Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева,
г. Карачаевск, Россия
Гуманизация всех сфер жизнедеятельности общества оказала существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, точнее, модельные представления. Доказательство этому – многолетние исследования, проведенные под руководством Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова. Эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка является прием моделирования. Благодаря моделированию дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Личность, обладающая представлениями о связях и отношениях в реальной действительности, владеющая средствами определения и воспроизводства этих связей и отношений, необходима сегодня обществу, в сознании которого происходят существенные изменения. Общество пытается осмыслить и переосмыслить действительность, для чего нужны определенные умения и определенные средства, в том числе умения смоделировать действительность.
Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Дети употребляют слова в самых разнообразных значениях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями: учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова. Усвоение отвлеченного значения языковых единиц, обусловленное овладением логическими операциями обобщения, сравнения, сопоставления, абстрагирования, позволяет использовать моделирование не только для решения задач развития логического мышления дошкольника, но и для решения задач развития речи, прежде всего связной речи.
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Э.П. Коротковой, Г.М. Ляминой. Уточняют и дополняют методику обучения монологической речи исследования Н.Г. Смольниковой о развитии структуры связного высказывания у старших дошкольников, исследования Э.П. Коротковой об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов. Разносторонне изучаются также методы и приемы обучения дошкольников связной речи: Е.А. Смирнова и О.С. Ушакова раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи, о возможности использования картины в процессе обучения дошкольников рассказыванию достаточно много пишет В.В. Гербова, Л.В. Ворошнина раскрывает потенциал связной речи в плане развития детского творчества. Ф.А. Сохин в формировании связной речи обращает внимание на тесную связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия, наблюдательности. Связная монологическая речь возникает в недрах диалогической.
Несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития связной речи дошкольников, остается недостаточно разработанным один из аспектов этой проблемы – развитие связной речи дошкольников с использованием моделирования. Прежде всего, это проблема использования приемов, помогающих ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте, хотя это и обусловлено интеллектуальным и речевым развитием дошкольника. Важнейшим приемом, помогающим в овладении связной речью, является моделирование, но к использованию моделирования обычно обращаются с целью развития логического мышления дошкольника, оно используется при обучении некоторым видам рассказов, а темы работы по развитию связной речи с использованием моделирования мало.
В педагогике моделирование как наглядно-практический метод получает все большее распространение. Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, являющиеся единственными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям. Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами: А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером, Д.Б. Элькониным; она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельно сти детей другим предметом, изображением, знаком.
Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путем построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели. Модель – это любой образ, мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план и т.д.) какого-либо процесса или явления, используемый в качестве «заменителя».
Использование моделирования служит средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребенка опыта. Самостоятельное построение моделей дошкольником свидетельствует о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования, представляющих собой ядро умственных и речевых способностей.
При отборе программного материала важное место мы отводили наиболее эффективным средствам и способам решения познавательных и творческих задач. Одним из центральных методов, развивающих у детей коммуникативную и планирующую функции речи, является использование схем, опорных символов и моделей. Работа начиналась с ознакомления детей с моделями в такой последовательности: предметная модель => предметно-схематическая => схематическая, так как постепенное, поэтапное включение их в содержание игр и занятий, на наш взгляд, составляет канву, основу речевого высказывания ребенка.
Важной предпосылкой повышения эффективности и результативности обучения детей-дошкольников явилась длительная и регулярная активизация всех усвоенных речевых конструкций в различной речевой практике. Например, в игровой деятельности серии «Строим рассказы и играем» для сюжета придумываний подбираются несколько картинок, и на их основе составляются маленькие истории на самые разнообразные темы по плану.
Список литературы:
- Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М., 2007.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г. Рузской. – М., 1994.
- Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984. – 135 с.
- Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 299 с.
Работа представлена научным руководителем Биджиевой В.И., старшим преподавателем кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания.
Свежие комментарии