Карачаево-Черкесский государственный университет

имени  У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия

 

Основными задачами современного образования являются развитие каждого учащегося с учётом его индивидуальности и переход от информационно-репродуктивного обучения к активно-творческому.

Русский язык как учебный предмет он имеет важное значение, так как является не только предметом изучения системы знаний, на основе который формируются практические навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.

Основными целями обучения русскому языку в современной школе являются следующие: овладение знаниями о функционировании и устройстве языка как коммуникативной системы; интенсивное развитие речемыслительных, творческих и интеллектуальных способностей школьника; формирование умения грамотно, полноценно пользоваться богатствами родного языка в своей практике. Грамматически понятия, которые изучаются в начальной школе – один из важнейших разделов школьного курса русского языка. От того, насколько успешно будут усвоены эти знания, во многом зависит достижение этих целей. Усвоение грамматических сведений оказывает большое влияние на общее развитие школьников, создает благоприятные условия для формирования теоретического мышления детей, кроме того, служат основой для формирования правописных умений и навыков, а также подготавливают учащихся к изучению основного школьного курса синтаксиса, морфологии. Грамматический разбор является важнейшим упражнением в начальной школе в период обучения русскому языку. Связано это, прежде всего с тем, что, он способствует именно сознательному усвоению знаний, их систематизации и обобщению.

Период обучения в начальных классах характеризуется усвоением младшими школьниками большого количества грамматического материала.

Как показывает практика, изучение грамматических понятий не вызывают необходимого интереса у младших школьников, на таких уроках грамматики отмечается низкий уровень познавательной активности. Это связано, на наш взгляд, прежде всего с тем, что процесс усвоения знаний зачастую носит формальный характер: учащиеся заучивают правила и лингвистические определения, не всегда в полной мере при этом осознавая сущность отражаемых ими явлений. А учитель зачастую в силу своей загруженности уделяет недостаточное внимание организации мотивации. Все это приводит к тому, что формально изученные грамматические понятия не могут стать прочной основой изучения таких разделов русского языка как орфография, морфология, синтаксис. В результате разрушается связь, правильное соотношение между этапами изучения грамматических и орфографических тем в школе, не создаются условия, необходимые для реализации преемственности и перспективности в обучении.

Львов М. Р. в  младшем школьном возрасте выделил следующие особенности грамматического строя речи: появление в письменной речи школьников всех основных грамматических единиц и превращение их из эпизодически употребляемых в регулярно используемые.

Иными словами, происходит постепенное овладение основными грамматическими средствами: словосочетаниями, предложениями, способами выражения членов предложения, частями речи, их формами и пр. б) сложные предложения усложненного типа, то есть предложения с сочинением и подчинением, с бессоюзной и союзной связью;

Этап овладения синтаксическими формами заканчивается в основном до 4 класса: лишь немногие, редкие синтаксические формы появляются в речи учащихся после 6 класса.

Морфологические единицы, в общем, усваиваются ранее, чем синтаксические (здесь нет противоречия: в речевой деятельности человека синтаксис играет ведущую роль по отношению к морфологии, но возможности построения сложных, наиболее гибких форм в синтаксисе больше, чем в морфологии).

Грамматический строй языка охватывает собою законы и правила:

  • образования слов;
  • изменения слов;
  • соединения слов, образования на основе этих соединений элементарных синтаксических единиц – словосочетаний;
  • построения предложений;
  • сочетания предложений в более сложные грамматические организации.

Соответственно в грамматике выделяются отдельные области: словообразование, морфология и синтаксис.

Грамматика языка – это его формальный строй, противопоставленный звуковому (фонетическому) и словесному (лексическому) строю, который представлен такими основными единицами языка, как слово и предложение, выступающими в своих абстрактных формализованных значениях.

Слово является одной из основных грамматических единиц. В нем слиты воедино его звуковая материя, лексическое значение и формальные грамматические характеристики. К грамматическим свойствам слова относятся его значение, как части речи, (т. е. как единицы, принадлежащей к определенному лексико-грамматическому классу слов),  словообразовательная структура, способность к формальным изменениям и все его абстрактные значения, подчиненные общему значению класса (части речи); у имени это такие, например, значения, как род, число, падеж, у глагола – вид, залог, время, наклонение, лицо

Предложение как предмет грамматики представляет собой сообщающую единицу, строящуюся по определенному синтаксическому образцу, существующую в языке в разных своих формах и модификациях, функционально (с той или иной коммуникативной целью) нагруженную и интонационно оформленную. Предложению как грамматической единице принадлежат предикативность (максимально абстрагированное грамматическое значение, свойственное любому предложению), категории семантической структуры и компоненты актуального членения – тема и рема. Предложение, как и слово, вступает в синтаксические отношения с другими грамматическими единицами – предложениями и их аналогами; так образуются разные виды сложных предложений и бессоюзные соединения предложений.

Грамматический строй языка тесно связан с его лексическим строем. Их взаимодействие осуществляется по разным направлениям самых актуальных проблем речевого развития детей.

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка.

Речь способствует развитию личности школьника в целом, расширяет его знания, его кругозор, помогает общаться окружающими, осознать и привить социальные правила поведения.

А.Н. Гвоздев в своем исследовании формирования грамматического строя русского языка дал развернутую характеристику процесса становления и развития речи ребенка. Автор выделяет три основных периода:

– период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (до 1 года 10 месяцев.). Этот период подразделяется на два этапа (время однословного предложения и время предложений из нескольких слов). Характерными особенностями этого периода являются ситуативность и яркая интонационная окраска используемых слов-предложений.

– период усвоения грамматической структуры предложения (от 1г.10 мес. до 3 лет). Этот период начинается с появления морфологической членимости слов, благодаря которой ребенок в своей речи широко использует самостоятельно образованные слова и их формы как в виде образований по аналогии, так и в виде форм, совпадающих с общепринятыми. Характерной особенностью второго периода является усвоение ребенком грамматических категорий и практических типов словообразования и словоизменения, появление в речи и усвоение предлогов и союзов.

– период усвоения морфологической системы языка (с 3 до 7 лет). В этот период происходит практическое усвоение ребенком типов склонения и спряжения. Морфологические элементы вместо смешения постепенно разграничиваются по отдельным типам спряжения и склонения, усваивается сначала система окончаний, а затем – чередования в основах.Опираясь на вышеприведенные характерные особенности периодов, можно сделать заключение, что освоение ребенком грамматического строя языка происходит на основе грамматической структуры предложений и в виде усвоения грамматических категорий, характеризуемых наличием определенного значения.Таким образом, к школьному возрасту ребенок практически овладевает всей сложной системой грамматики, включая все действующие в русском языке синтаксические и морфологические закономерности.В начальной школе ребенок получает представление о грамматике как учебном предмете и приступает к изучению грамматических обобщений, включающих в себя осознание определенных грамматических понятий, что является новой сложной ступенью в овладении грамматическим строем речи.В свою очередь М.Р. Львов дает следующее определение школьной грамматики: «В школьном курсе русского языка грамматика занимает основное, ведущее положение как важнейшая теоретико-практическая учебная дисциплина, дающая школьникам систему понятий, понимание структуры языка и закономерностей его функционирования…» [].Наиболее значимыми для формирования практических грамматических умений являются уроки закрепления, предполагающие автоматизацию и конкретизацию изученных грамматических закономерностей и обобщений в системе тренировочных упражнений.В учебной практике массовой школы для развития мышления и речи учащихся в процессе изучения грамматики используются различные формы и способы активизации их мыслительной и речевой деятельности.Одной из основных форм закрепления грамматических умений и навыков являются грамматические упражнения.

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание (знания, умения и навыки) определяются через понятия языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций.

Изучая язык как систему и, овладевая лингвистическими знаниями, школьники одновременно обучаются речи на родном языке – осознают и осмысливают через понятия и правила свою уже сложившуюся речевую практику и на этой основе корректируют и совершенствуют устную и письменную речь.

Развитие грамматического строя речи учащихся становится одной из основных задач для учителя и требует дополнительного научного лингвистического, психологического и методического осмысления.

Ученые-методисты рекомендуют учителям проводить работу над закреплением грамматических моделей систематически, на каждом уроке и обязательно включать в домашние задания во всех классах. Изучение грамматических форм чаще всего выделяется, как самостоятельная часть урока, но в некоторых случаях может быть связана с материалом основного учебника по грамматике и правописанию.

С помощью систематических наблюдений и тестирования учителям рекомендуется выявлять общие и индивидуальные трудности учащихся в использовании грамматических форм русского языка и сосредоточивать на них внимание на уроках.

Мы считаем, что работу над грамматическими формами следует максимально индивидуализировать, предлагая учащимся задания с учетом их трудностей и отражая их успехи в листе прогресса. Для начальной школы, по нашему глубокому убеждению,  принципиально важным положение о том, что, если есть малейшая возможность апелляции к осознанию определенного грамматического явления, ее необходимо использовать.

Исследование грамматического строя речи учащихся включает изучение следующих умений школьников: словообразование существительных, прилагательных и глаголов, употребление падежей, категории числа существительных, овладение согласованием разных частей речи, а также умения употреблять простые и сложные предлоги, конструировать предложения.

Мы считаем, что изучение методики проведения грамматического анализа на уроках русского языка в начальной школе и грамотное применение ее учителем на практике способствует формированию познавательной деятельности, овладению коммуникативными умениями и предметными знаниями.

Практическое усвоение русского языка уже на начальном этапе предполагает овладение некоторыми грамматическими правилами, правилами-инструкциями, терминами, т. е. те элементарными теоретическими сведениями, которые способствуют выработке речевых умений и навыков. Только опора на сознательное усвоение тех или иных грамматических явлений, предлагаемых в начальной школе, дает возможность в дальнейшем говорить о создании «интуиции» говорящего, позволяющей ориентироваться в различных средствах выражения, допускаемых системой данного языка. Однако сознательность в овладении грамматическими формами и конструкциями не должна подменяться теоретизированием по поводу грамматической системы языка. Иными словами, важно овладение не только теорией в ее системе, а осознанное превращение понятого языкового факта в навык.

Грамматический строй речи, являясь фундаментальной основой для формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций даже при недостаточном развитии у некоторых школьников способен интенсивно совершенствоваться при условии правильного педагогического воздействия, тонкого психологического взаимодействия и четкого методического осмысления. Список литературы:1.  Гвоздев А.Н. «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка М.: АПН РСФСР, 1949.

  1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальной школе. – М.: Академия, 2002. – 464 с.