Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева

 В начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи.

Анализ методической, педагогической литературы, показал, что работа по культуре речи проводится на уроках русского языка и литературы в малом объеме, фрагментарно.

Работа по развитию речи и речевому этикету обучающихся в школе многогранна. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Исследования доказывают, что речевые навыки у детей необходимо развивать, и чем раньше и интенсивнее будет проводиться эта работа, тем эффективнее она будет. Это объясняет актуальность данного исследования.

В данной статье представлены особенности организации работы по формированию речевого этикета младших школьников на уроках русского языка.

Главной целью изучения начального курса русского языка является всестороннее развитие младших школьников, повышение культуры их речи и общения. Проблемы, связанные с развитием культуры общения, приобретают в наше время не только образовательное, но и социальное значение. Раздел «Знание о языке, языковые умения», введенный в программы начальной школы, предполагает ознакомления младших школьников с простейшими правилам культуры речи.

А.В. Петровский считает, что среди понятий, связанных с развитием речи, которые должны усвоить дети, значительное место занимает система языковых средств, названная речевым этикетом.

«Речевой этикет – это система устойчивых формул общения, предназначенных обществом для установления речевого контакта собеседников, соблюдение общения в выбранной тональности соответственно их социальных ролей и ролевых позиций в отношении друг друга, взаимных отношений в официальной и неофициальной обстановке» [3, с. 213]. Такое обобщенное определение этого понятия, принятое в лингвистической литературе, на наш взгляд, является наиболее полным.

Лингвистических исследований, посвященных упорядочению синонимических рядов речевого этикета русского языка, еще нет. Долгое время – это понятие было предметом исследования лишь в этике, следовательно, не все аспекты проблемы речевого этикета недостаточно исследованы языковедами. Например, нет однозначного названия термина (случаются два его варианта: «речевой этикет» и «языковой этикет»), не создана четкая классификация формул общения, не создан словарь русской лексики вежливости [6].

Становление речевого этикета как лингвистической категории требует разработки методики его изучения в школьной практике. Действующая программа изучения русского языка рекомендует для усвоения младшими школьниками ряда основных норм речевого этикета. Опыт показывает, что учебники недостаточно обеспечивают учителей и учеников материалом, необходимым для формирования у детей определенного программой круга знаний умений и навыков. Самым большим недостатком школьных пособий, на наш взгляд, является бессистемность представленных в них упражнений для уроков, на которых изучается речевой этикет, несоответствие их содержания этапам процесса формирования лингвистических понятий у младших школьников, недостаточное количество задач, направленных на практическое усвоение детьми слов вежливости.

Курс методики преподавания русского языка в начальных классах, а также предметы «Культура речи» и «Выразительное чтение» не обеспечивают в полной мере овладения будущим учителем всеми аспектами этого сложного и многогранного явления, не дают практических советов по использованию различных формул речевого этикета, знаний о принятых в современном обществе правилах слушания, роли тех, кто говорит, и тех, кто слушает.

Поэтому становится очевидной необходимость создания методических рекомендаций, которые помогли бы студентам в овладении методикой формирования речевой культуры младших школьников, пригодились учителям начальных классов, работникам дошкольных учреждений [2].

Определение сущности речевой культуры младшего школьника как педагогического явления обусловило выявление основных характеристик и функций, которые позволят исследовать ее на разных уровнях. Трудности определения специфики речевой культуры младших школьников связаны с тем, что сама личность ученика включена в разноуровневую языковую культуру, живет и действует в ней (речевая культура семьи, социального окружения, сверстников, школьного социума и т.д.). Функционирование сложной системы «речевая культура младших школьников» рассматривается в рамках более крупных метасистем – «культура», «культура личности», «речевая деятельность».

Речевая культура – интегральное личностное образование, отражающее способность человека использовать знаковую (языковую и невербальную) систему с целью установления общекультурной коммуникации. Речевую культуру младших школьников можно рассматривать как: систему ценностей-регуляторов речевого поведения; как способ, инструмент культурно-познавательной деятельности; как концентрированное выражение личности ребенка (самоутверждение, самовыражение) [1].

Специфика речевого поведения связана с ролевым поведением человека. Так, «каждый человек находится во множестве ролевых и речевых ситуаций и постоянно ориентируется в обстоятельствах общения, в своем партнере, у присутствующих третьих лицах» [5, с. 64].

Анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы позволил определить следующие критерии сформированности речевой культуры младших школьников:

  1. Владение речевым этикетом (знание формул речевого этикета, владение навыками переключения языкового кода при условии того или иного ролевого речевого поведения, контекстуальных особенностей общения, уместности речи (стилевая, контекстуальная, ситуационная, личностно-психологическая).
  2. Речевая активность (стремление к речевому самовыражению, наличие собственных выразительных речевых средств, отражающих уникальность, неоднозначность самой личности школьника).
  3. Гуманистическая направленность речевого поведения (толерантность, уважение к мнению другого).

Критерии носят прогностический характер, выступают основой для диагностики и коррекции сформированности речевой культуры. Все исследователи проблем речевой культуры человека подчеркивают ритуализированный характер использования достаточно большого количества речевых единиц, которые, прежде всего, отражают социальную информацию.

Особенностью правил речевой культуры является то, что мы их почти не замечаем, поскольку нам они привычны. Заметным становится как раз нарушение этих правил. Поэтому абсолютно понятно, что большинство исследователей в структуру речевой культуры включают языковой (речевой) этикет.

В начальной школе сущность речевой культуры общения осуществляется в процессе изучения всех разделов языкового курса путем обогащения, уточнения и активизации словарного запаса школьников, формирование умения правильно подчеркивать слова во время произношения, сочетать их друг с другом, соблюдать нормативы грамматических форм, уместно употреблять выразительные средства языка, формулы речевого этикета, критерии сформированности речевой культуры младших школьников.

Этикет – это свод правил поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного социального, интеллектуального статуса. Этикет – это часть нравственной культуры, которая ассоциируется с понятием вежливости, культуры, интеллигентности. Нравственные ценности – главное содержание сферы действия этикета. Выбор «этикетного знака» – тактический прием реализации этих ценностей. Принимать данный этикет, выполнять его предписание означает принимать существующую систему ценностей и тем самым признавать себя членом данного общества.

Важнейшей чертой речевого этикета является ситуативность: выбор этикетных форм, коммуникативное поведение должны меняться с изменением коммуникативной ситуации, состава общающихся, с изменившимися целью и проблематикой общения и другими ситуативными изменениями в общении.

В каждом языке существуют языковые средства, соответствующие нравственным нормам жизни и деятельности того или иного народа. В русском языке они представляют собой широкий арсенал единиц языка и речи, накопившихся в течение веков и обеспечивающих возможность удовлетворения различных речевых ситуаций. В результате многократного повторения в стереотипных ситуациях речевой этикет воплотился в специальных устойчивых оборотах, выражениях, формулах общения, которые не создаются заново, а существуют в языковом сознании носителей языка.

Умение общаться, соблюдая правильный речевой этикет, является показателем степени владения языком, уровня развития речи, важным компонентом общей речевой культуры носителя языка.

В процессе деятельности, общения происходит обмен информацией, происходит речевое взаимодействие между адресатом и адресантом. При этом общение – очень сложное явление, характеризующееся со стороны индивидуальных и групповых черт общающихся, с позиции социальных ролей говорящих, со стороны специфики языковых и речевых единиц общения, разнообразия текстов с точки зрения стилей, жанров и т.д.

«Сказанным подтверждается, что речевой этикет нельзя сводить только к правилам и нормам вежливого обращения, он гораздо шире. Этикетное общение играет большую роль в жизни каждого человека. Но человеческое общение не сводится только к ритуалам. Этикетные ситуации составляют лишь некоторую часть общения. Речь колеблется в такт человеческим отношениям – это этикетное видоизменение речи. «Специальное этикетное общение совершается лишь время от времени, а вот видоизменение речевого и неречевого поведения под влиянием человеческих отношений происходит постоянно» [4, с. 62].

Нормы речевого этикета непосредственно связаны с видом речевой деятельности. Но независимо от формы существования, речь должна отвечать общим этикетным требованиям, правилам, которые в равной мере предъявляются и говорящему, и слушающему. Это требование доброжелательности, вежливого и уважительного отношения к собеседнику, необходимый ориентир на социальные роли вступающих в речевое общение, их взаимоотношения, правильного и уместного выбора в устной речи средств невербальной коммуникации, умение внимательно выслушивать собеседника, стремление правильно выбирать языковые средства. В то же время следует пони – мать, что речевое поведение связано с такими факторами, как социальная группа, воспитание, уровень образованности, профессия. Поскольку каждый человек может находиться в разных ролевых и речевых ситуациях, он бывает вынужден постоянно ориентироваться в обстановке общения. Один и тот же человек выберет разные этикетные формы и нормы общения на работе, дома, в кругу друзей, так как привычка вести себя так или иначе в наиболее типичных ситуациях усваивается нами с детства. Вместе с тем нельзя не учитывать, что входить в контакт со знакомыми и незнакомыми людьми, правильно применять формы речевого этикета, умело находить слова и интонацию для выражения эмоций, чувств, отношений к человеку является особым искусством. Поэтому потребность в знании и использовании этикета состоит в том, что этикет, выражая требования вежливости, поддерживаемые на общественном уровне, является составной частью нравственной культуры и влияет на общение людей в целом и требует специального, целенаправленного обучения. Следовательно, проблема изучения речевого этикета принадлежит к актуальным проблемам современной лингводидактики. Особенно это касается проблемы формирования речевого этикета младших школьников [6].

Ребенок, придя в школу, уже свободно владеет русским языком, легко выражает свои мысли, умеет строить словосочетания и предложения. В начальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7-10 лет. Обучение основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между понятиями. Весь начальный курс русского языка в целом представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей. Но на уроках русского языка в школе изучается не просто русский язык, а литературный язык, основным отличием которого от всех остальных форм русского языка является его нормированность, т.е. наличие систем официально признанных норм, закрепленных в различных словарях, справочниках, учебниках.

Изучающий русский язык должен получить четкое представление о тех возможностях, которыми располагает язык для более вежливого, мягкого, деликатного выражения мысли – о средствах выражения вежливости в русском языке. На уроках русского языка должны чаще звучать вопросы такого типа: «Можно ли выразить эту же мысль более вежливо?» (если нам действительно это нужно) «Вежливо ли так говорить?» (просить, отказывать в просьбе, спрашивать и пр.)? «Насколько вежливо по тону (интонации) выражена просьба (побуждение к действию)?» и т.д. Иными словами, на уроках должен присутствовать такой аспект анализа, как вежливо – не совсем вежливо – невежливо. То есть, работа над формулами речевого этикета в начальных классах должна заключаться в формировании у учащихся знаний о способах словесного выражения вежливости в русском языке и умении соотносить речевое выражение вежливости с поведенческим. Это достигается в результате объяснения, закрепления и активизации в речи формул речевого этикета, а также на основе примеров из повседневной жизни и художественной литературы.

В результате подобного анализа ученики смогут осознать некоторые средства выражения вежливости и, главное, – начнут более внимательно и самокритично оценивать свои собственные высказывания с позиции вежливо/невежливо.

Для этого отработка норм речевого этикета связывается с изучением программного материала по русскому языку, выделяются темы, с которыми тесно соприкасаются правила речевого этикета, хотя эта работа должна быть систематической. К таким темам относятся: местоимение, имя существительное, глагол, имя прилагательное.

В привитии учащимся этого важного этикетного навыка помогает создание речевых ситуаций, составление диалогов на такие темы, как: «В автобусе», «С товарищами после уроков», «Вечером дома», «На уроке», «В магазине», «Говорим по телефону». Такие речевые ситуации используются и для привития учащимся навыков правильно, уместно выбирать формы приветствия, прощания, правильно использовать формы местоимений, глаголов, знаки вежливого обращения.

Особое внимание уделяется тону общения, интонации, жестам, манере держаться. Ребенок 6-7 лет, как правило, обращается к незнакомому человеку на «Вы». То есть, во многих случаях (но, конечно, не во всех) уже первоклассник выбирает из ряда однозначных правильные, уместные для данных обстоятельств формулы речевого этикета. Поэтому на уроках русского языка на первый план выдвигается: а) умение выбрать оптимальную уместную для определенной ситуации общения формулу речевого этикета; б) умение «развернуть» устойчивую формулу речевого этикета. Последнее особенно существенно, так как именно «развертывание» менее стандартно и свидетельствует не только о знании речевых этикетных формул, но и об определенном уровне воспитанности говорящего [2].

Следует также помнить, что первостепенное значение имеет речевой этикет самого учителя, соблюдение им его норм. Учитель должен быть добр, вежлив, отзывчив, внимателен к детям. Мало ограничиваться беседами о вежливости и речевом этикете. Воспитание вежливости речи – это воспитание уважительного отношения к человеку, доброты.

Таким образом, только пристальное внимание к слову, к нюансам его лексических значений, систематическая работа над правильным употреблением лексем способствуют существенным достижениям в речевые и интеллектуальные развития школьников. Поскольку речи младших школьников часто присуще неправильное употребление слов в результате неправильного или неточного понимания их значений, бедность активной лексики, наиболее перспективными направлениями в исследованиях проблемы словарной работы в начальных классах остается работа по уточнению словаря младших школьников, активизация словаря в результате ежедневной практики продуктивного словоупотребления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Введенская, Л.А. Деловая риторика: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов на Дону: МарТ, 2016. – 512 с.
  2. Величко, Л.И. Речь. Речь. Речь: кн. для учителя начальных классов по развитию речи обучающихся / Л.И. Величко, З.А. Доморацкая, Т.А. Ладыженская и др. – Москва: Педагогика, 2014. – 144 с.
  3. Волина, В.В. Учимся играя / В.В. Волина. – Москва: Новая школа, 2014. – 448 с.
  4. Гончарова, Л.О. Нетрадиционные приемы развития связной речи / Л.О. Гончарова // Начальная школа. – 2016. – № 7. – С. 28-31.
  5. Игнатьева, Т.В. Программы общеобразовательных учреждений: начальные классы: русский язык / Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина. – Москва: Просвещение, 2017. – 316 с.
  6. Капинос, В.И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка: пособие для учителей / В.И. Капинос, Т.А. Ладыженской. – Москва: Просвещение, 2013. – 320 с.