Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева,

г. Карачаевск, Россия

 

Гуманизация всех сфер жизнедеятельности общества оказала существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, точ­нее, модельные представления. Доказательство этому – многолетние исследования, проведенные под руководством Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова. Эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка является прием моделирования. Благодаря моделированию дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Личность, обладающая представлениями о связях и отношениях в реальной действительности, владеющая средствами определения и воспроизводства этих связей и отношений, необходима сегодня обществу, в сознании которого происходят сущест­венные изменения. Общество пытается осмыслить и переосмыслить действительность, для чего нужны определенные умения и определенные средства, в том числе умения смоделировать действительность.

Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном воз­расте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Дети употребляют слова в самых разнообразных значениях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями: учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова. Усвоение отвлеченного значения языковых единиц, обусловленное овладением логическими операциями обоб­щения, сравнения, сопоставления, абстрагирования, позволяет использовать моделирование не только для решения задач развития логического мышления дошкольника, но и для решения задач развития речи, прежде всего связной речи.

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Е.А.  Флериной, Е.И. Радиной, Э.П. Коротковой, Г.М. Ляминой. Уточняют и дополняют методику обучения монологической речи исследования Н.Г. Смоль­никовой о развитии структуры связного высказывания у старших дошкольни­ков, исследования Э.П. Коротковой об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов. Разносторонне изучаются так­же методы и приемы обучения дошкольников связной речи: Е.А. Смирнова и О.С. Ушакова раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи, о возможности использования картины в процессе обучения дошкольников рассказыванию достаточно много пишет В.В. Гербова, Л.В. Ворошнина раскрывает потенциал связной речи в плане развития детского творчества. Ф.А. Сохин в формировании связной речи обращает внимание на тесную связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия, наблюдательности. Связная монологическая речь возникает в недрах диалоги­ческой.

Несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития связной речи дошкольников, остается недостаточно разработанным один из аспектов этой проблемы – развитие связной речи дошкольников с использованием моделирования. Прежде всего, это проблема использования приемов, помогающих ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте, хотя это и обусловлено интеллектуальным и речевым развитием дошкольника. Важнейшим приемом, помогающим в овладении связной речью, является моделирование, но к использованию моделирования обычно обращаются с целью развития логического мышления дошкольника, оно используется при обучении некоторым видам рассказов, а темы работы по развитию связной речи с использованием моделирования мало.

В педагогике моделирование как наглядно-практический метод получает все большее распространение. Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, являющиеся единственными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям. Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами: А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером, Д.Б. Элькониным; она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельно­ сти детей другим предметом, изображением, знаком.

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путем построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет моде­ли. Модель – это любой образ, мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план и т.д.) какого-либо процесса или явления, ис­пользуемый в качестве «заменителя».

Использование моделирования служит средством упоря­дочивания, систематизации имеющегося у ребенка опыта. Самостоятельное построение моделей дошкольником свидетельствует о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования, представляющих собой ядро умственных и речевых способностей.

При отборе программного материала важное место мы отводили  наиболее эффективным средствам и способам решения познавательных и творческих задач. Одним из центральных методов, развивающих у детей коммуникативную и планирующую функции речи, является использование схем, опорных символов и моделей. Работа начиналась с ознакомления детей с моделями в такой последовательности: предметная модель => предметно-схематическая => схематическая, так как постепенное, поэтапное включение их в содержание игр и занятий, на наш взгляд, составляет канву, основу речевого высказывания ребенка.

Важной предпосылкой повышения эффективности и результативности обучения детей-дошкольников явилась длительная и регулярная активизация всех усвоенных речевых конструкций в различной речевой практике. Например, в игровой деятельности серии «Строим рассказы и играем» для сюжета придумываний подбираются несколько картинок, и на их основе составляются маленькие истории на самые разнообразные темы по плану.

 

Список литературы:

  1. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М., 2007.
  2. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г. Рузской. – М., 1994.
  3. Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984. – 135 с.
  4. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 299 с.

                               

Работа представлена научным руководителем Биджиевой В.И., старшим преподавателем кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания.

 

Login