Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева,
г. Карачаевск, Россия
В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения занимает одно из ведущих мест в системе социальных ценностей и приоритетов общества. Являясь своеобразным показателем общественного прогресса и отражением социально-экономического благополучия страны, здоровье человека является мощным социальным и экономическим потенциалом общества.
Значимость ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в современном обществе и понимание необходимости его формирования у населения отражены в таких государственных документах, как законы Российской Федерации «Об образовании».
Вместе с тем неблагоприятные условия жизни приводят к различным отклонениям в нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения, появлению социальных проблем.
Поэтому необходимо формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, что побуждает к тому, чтобы осмыслить положительную педагогическую практику, проанализировать имеющиеся педагогические идеи для оказания помощи подрастающему поколению в поиске ценностных ориентиров для ведения здорового образа жизни. Следует отметить, что в науке имеется немало теоретических предпосылок для решения данной проблемы.
Понятие «здоровый образ жизни» в медико-биологическом аспекте освещено в трудах Н.М. Амосова, И.И. Брехмана, Т.В. Карасаевской, Ю.П. Лисицына, В.П. Петленко и др. Исследователями в области педагогики обсуждаются общие вопросы здоровья подрастающего поколения, в частности, студенческой молодежи и ее образа жизни (И.В. Бестужев-Лада, B.C. Быков, Д.Н. Давиденко, В.А. Еременко, Е.Г. Москвитина и др.).
Реализация потенциальных возможностей человека в русле здорового образа жизни является основным направлением психологических исследований (Т.Д. Азарных, Т.В. Ахутина, В.А. Ананьев, Е.К. Владимирова, Б.Ф. Ломов, H.H. Палагина, Н.К. Смирнов и др.). Влияние различных факторов внешней среды на формирование здорового образа жизни рассматривается в социологических исследованиях (Т.Ф. Андрейчук, А.Л. Афанасьев, В.И. Столяров и др.).
На основе анализа исследуемой проблемы можно отметить, что на всех этапах развития педагогической науки формирование здорового образа жизни подрастающего поколения признавалось как важный аспект воспитания.
Педагогическая аксиология рассматривает ценности как специфические образования в структуре индивидуального или общественного сознания, которые являются идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества. В сложившихся условиях именно ценностное отношение к здоровому образу жизни является ключом решения проблем, и наиболее приемлемым подходом представляется аксиологический, для которого ценностное сознание, ценностное отношение и ценностное поведение личности являются предметом изучения в образовательном процессе.
По мнению М.С. Кагана, «ценность представляется как значение предмета для человека как субъекта. Система таких значений и становится необходимой ему культурной силой, диалектически взаимосвязанной и взаимодействующей с его потребностями в творимых им предметах и служащих этому знаниях» [1, с. 144].
П.И. Пидкасистый [2] отмечает, что ценностные отношения – это отношение человека к наивысшим ценностям, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»…, но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство»…, когда само отношение выступает в качестве ценности.
Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой своего стиля жизни. Это время поисков молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, научные, общекультурные, экономические и политические вопросы.
Общеизвестно, что здоровье – это ценность, которая должна находиться на первом месте в иерархии ценностей человека. Однако исследования в студенческой среде показывают, что здоровье уступает первое место другим ценностям. Проблема сохранения и укрепления здоровья и формирования ценностного отношения подрастающего поколения к здоровому образу жизни всегда была одной из основных задач педагогического сообщества и человечества в целом.
Большинство молодежи в этот период мало задумывается о своем здоровье, поскольку не ощущает его значимость и не может оценить степень воздействия различных факторов. Это обусловлено заложенной в человеческой природе медленной реализацией обратных связей как на негативные, так и позитивные воздействия на организм человека.
Ценностное отношение студентов к здоровому образу жизни в образовательном процессе педагогического вуза рассматривается нами как целенаправленный процесс формирования знаний, умений и навыков предотвращения факторов риска здоровья будущими педагогами для успешной самореализации в предстоящей профессионально-педагогической деятельности и в сфере пропаганды здорового образа жизни среди учеников.
Главная отличительная черта учащейся молодежи – это повышенная эмоциональность и, как следствие, более низкая психофизиологическая устойчивость по сравнению с более зрелыми людьми. В силу этого молодые люди совершают поступки, которые выходят за рамки общепринятых норм поведения. При этом сущность употребления алкоголя в этом возрасте – это решение определенных задач, которые могут иметь как положительные, так и отрицательные стороны (к ним относятся поздравления с днем рождения, с праздником, удачное приобретение, а также снятие напряжения, стресса и т.д.). Однако подобное отношение к жизни ведет к стереотипности мышления, ограниченности способов выражения эмоций в различных ситуациях. Следовательно, основная задача педагогического сообщества – расширять границы выражения как положительных, так и отрицательных эмоций, и обучать студентов умению направлять свой потенциал на развитие творческих способностей.
Возрастная специфика, оказывающая большое влияние на потребностно-мотивационную сферу молодого человека, характеризуется прежде всего тем, что в этот период происходит его становление как индивида и личности. Поиск личной идентичности – центральная задача периода взросления.
Одним из основных факторов построения общества, основанного на интеллектуальном и духовно-нравственном потенциале нации, является система профессионального образования (начального, среднего и высшего), которая предоставляет возможность совершенствования на протяжении всей жизни человека в системе послевузовского и дополнительного образования. В этой связи подготовка педагогических кадров для всех уровней образования объективно выступает в качестве важнейшего. Для решения поставленной задачи педагогическими средствами необходима научно-методическая обеспеченность профилактических мероприятий.
Исходя из вышеизложенного, в рамках нашего исследования профилактические мероприятия проводились посредством авторской модели. Занятия были направлены на формирование личной стратегии поведения в ситуациях, связанных с употреблением ПАВ. Также в работе рассматриваются такие компоненты здорового образа жизни, как двигательная активность, рациональное питание, режим дня. Сформированные в ходе педагогической работы установки послужили основой ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов.
Под формированием ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов в процессе педагогического образования нами понимается длительный во времени и управляемый процесс последовательно сменяющихся этапов. Каждый этап представляет собой отрезок образовательного процесса, который характеризуются логической завершенностью одного и началом другого этапа: организационно-подготовительный; исходно-диагностический; информационно-просветительский; содержательно- методический; коррекционный; итогово-диагностический.
В качестве педагогических условий, интегрирующих потенциал образовательного процесса, были использованы следующие:
- содержание, которое включает темы учебных занятий; комплекс вопросов студенческого листа;
- технология, предусматривающая диагностику уровня сформированности здорового образа жизни, самоанализ;
- средства, основывающиеся на соблюдении распорядка дня, организации двигательной активности, организации рационального питания, различных формах активности (ролевые игры и т.д.), видео-, аудиоматериалах о сохранении и укреплении здоровья.
Список литературы:
- Каган М.С. Философия теории ценности / М.С. Каган. – СПб., 1997. – 205 с.
- Педагогика: учебное пособие для студ. пед-х вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996.-602 с.
Работа представлена научным руководителем Биджиевой В.И., старшим преподавателем кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания.
Свежие комментарии