Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева,

г. Карачаевск, Россия

 

В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения занимает одно из ведущих мест в системе социальных ценностей и приоритетов общества. Являясь своеобразным показателем общественного прогресса и отражением социаль­но-экономического благополучия страны, здоровье человека является мощ­ным социальным и экономическим потенциалом общества.

Значимость ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в современном обществе и понимание необходимости его формирова­ния у населения отражены в таких государственных документах, как законы Российской Федерации «Об образовании».

Вместе с тем неблагоприятные условия жизни приводят к различным отклонениям в нравственном и физическом здоровье подрастающего поколе­ния, появлению социальных проблем.

Поэтому необходимо формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, что побу­ждает к тому, чтобы осмыслить положительную педагогическую практику, проанализировать имеющиеся педагогические идеи для оказания помощи подрастающему поколению в поиске ценностных ориентиров для ведения здорового образа жизни.     Следует отметить, что в науке имеется немало тео­ретических предпосылок для решения данной проблемы.

Понятие «здоровый образ жизни» в медико-биологическом аспекте ос­вещено в трудах Н.М. Амосова, И.И. Брехмана, Т.В. Карасаевской, Ю.П. Ли­сицына, В.П. Петленко и др. Исследователями в области педагогики обсуж­даются общие вопросы здоровья подрастающего поколения, в частности, студенческой молодежи и ее образа жизни (И.В. Бестужев-Лада, B.C. Быков, Д.Н. Давиденко, В.А. Еременко, Е.Г. Москвитина и др.).

Реализация потенциальных возможностей человека в русле здорового образа жизни является основным направлением психологических исследова­ний (Т.Д. Азарных, Т.В. Ахутина, В.А. Ананьев, Е.К. Владимирова, Б.Ф. Ло­мов, H.H. Палагина, Н.К. Смирнов и др.). Влияние различных факторов внешней среды на формирование здорового образа жизни рассматривается в социологических исследованиях (Т.Ф. Андрейчук, А.Л. Афанасьев, В.И. Столяров и др.).

На основе анализа исследуемой проблемы можно отметить, что на всех этапах развития педагогической науки формирование здорового образа жиз­ни подрастающего поколения признавалось как важный аспект воспитания.

Педагогическая аксиология рассматривает ценности как специфиче­ские образования в структуре индивидуального или общественного сознания, которые являются идеальными образцами и ориентирами деятельности лич­ности и общества. В сложившихся условиях именно ценностное отношение к здоровому образу жизни является ключом решения проблем, и наиболее приемлемым подходом представляется аксиологический, для которого ценностное созна­ние, ценностное отношение и ценностное поведение личности являются предметом изучения в образовательном процессе.

По мнению М.С. Кагана, «ценность представляется как зна­чение предмета для человека как субъекта. Система таких значений и стано­вится необходимой ему культурной силой, диалектически взаимосвязанной и взаимодействующей с его потребностями в творимых им предметах и слу­жащих этому знаниях» [1, с. 144].

П.И. Пидкасистый [2] отмечает, что ценностные отношения – это от­ношение человека к наивысшим ценностям, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»…, но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких как «совесть», «свобода», «спра­ведливость», «равенство»…, когда само отношение выступает в качестве ценности.

Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над фор­мированием своей личности, выработкой своего стиля жизни. Это время по­исков молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, научные, общекультурные, экономические и политические вопросы.

Общеизвестно, что здоровье – это ценность, которая должна находиться на первом месте в иерархии ценностей человека. Однако исследования в сту­денческой среде показывают, что здоровье уступает первое место другим ценностям. Проблема сохранения и укрепления здоровья и формирования ценностного отношения подрастающего поколения к здоровому образу жиз­ни всегда была одной из основных задач педагогического сообщества и чело­вечества в целом.

Большинство молодежи в этот период мало задумывается о своем здоро­вье, поскольку не ощущает его значимость и не может оценить степень воз­действия различных факторов. Это обусловлено заложенной в человеческой природе медленной реализацией обратных связей как на негативные, так и позитивные воздействия на организм человека.

Ценностное отношение студентов к здоровому образу жизни в обра­зовательном процессе педагогического вуза рассматривается нами как целе­направленный процесс формирования знаний, умений и навыков предотвра­щения факторов риска здоровья будущими педагогами для успешной само­реализации в предстоящей профессионально-педагогической деятельности и в сфере пропаганды здорового образа жизни среди учеников.

Главная отличительная черта учащейся молодежи – это повышенная эмоциональность и, как следствие, более низкая психофизиологическая ус­тойчивость по сравнению с более зрелыми людьми. В силу этого молодые люди совершают поступки, которые выходят за рамки общепринятых норм поведения. При этом сущность употребления алкоголя в этом возрасте – это решение определенных задач, которые могут иметь как положительные, так и отрицательные стороны (к ним относятся поздравления с днем рождения, с праздником, удачное приобретение, а также снятие напряжения, стресса и т.д.). Однако подобное отношение к жизни ведет к стереотипности мышле­ния, ограниченности способов выражения эмоций в различных ситуациях. Следовательно, основная задача педагогического сообщества – расширять границы выражения как положительных, так и отрицательных эмоций, и обучать студентов умению направлять свой потенциал на развитие творче­ских способностей.

Возрастная специфика, оказывающая большое влияние на потребностно-мотивационную сферу молодого человека, характеризуется прежде всего тем, что в этот период происходит его становление как индивида и личности. Поиск личной идентичности – центральная задача периода взросления.

Одним из основных факторов построения общества, основанного на ин­теллектуальном и духовно-нравственном потенциале нации, является систе­ма профессионального образования (начального, среднего и высшего), кото­рая предоставляет возможность совершенствования на протяжении всей жизни человека в системе послевузовского и дополнительного образования. В этой связи подготовка педагогических кадров для всех уровней образова­ния объективно выступает в качестве важнейшего. Для решения поставленной задачи педагогическими средствами необхо­дима научно-методическая обеспеченность профилактических мероприятий.

Исходя из вышеизложенного, в рамках нашего исследования профилак­тические мероприятия проводились посредством авторской модели. Занятия были направлены на формирование личной стратегии поведе­ния в ситуациях, связанных с употреблением ПАВ. Также в работе рассмат­риваются такие компоненты здорового образа жизни, как двигательная ак­тивность, рациональное питание, режим дня. Сформированные в ходе педа­гогической работы установки послужили основой ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов.

Под формированием ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов в процессе педагогического образования нами понимается дли­тельный во времени и управляемый процесс последовательно сменяющихся этапов. Каждый этап представляет собой отрезок образовательного процесса, который характеризуются логической завершенностью одного и началом другого этапа: организационно-подготовительный; исходно-диагностический; информационно-просветительский; содержательно- методический; коррекционный; итогово-диагностический.

В качестве педагогических условий, интегрирующих потенциал образо­вательного процесса, были использованы следующие:

  • содержание, которое включает темы учебных занятий; комплекс вопросов студенческого листа;
  • технология, предусматривающая диагностику уровня сформированности здорового образа жизни, самоанализ;
  • средства, основывающиеся на соблюдении распорядка дня, организа­ции двигательной активности, организации рационального питания, различ­ных формах активности (ролевые игры и т.д.), видео-, аудиоматериалах о со­хранении и укреплении здоровья.

 

Список литературы:

  1. Каган М.С. Философия теории ценности / М.С. Каган. – СПб., 1997. – 205 с.
  2. Педагогика: учебное пособие для студ. пед-х вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М. : Российское педагогическое агентст­во, 1996.-602 с.

 

Работа представлена научным руководителем Биджиевой В.И., старшим преподавателем кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания.

Login