КЧГУ

Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В учебном процессе используется результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы. Обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управления самим процессом работы.

Содержание работы, форма её выполнения должны вызвать интерес у учащихся, желание выполнять работу до конца.

Подчеркивая важность самостоятельной работы для формирования устойчивых навыков учащихся к учебной деятельности Н.В. Бордовской пишет: «Самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычки к труду. Школа отвечает за чрезвычайную существенную грань воспитания дет­ской самостоятельности – средствами обучения необходимо формировать в школьниках учебную самостоятельность. Важно создание оптимальных педа­гогических условий по формированию основ учебной самостоятельности младших школьников. Проблему воспитания детской самостоятельности нель­зя рассматривать только в контексте начальной школы – это проблема началь­ной и основной школы. Однако от того, как будут заложены основы этой са­мостоятельности в младшем школьном возрасте, будет зависеть выполнение этой задачи в основной школе» [5].

Учебная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, показателем определённой зрелости его как ученика. Её можно определит как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе, то есть как умение учить себя.

Умение учиться (учебная самостоятельность) включает в себя две основ­ные составляющие:

1). Все те рефлексивные действия и операции, которые необходимы для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой обучающему чего-то не хватает, и ответить на первый вопрос самообучения – «чему  учиться»? Почему имеющихся у обучающегося средств и способов действия недостаточно для решения данной задачи? Чего именно обучающийся не знает, не может, не умеет в данной ситуации ? [1]

Отделение известного от неизвестного, знание о собственном незнании обеспечивается определяющей рефлексией центральным новообразова­нием учебной деятельности младших  школьников. Следовательно, первое условие формирования умения учиться у младших школьников – это целенаправленное, систематическое формирование учебной деятельно­сти [2].

2). Все те продуктивные действия и операции, которые необходимы для при­обретения недостающих знаний, умений, способностей для решения второ­го вопроса самообучения – «как выучиться?».

Источником расширения опыта может стать любое «хранилище культуры» – книги и людские судьбы, орудия и предметы труда, ЭВМ и наскальные изображения – все, в чем опредмечены человеческие способности. В ряду всех концентратов материальной культуры и духовного опыта особо выделена фи­гура учителя, который является не просто живой копилкой знаний, умений, способностей, но специально обучен их передавать другому.

Человек, умеющий учиться, очень точно и конкретно знает свои возмож­ности, а, следовательно, свою ограниченность: недостатки знаний, неспособ­ность справиться с той или иной ситуацией (задачей), неумелость, некомпе­тентность. И, сталкиваясь с задачей, для решения которой ему не хватает оп­ределенных знаний, умений, способностей, он не уклоняется от нее, а ищет средства расширить свои возможности, изучает чужой опыт (в том числе и книжный) или изобретает то, чего в опыте других людей, в культуре еще не было. Умеющий учиться также умеет, любит сам искать такие задачи, для ко­торых у него недостает средств решения.

Для человека, умеющего учиться, всякая новая задача выступает как задача с недостающими условиями. «Это мне известно, а вот это неизвестно. Вот чего мне недостаёт для решения задачи» – так в общем виде выглядит ответ на вопрос «чему учиться», так формулируется «диагноз» самообучения. А лечение своего незнания начинается с вопроса о том, как найти неизвестное, как выйти за пределы наличной ситуации действия, зашедшего в тупик незна­ния.

Известны три способа выхода за пределы задачи с недостающими данны­ми, то есть ответа на вопрос «как выучиться решению таких задач»:

1) самостоятельно изобрести, сотворить недостающие для решения сред­ства и способы, т. е. перевести учебную задачу в творческую;

2) самостоятельно найти недостающие условия в любом «хранилище информации», и, прежде всего в учебнике, справочнике, книге;

3) запросить недостающие данные у человека, поставившего эту задачу.

Одной из задач начальной школы является обучение школьников навыкам работы с книгой (справочником, учебником и т.д.). Это один из этапов формирования учебной самостоятельности в процессе обучения в начальной школе.

Однако для первоклассников на самых ранних этапах обучения практиче­ски единственным источником новых знаний и умений является учитель. И здесь очень важно, чтобы ребёнок постепенно из объекта обучения превра­тился в учащегося – учащего себя, инициатора собственных учебных дей­ствий.

В младшем школьном возрасте учебная самостоятельность начинается со способности ученика вступать в инициативные отношения с учителем, учить себя с помощью учителя. В этом проявляется субъектность ученика.

Могут ли быть активны оба участника учебных отношений, т.е. может ли ребенок стать субъектом совместной учебной деятельности, осуществлять ко­торую без помощи взрослого он еще не в состоянии? При каких условиях обучения во взаимодействии учителя с учениками может возникнуть учебная самостоятельность ребенка как умение учить самого себя? Эти вопросы – часть более общей проблемы природы детской самостоятельности. Исследуя детскую самостоятельность Ю. А.  Лекаркина отмечает: «Детскую самостоятельность можно понимать как конец интериоризации исходного совместного действия. Освоив содержание, средства и способы действия, ребенок становится самостоятельным, т.е. обходится без помощи взрослого. При таком подходе взаимодействие ребенка и взрослого трактуется как «строительные леса» индивидуального действия: выполнив свои форми­рующие задачи, взаимодействие, не имеющее никакой самостоятельной цен­ности, отмирает. С этой точки зрения умение учиться рассматривается как продукт интериоризации исходной совместной учебной деятельности, который складывается по мере освоения ребенком основных учебных действий. При этом открытым остается вопрос о том, как ребенок учится, пока он еще не умеет учиться, когда его учит учитель. Может ли объект педагогических воз­действий стать субъектом собственной учебной деятельности, может ли обу­чаемый постепенно превратиться в учащегося [4].

Положительные факторы объединения самостоятельных усилий младших школьников при изучение математики Е.Н. Землянской освещается следующим образом: «Объединение усилий обучающихся в процессе выполнения учебных заданий имеет следующие преимущества:

во-первых, обучение в сотрудничестве содействует лучшему усвоению учебного материала каждым учащимся. При выполнении группового задания любому ученику предоставляется возможность систематически проговаривать изучаемый материал, излагать свои мысли вслух, что помогает сознательному обобщению знаний, а контроль со стороны партнеров предотвращает появление ошибок;

во-вторых, групповая форма учебной работы пробуждает интерес у младших школьников к процессу обучения, ребенок получает удовольствие не только от достигнутых результатов, но и от самого процесса познания;

в-третьих, групповая работа вовлекает в деятельность всех без исключения учащихся класса. Сама организация урока настолько захватывающая, что никто из школьников не может быть безразличным, заняться посторонним делом, не участвовать в общем занятии;

в-четвертых, личная ответственность каждого за общие успехи, распределение обязанностей и ролей, а также принцип рефлексии способствуют тому, что дети стремятся избирать для себя способ внутригруппового взаимодействия с учетом максимальной пользы для совместного дела. А это помогает формированию адекватной самооценки и самоопределению ребенка, развивает его познавательную активность и творческую самостоятельность» [3].

Работа в группе содействует осмыслению учебных действий. Вначале, работая совместно, школьники распределяют роли, выясняют и устанавливают функции каждого члена группы, планируют деятельность. Затем каждый сможет самостоятельно осуществлять и реализовывать все эти операции, брать на себя ответственность за результаты своего труда. Групповая форма учебного сотрудничества, помимо этого, выполняет эмоциональную и содержательную поддержку учащихся, без которой многие ученики вообще не смогли бы включиться в общую работу класса.

Литература

  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.- 233с.
  2. Евстифеева О.В. Программа эксперимента по созданию модели индивидуализированного образовательного процесса, основанного на преимуществах малокомплектной школы. Из-во «Завуч», 2007. – № 8. – С. 45-65.
  3. Землянская, Е.Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках // Начальная школа. 2008. – № 1. – С.16-22.
  4. Лекаркина Ю. А. О возможности использования самостоятельной работы учащихся по математике // Начальная школа , 1999. – № 3. С. 34-37.
  5. Современные образовательные технологии: учебное пособие/коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – 2-еизд., стер. – М.: КНОРУС, 2011.-432с.