КЧГУ, г.Карачаевск

Особенности изучения эпических произведений в начальной школе обусловлены тем, что художественное содержание эпического произведения представлено в материальном выражении: в действующих лицах, которые участвуют в определенных событиях, связанных между собой и развивающихся во времени и пространстве, т.е. выстраивающихся в сюжет произведения. Главное в этих связях подчеркивается благодаря взаиморасположению изобразительных деталей произведения, т.е. его композиции. В учебный материал для чтения в начальной школе включены такие виды эпической литературы: художественный рассказ, эпическое произведение в стихах, сказка, басня. При работе над эпическим произведением одним из ведущих приемов становится пересказ текста, а значит, и предварительное составление плана. Выбор приема пересказа, кроме родовой принадлежности произведения, должен быть поддержан другими факторами. Стихотворная форма произведения исключает его пересказ, а значит, снимает и необходимость работы над составлением плана. Поэтому, работая над такими жанрами, целесообразнее предложить детям выучить их наизусть.

Вид пересказа прозаического текста выбирается в зависимости от его композиции: 1) произведения последовательно-повествовательной композиции удобны для подробного пересказа; 2) повествовательно-описательная структура произведения может стать основой выборочного пересказа; 3) произведения, в которых главная сюжетная линия осложнена многими деталями, могут быть выбраны для краткого пересказа. Такие произведения рекомендуется читать по ролям и драматизировать.

Особенности изучения сказок. Сказка – один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или – реже – в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера, но имеющих реальную основу. Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам. Принадлежность к эпическому роду выдвигает такой ее признак, как повествовательность сюжета. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, правды над ложью, жизни над смертью. Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету. Сказка восходит к действительности породившей ее эпохи, отражает события той эпохи, в которой она бытует, но это не прямой перенос в сказочный сюжет реальных фактов. В сказочном образе действительности переплетаются взаимоисключающие понятия, соответствия и несоответствия действительности, что и составляет особую сказочную реальность. Учащиеся начальных классов должны понять, что сказка – это специфический жанр, любая сказка – это «особый замкнутый мир, в котором действуют законы, неприемлемые в реальном мире». Законы «сказочного мира» алогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны внутри сказки. В свое время их сформулировал Д.Д. Нагишин.

Следует обратить особое внимание учащихся на пять основных законов «сказочного мира»: одушевление предметов и явлений природы;  очеловечивание предметов, явлений, превращение в реальные или фантастические образы; синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами; народный результат воображения как выражение мечты, идеи; чудесные представления и обращения; гиперболизация.

Благодаря этим законам в действие сказки, в ее эмоциональную сферу включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы. Именно поэтому сказка – благодатный материал для развития воссоздающего и творческого воображения учащегося как важных сторон его эмоциональной сферы и необходимых для полноценного восприятия произведений читателем. В процессе чтения сказок младшим школьникам раскрываются их своеобразные черты: фантастичность, изображение необычных событий, явлений природы и людей, специфический зачин, типично сказочное изложение с повтором однотипных действий. По окончании начальной школы ученики смогут выделить сказку как жанр среди других рассматриваемых на уроке чтения произведений. Для этого им хватит знания названных законов. В начальных классах речь может идти лишь о приобретении общих представлений о сказке и ее отличии от других произведений. В начальных классах учащиеся чаще всего встречаются со сказками бытовыми, сказками о животных и волшебными сказками, поэтому они должны прежде всего научиться устанавливать отличия одной сказки от другой и определять вид той или иной сказки по отличительным особенностям.

Сказки бытовые, простые по сюжету, воспринимаются учащимися как уже знакомые из раннего детства. На долю учителя остается обратить внимание учащихся начальной школы на то, что в этих сказках герой выходит невредимым из самых безнадёжных ситуаций, потому что ему помогает его собственная смекалка, изворотливость, даже плутовство. В качестве отличительных особенностей бытовой сказки можно выделить следующие: в основе вымысла лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт, в основе сказочного сюжета лежит жизненный конфликт; события всегда разворачиваются в одном времени и пространстве, пространство реально, а события невероятны; фигурируют фантастические персонажи: чёрт. Горе, Доля; краткость изложения, разговорная лексика, диалоги, не имеют красочных эпитетов и поэтических формул; необязательно наличие зачинов и концовок.

В сказках о животных через взаимоотношения персонажей учащиеся познают социальное устройство общества. В период обучения в начальной школе учащиеся должны научиться определять сказки о животных по их отличительным особенностям: 1) четкость, простота построения; встречаются, как правило, два персонажа (может быть и более): «Лиса и журавль», «Журавль и цапля», «Теремок»; 2) между персонажами происходит борьба или противостояние: «Кот, петух и лиса»; 3) характерная черта – антропоморфизм – наделение животных и вещей чертами, присущими людям: ходить на двух лапах, могут иметь характер, мыслить и думать, прогнозировать поступки.

Важно обратить внимание на особенности волшебных или героико-фантастических сказок, их отличия от сказок о животных. Так, например, волшебные сказки имеют более сложную композицию, они длиннее, состоят из многих эпизодов, приключений, отмечаются особенной изобретательностью, имеют мощный фантастический элемент. Для детей младшего школьного возраста привлекательны развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. В этих сказках две группы героев: добрые и злые. Обычно добро побеждает зло. Волшебные сказки должны вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра.

Все сказанное о волшебных сказках определяет ее отличительные особенности: 1) специфика структуры пространства: наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы, перерождение героя в конце сказки; 2) помимо людей в сказке могут присутствовать вымышленные персонажи: кикимора, водяной; 3) действия героев сопровождаются чудесами – действиями, которые совершаются без реальных мотивов, т.е. их нельзя объяснить («по-щучьему велению, по моему хотению»); 4) наличие волшебных вещей: шапка-невидимка, скатерть-самобранка.

При первичном восприятии народную сказку как фольклорный жанр следует детям рассказать, в то время как литературная авторская сказка должна быть прочитана по книге. В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки: «Пусть в сказке все говорит само за себя» [1, с. 84]. Дети без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло. Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам. Задача учителя – помочь детям заметить формальные признаки данного жанра. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа ее рассказывания, поэтому внимание концентрируется на формулах (устойчивая, повторяемая часть сказочного текста): начала: жили-были…, в некотором царстве, в некотором государстве…; продолжения: долго ли, коротко ли…, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…; конца: и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и своеобразие композиции (зачин, повторы, концовка). В сказке обычно повторяется один основной эпизод, при этом в последний раз повтора эпизода, как правило, совершается контрастное событие и следует развязка. При чтении сказки со «сказочным миром» учитель может организовать самостоятельный поиск учащихся, проводимый под руководством учителя. В процессе чтения – поиска учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о «сказочном мире», то есть у них необходимо заложить оптимальный объем литературоведческих умений, таких как: 1) умение выделять сказку как жанр по ее основным признакам; умение определять вид сказки на основе установления ее отличительных особенностей; 2) умение видеть специфическое начало сказки – зачин и благополучный конец для положительных персонажей; 3) умение определить сказочное место и время действия; 4) умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия; 5) умение давать элементарную оценочную характеристику персонажей; 6) умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета, функцию добра или зла по отношению к персонажам.

Особенности изучения басен также определены принадлежностью к эпическим произведениям. Басня – небольшое произведение повествовательного рода в стихах или – реже – в прозе, с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. Специфические особенности басни как особого жанра: 1) наличие особой художественной реальности, т.е. «басенного мира», который в отличие от мира сказочного, традиционно рассматриваемого как мир борьбы Добра со Злом и победы Добра над Злом, можно условно назвать «миром зла»; 2) фактическое отсутствие положительных персонажей, так как персонажи «ядра» классической басни обладают качествами, разрушительными и вредоносными не только для других, но и для них самих; 3) устойчивость семантической доминанты образов персонажей, т.е. сохранение и максимальное проявление ими типично отрицательных признаков и поступков в любых ситуациях; 4) антропоморфно-зооморфное смешение, т.е. совмещение в персонажах животных качеств, поступков и свойств животных и человека.

Существенные признаки басни – наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). Действующими лицами в баснях являются люди или животные. Стихотворная форма не является обязательной (басни Л.Н. Толстого). В отличие от сказки, при чтении которой аллегория не разбирается, иносказательный смысл басни обязательно раскрывается и обсуждается с учащимися, иначе ее эстетическое содержание и жизненная мудрость не предстанут перед учащимися в полном объеме. Встает вопрос: когда раскрывать аллегорию – до анализа или после него? В методике существуют два взгляда на этот вопрос. Одни методисты (Т.Г. Рамзаева, В.Г. Горецкий и др.) считают, что начинать работу над басней следует с раскрытия ее конкретного содержания, затем следует выяснение иносказательного смысла (кто подразумевается под действующими лицами басни), и, наконец, рассматривается мораль. Другие методисты, в частности, Л.В. Занков и его последователи считают, что такой подход к анализу басни разрушает очарование басенного художественного мира, вся прелесть которого в том и состоит, что об известных моральных истинах говорится особым, образным языком. Поэтому в обучении по системе Занкова начинать анализ басни предлагается с ее морали, потом обсуждать позицию автора и только затем разбирать конкретное содержание, давать характеристику персонажам, наблюдать изобразительно-выразительные средства языка. Выбирая ту или иную методику изучения басни в своем классе, учитель должен руководствоваться степенью сформированности навыка чтения, уровнем обученности детей, их читательской зрелостью. На этапах перечитывания и творческой деятельности ведущими приемами работы с текстом басни являются такие: графическое иллюстрирование, чтение по ролям, драматизация.

Вводя в оборот термин «рассказы», необходимо обеспечить его толкование. Понятно, что его разъяснения нужно вести с учетом возраста детей. Рассказы – это небольшой художественное произведение. Художественный тем, что в нем дается словесный рисунок событий, связанных с жизнью и деятельностью людей, или словесно рисуется природа.

Словесное описание проявляется в том, что в рассказе читатель находит описание внешности героя, его поведения. Благодаря этому создается общее представление о действующее лицо. Из этого описания легко понять о ком (о чем) идет речь в произведении.

Рассказы, представленные в книгах для чтения для 2-4 классов, условно разделяют на две группы: рассказы, в которых действуют люди, и рассказы о природе и деятельности в ней людей. Первую из них при начальном знакомстве с произведением стоит читать самому учителю. Вторую – можно поручать ученикам, но не ранее, как в 3 классе.

Эту дифференциацию рассказов следует учитывать и при введении в учебный процесс чтения про себя. Произведения, насыщенные драматическими событиями, лучше воспринимаются в громком считывании. Рассказы о природе, которые не имеют внятного эмоционального содержания, допустим, давать детям для молчаливого (чтение про себя) первоначального чтения.

Анализ частей повествования целесообразно вести так, чтобы сами дети приходили к соответствующим выводам. Нельзя исключать возможности применять вопрос, побуждающих детей к репродуктивной ответу, следует шире применять вопросы, которые заставляют учащихся думать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать выводы. Не надо бояться, когда школьники по-разному оценивают действия героев. Не рекомендуется сразу же исправлять неправильную характеристику персонажа. Дать ему надлежащую оценку учитель еще успеет. Куда важнее провести с классом разговор о том, как дети понимают его действия, почему именно так, а не иначе представляется поведение героя.

Особенности изучения очерков также определены принадлежностью к эпическим произведениям. Очерк – это повествовательное художественно-публицистическое произведение, в котором изображаются действительные жизненные факты, события, конкретные люди. Введение в хрестоматии по литературному чтению такого жанра произведений методически оправдано. Они расширяют познания учащихся, поскольку их тематика разнообразна.

Материалы этого жанра открывают учащимся историю и современный окружающий мир. В этом их познавательное значение. Вместе с этим они содержат большой воспитательный потенциал.

Подавляющее большинство очерков характеризуется тем, что в них изложение научных данных базируется на основе развертывания сюжета, в котором действуют люди. Введение героев в рассказ предоставляет оттенка художественности, что проявляется в использовании приемов, известных художественной литературе.

В работе над очерками необходимо учитывать своеобразие изложения. Насыщенность текста фактическими данными требует более широких объяснений, нахождение аналогий, известных детям из их опыта. Что же до приемов в анализе таких текстов, то в этих случаях желательно придерживаться той формы, которую предложил автор. Например, если автор пригласил читателя совершить поход по городу, то этот прием следует продолжить и учителю, сказав: «Что же мы увидели, путешествуя с автором по городу?» или «Где мы побывали и с чем познакомились, ходя с автором по городу?». Разговор в таком ключе откроет учителю возможность показать один из способов передачи мыслей – изложение от имени первого лица множественного числа. Но над какой бы разновидностью научно-художественных статей не велась работа и какие бы формы их обработки не применялись, требование к их чтению остается неизменным: уроки ознакомления с очерками должны давать учащимся некоторую сумму знаний, расширить их кругозор. А этого можно достичь только при активной познавательной деятельности. Что же может способствовать организации и успешному проведению урока?

Прежде всего, учета содержания материала, чтобы правильно выбрать форму подготовки детей к восприятию текста. В одних случаях достаточно только подвести учащихся к слушанию материала, заинтересовать их, а в других – необходимо разъяснить, о чем говорится в произведении; когда и где события происходили, какое значение они имели в истории и почему мы, современные люди, должны не забывать о них. Проверкой результативности работы над очерком должно стать обобщающая беседа. Она проводится после разбора частей. В ее основу заложены вопросы, предполагающие повторение материала, рассказ о том новом, что ученикам стало известно сегодня, формулировки своего отношения к проработанного материалу.

Таким образом, методика работы с эпическими произведениями в начальных классах осуществлена качественной неоднородностью и спецификой эпических жанров. Чтобы ученики при изучении эпических произведений усваивали не только фабулу, а глубину содержания эпических произведений, его метафоричность, нравственный и социальный смысл, эмоциональный подтекст, авторскую позицию и специфику эпических произведений учителю при руководстве данных произведений необходимо, опираясь на литературоведческую специфику эпических жанров, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем литературоведческих умений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 3. – М., 1978.
  2. Егорова Б.Ф. Пути анализа литературного произведения. – М.: Просвещение, 1981.
  3. Методика обучения литературе в начальной школе / Под ред. М.П. Вошиной. – М.: Издательский дом «Академия», 2010. – С. 41.
  4. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: «Педагогика», 1995.
  5. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С. 120-127.
  6. Троицкая Т.С. Литературное образование младших школьников. Коммуникативно-деятельный подход. – М., 2004.
  7. Штурбина Н.Л. Поиск путей повышения эффективности уроков чтения / НШ – 2002 – №11 – с. 67.

 

Под руководством к.филол.н., доцента Тхайцуховой А.М.

Login