КЧГУ, г.Карачаевск

Нравственные ценностные ориентации используются, начиная со второй половины ХХ века. Потому осуществляя ретроспективный анализ отечественной педагогической мысли, мы применяем категорию «ценностные ориентации» в ее нынешнем понимании для раскрытия наиболее важных, консолидируемых подавляющим большинством людей обусловленной эпохи, нравственных ценностей (норм, принципов, идей, идеалов), выдающихся в общественном сознании регуляторами взаимоотношений человека и его поведения [3, с. 36].

Суждения о значимых ценностных ориентациях в истории отечественного образования и педагогики формировались в близкой связи с цивилизационными и социокультурными процессами, совершавшимися в нашей стране. В различие от рационализма и законопослушания западноевропейского образования, отечественному менталитету характерно обращение не столько к разуму, сколько к «сердцу» воспитанника, то есть к его нравственности, его совести (И.В. Космачева, П.Д. Юркевич, А.С. Хомяков и другие). С давнишних времен педагоги и родители учили детей жить в парадоксе с особой системой ценностей, сложившейся в русской культуре [10, с.43].

Особенный смысл нравственному воспитанию придавалось в древнерусской педагогике. Несмотря на наличие специальных институтов воспитания, ценностные ориентиры были совершенно определены, и их формирование реализовывалось в семье. «В древнерусском воспитании. основное внимание педагогики направлено на повседневные правила, а не научные знания… Древнерусская начальная общеобразовательная школа представляла собой дом, семью. Ребенок обязан был развиваться не настолько уроками, какие он слушал, насколько той нравственной атмосферою, какою он дышал. Это было, ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя свежие взгляды, чувства, привычки», – писал В.О. Ключевский[6, с.27].

Уровень подрастающего поколения на эксперименте старших был высок, несмотря на то, что грамотных людей на Древней Руси было очень мало. С детского возраста вырабатывались такие нравственные качества, как почтение к старшим, уважение к труду, осторожное отношение к природе.

Нравственные ценностные ориентации формировались посредством образцов из созданий устного народного творчества.

Подобным образом, центром воспитания делалось эмоционально-нравственное отношение к окружающим, крепко укоренившееся в национальном русском менталитете как особенное духовное ценностно-смысловое изучение мира.

Отображает идеал средневекового воспитания и нравственных ценностных ориентаций на Руси памятник литературы ХVI века «Домострой». Тут значительный смысл придается воспитанию таких качеств, как уважительность к взрослым, терпеливость к невзгодам, благочестие, забота о бедных и нищенствующих [13, с.23].

В ХVII веке выходит в свет «Гражданство обычаев детских» Е. Славнецкого, где излагаются мысли о надобности сострадать, жалеть нуждающихся. Выпущенное произведение послужило основой книги «Юности честное зерцало», охватившей собственным содержанием аспекты поведения юношей и девушек, их нравственные проявления [4, с. 25].

Отталкиваясь из выше произнесённого можно с уверенностью сказать, что, в середине нравственных ориентаций древней и средневековой Руси – человеколюбие, способность принимать людей с открытым сердцем. Чуткость к людям, душевная щедрость и милосердные благодеяния в памятниках древнерусского слова показаны не как единичные и труднодостижимые действия нравственного совершенствования, а реальные и нужные дела в повседневной жизни людей, придерживающихся христианские заповеди.

Новый этап в развитии представлений о ценностных ориентациях наступает в ХVIII веке в связи с реформами Петра I, когда Россия приобщилась к европейской культуре. В российской философской мысли того времени зарождаются новые приоритеты, показанные такими ценностями, как знание, разум, истина, труд, нравственность, добро [5, с. 39].

Это выделение нравственных ценностей (добро, Родина, истина, труд, любовь) в качестве ведущих.

Дальнейшее формирование суждений о ценностных ориентациях происходило в педагогической мысли России ХIХ в. под воздействием революционно-демократической мысли, в основе каковой лежали гуманистические и национальные ценности. Представители революционно-демократического течения выставляли решение формирования нравственных ценностных ориентаций, как надобности сознательного стремления ребенка к добру, пробуждения в нем любви, сострадания к окружающим. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский особо подчеркивали, что ценна, способность сопереживать, проявлять человеколюбие, милосердие к окружающим.

В ХIХ в. Дискуссии западников и славянофилов обозначили два кардинальных пути формирования нравственных ценностных ориентаций – через осознанное поведение и через «сердце» (эмоциональную сферу). С данного времени главной задачей педагогики делаются поиски способов эффективного объединения названных путей.

Новый период в развитии представлений о нравственных ценностных ориентациях начинается в отечественной педагогике после Октябрьской революции. В начале 20-х гг. ХХ в. главенствующее место занимают идеи педагогов-марксистов П.П. Болонского, А.В. Луначарского, А.Г. Калашникова, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого и других, где в качестве главной цели воспитания выдается формирование нравственной личности, владеющей общей культурой, всесторонне и гармонично сформированной, обладающей черты коллективиста-общественника. Важнейшей нравственной ценностью на предоставленном этапе не столько человек сам по себе и его благо, сколько коллектив, общее дело, обращённое на достижение общественного блага, потому формирование нравственных качеств зависимо становлению ориентаций на социальную значимость, полезность для мыслимого общественного числа людей [6, с. 31].

Время политической оттепели в СССР (50-е – 60-е годы ХХ в.) свойствен тем, что индивидуальность каждого человека стала заметнее, хотя по-прежнему коллективное суждение стоит над индивидуальным.

Сильной личностью в педагогических кругах этого времени был В.А. Сухомлинский, который ратифицировал гуманистическую педагогику, поднимающую человека над коллективом, апеллирующую к совести, полагающую проблему человечности основой воспитания [7, с.41].

Нынешний этап генезиса мнений о нравственных ценностных ориентациях начинается в отечественной педагогике в конце 70-х – 80-х годов ХХ в. В связи с разработкой педагогической аксиологии, формированием понятийно-категориального аппарата этой отрасли педагогики (Н.Д. Никандров, З.И. Рывкин, В.А. Сластены, Г.А. Чижова и другие). Методологической основой современных исследований выступают идеи гуманистической личностно-ориентированной педагогики и психологии, представляющие человека как нравственно самосовершенствующееся существо, актуализирующее, формирующее, обогащающее свои природные задатки и надобности на следствии оценки себя в окружающем мире.

Ш.А. Амонашвили, В.А. Крачковский, Н.Е. Цуркова и другие педагоги-новаторы свои воспитательно-образовательные системы строили на фундаменте общечеловеческих ценностей [8, с. 16].

Частично их авторы возвращаются к традиционным национальным ценностям нравственного воспитания. В собственных работах авторы обращаются к христианскому суждению на решение существования человека, его целей и смысла жизни, вопроса добра и зла в человеке.

Проведенный ретроспективный анализ динамики выступлений о нравственных ценностных ориентациях в отечественной педагогике представил, что имеются нравственные категории, выступающие в качестве значительных и опознаваемых большинством людей в разные эпохи, не зависимо от сословного, классового, имущественного положения, религиозной или культурной принадлежности. Они анализируются в доставленном исследовании как ядро аксиосферы общественного и индивидуального объектов, как общечеловеческие нравственные ценностные ориентации [7, с. 18.]

Гуманистическая педагогика предполагает признание ценности человека как личности, его права на свободное воспитание и проявление индивидуальных способностей, утверждение блага человека, идею о том, что удовлетворение его надобностей и кругозоров надлежит быть конечной целью общества [4, с. 9-10].

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
  2. Большой энциклопедический словарь:/ под ред. А.М. Прохоров. – М: Большая всероссийская энциклопедия. – 1998. – 134с.
  3. Волобуева Л., Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях. // Дошкольное воспитание. – 2009. -№3. – С. 88-91.
  4. Волков Г.Н. Воспитание детей в игре. – М., Просвещение, 1993. – С.89-96.
  5. Выготский Л.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М.: Просвещение, 1989. – 191 с.
  6. Гербовая В.В. Педагогические возможности игры – драматизации. М.: Просвещение, 2008. №4. – С. 28-35.
  7. Гурович Л.М. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. М.: Наука, 2003. -244 с.