниме, где указаны были возрастные ограничения, так и сайты, где таких ограничений нет. Мы попробовали зайти и онлайн просмотреть различные виды аниме и не встретили при этом никаких трудностей. Несомненно, данный факт является потенциальной опасностью, так как неизвестно как неокрепшая психика ребенка отреагирует на фильм. Всем известна волна эпилептических приступов по всему миру после просмотра аниме-сериала «Покемоны» из-за быстро мелькающих и сменяющихся цветов, перевозбуждающих зрительный отдел коры головного мозга. Сами мы не осознаем это, но наш глаз способен замечать данное воздействие. Также известен случай, когда после просмотра аниме, где герой повесился после смерти матери, десятилетнего мальчика нашли повешенным.

То, что аниме имеет сильное влияние на человека отмечают практически все участники интернет форумов. Однако влияние это они оценивают по- разному. Одни пишут о явно положительном эффекте пересмотра ценностей, актуализации смысла и желания жить до затяжных депрессий… Очень обеспокоила нас беседа с семиклассницей, любительницей аниме, которая сказала, что мечтает уехать в Японию, изучает японский язык и мечтает, чтобы все, кроме близких и почитателей аниме погибли. В то же время мы беседовали и со вполне здоровыми подростками и студентами, которые любят данное направление. Конечно, стоить отметить, что длительный просмотр аниме отрицательно будет сказываться на людях со слабой психикой, психическими расстройствами и предрасположенностью к ним…Известно, что японский серийный убийца Цутому Миядзаки убил в 1988 и 1989 годах четырех девочек в возрасте от 4 до 7 лет и съел двух из них. Миядзаки тоже был анимешником-otaku, в его квартире было найдено более шести тысяч аниме фильмов ужаса. В своих убийствах Миядзаки пытался воспроизвести сцены из японского хоррор-сериала «Guinea Pig» (любимая часть Миядзаки называлась «Цветок плоти и крови» или «Медленная смерть: Расчленение»).

В июне 2003 22-летний Хироюки Цучида забил до смерти свою мать бейсбольной битой и был приговорен к 14 годам тюремного заключения. Он сказал, что аниме-сериал «Неон Генезис Евангелион» помог ему осознать, что человеческая раса – это ненужные природе существа. Начать очищать землю от людей он решил со своей семьи.

Мы просмотрели целый ряд наиболее популярных в России аниме. Критериями анализа данных фильмов выступили: внешний облик персонажей, трансляция субъектных характеристик, модели поведения и т.д. В результате анализа хотим отметить следующее… Лица у многих персонажей очень похожие. Практически у каждого персонажа аниме большие глаза, маленький нос. Это и есть тот характерные стиль рисовки. Мимика у персонажей всегда ярко выражена.

Телосложение у персонажей также часто непохоже на реальное. Например, вытянутые пропорции тел или слишком большие формы у персонажей женского пола или слишком большие мускулы у мужского пола «сами же тела гендерно неоднозначные, но при этом напичканные знаками сексуальности» [1]. Одежда у персонажей в аниме всегда разная, но тело часто бывает оголено. Нарушения контакта с реальностью происходит практически в каждом аниме. Есть жанр «школьные дни» обычно в аниме подобного жанра нет магии и/или чего-то запредельного, но даже там контакт с реальностью нарушен, преувеличивая возможности человека, когда он прыгает с окна и не умирает, удары со всей силы не вызывают кровь, использование магии и т.д.

Зачастую у персонажей бывают дефекты в виде шрамов и/или отсутствие одного глаза или конечностей. Также на теле у персонажей могут различные татуировки и символы. Прически часто имеют яркие цвета и причудливые формы с характерной челкой на лбу. Самойлова Е.О., анализируя различные жанры аниме, отмечает, что восприятие пространства в аниме мире достаточно условно и зависит от жанра аниме; пространство часто носит символический характер и отсылает к тем или иным структурам, которые имел в виду автор аниме; нарративные миры многообразны, поэтому зачастую действие переносится с Земли на иную планету или даже в другую Вселенную. Фильмы с аниме несомненно несут влияние японской культуры и философии.[2]

Сегодня аниме представляет собой уникальный культурный пласт, объединяющий как сериалы для детей (жанркодомо) — аниме в его изначальном понимании, так и подростковые произведения, зачастую, достаточно серьёзные и для просмотра взрослыми — сёнэн (аниме для юношей), сёдзё (аниме для девушек) и даже полноценное «взрослое» аниме (сэйнэн и дзёсэй).

Вершиной аниме принято считать работы режиссёра Хаяо Миядзаки. Его «Унесённые призраками» стали первым и единственным анимационным фильмом, получившим премию Берлинского кинофестиваля, как «Лучший фильм», а не «Лучший мультфильм».

И уважение, и познание культуры других народов есть процесс положительный, если человек ценит и принимает свою родную культуру. На наш взгляд, необходимо все-таки отслеживать степень тех или иных видов влияния на личностные особенности, духовно-нравственную сферу.

 

Литература

  1. Иваненко Е.А., Корецкая и Савенкова Е.В. Заклятье вечной молодости или репрезентация телесности в жанре аниме/Вестник Самарской Гуманитарной академии. Серия «Философия.Филология».2009, №2(6), стр. 32-33
  2. Самойлова Е.О. Семиотика киберпространства в жанрах аниме. /Журнал «Философские проблемы информационных технологий и киберпространства»

 

Статья представлена руководителем семинара «Методология и методика научно-педагогических исследовании» – к.п.н, доцент Кущетерова Ф.Т.