Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева,

г. Карачаевск, Россия

 

В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения.

Еще Ян Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. И суть не в том, чтобы вносить внешнюю занимательность, хотя и она очень нужна. На своих уроках педагог должен находить мотив радости в самом процессе обучения. В учебной деятельности ребенок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их.

С того момента, как ребенок приходит в первый класс, его основной деятельностью становится учение. По мнению психологов и педагогов, движущей силой учения является мотивация, И.П. Подласый дает этому понятию следующее определение: «Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности» [2, с. 133].

Мотивация, в свою очередь основывается на мотивах – причинах, заставляющих ученика учиться, действовать, совершать поступки. Особо важный мотив учения – это интерес, его можно определить как форму проявления познавательных потребностей, то есть желание школьника познать определенное явление или объект, стремление овладеть каким-либо видом деятельности.

В развитии познавательной самостоятельности, познавательной активности и обученности младших школьников-билингвов важным условием является  знание и умение применять хорошо известные принципов педагогики: научности и доступности. Пути формирования учебной мотивации у каждого ребенка разные. Поэтому взаимоотношения с детьми основываются только на доброжелательности и вере в его силы.

В рамках достаточно широкого понятия «познавательный интерес» можно выделить особый вид интереса – интерес к учебному предмету.

Интерес к учебному предмету – направленность личности на процесс овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету. Интерес к учебному предмету выступает как разновидность, частный случай познавательного интереса.

Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:

– активный поиск;

– догадка;

– исследовательский поиск;

– к решению задачи.

Интерес играет важную роль в образовании человека. Значительная часть общего явления интереса – это познавательный интерес, предметом, которого является познание человеком окружающей его действительности как с целью биологическом и социальном направлении в действительности, так и в существенном отношении человека к миру, а именно – в желании познать его разнообразие, выражать в своем сознании значимые стороны, закономерности, противоречивость, причинно-следственные отношения.

О степени выражения познавательного интереса можно узнать по эмоциональному отношению школьника к изучаемому предмету. Л.С. Выготский пишет: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах. Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» [1, с. 116].

Следует отметить, что наибольшую значимость познавательной интерес приобретает в первые годы обучения, когда знания становятся фундаментальной основой жизни. Поэтому педагогу необходимо не только вызвать у ученика интерес, но и направить его в нужное русло.

Таким образом, формирование познавательного интереса младшего школьника к учению – одна из основных проблем современной педагогики. Известно большое количество способов и приемов формирования познавательного интереса. По нашему мнению, исходя из изученного материала, одним из продуктивным приемом для достижения данной цели является – применение на уроках игровых технологий. Это способствует эффективному усвоению изучаемого материала, так как у ребенка, пришедшего в школу, на первый план выходит учебная деятельность, заменяя игровую, свойственную дошкольнику. Игры – это актуальная форма обучения, важным свойством игры на уроках творчества является то, что она вносит разнообразие в учебный процесс, что способствует успешному формированию познавательного интереса к урокам у обучающихся.

Неоценима роль метода проектов как фактора формирования познавательного интереса младших школьников-билингвов на уроках русского языка и литературного чтения.

Применение метода проектов  на уроках в начальной школе позволяет эффективно формировать устойчивый познавательный интерес, умения и навыки мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач, предполагает самостоятельную исследовательскую деятельность и проектную деятельность.

Итак, одним из основных направлений в решении проблемы развития познавательного интереса в учебной деятельности мы считаем создание в младших классах педагогических условий для эффективного развития его показателей: познавательная самостоятельность, познавательная активность и обученность. Мы подтвердили предположение, что успешность решения исследуемой проблемы определена опорой на основы функциональной грамотности. Отработка конкретных знаний, умений и навыков на начальном этапе развития познавательного интереса позволяет младшим школьникам-билингвам овладеть основами для самостоятельного удовлетворения познавательных потребностей.

 

Список литературы:

  1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.C.Выготский. – М.: Педагогика, 2001. – 408 с.
  2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учеб. для студентов пед. уч-щ и колледжей, обучающихся по группе специальностей «Образование» / И.П. Подласый.  – М.: ВЛАДОС, 2008. – 463 с.

Работа представлена научным руководителем Биджиевой В.И., старшим преподавателем кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания.