Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева

Выразительное чтение является одним из значимых планируемых результатов начального образования. В настоящее время в ФГОС работу по формированию навыка выразительного чтения рассматривают как один из обязательных компонентов в структуре уроков литературы. Выразительное чтение развивает художественные способности детей, содействует их нравственному, умственному, эстетическому развитию. Поэтому одной из главных задач начального обучения является овладение младшими школьниками навыком выразительного чтения в соответствии с предъявляемыми требованиями ФГОС.

В научно-методической литературе имеется много работ, посвященных данной проблеме. Теоретические аспекты проблемы формирования выразительного чтения младших школьников рассматриваются в исследованиях Н.С. Рождественского, Б.Н. Головиной, М.Р. Львова, М.А. Рыбниковой, М.И. Омороковой и др. В своих работах они придают большое значение самостоятельному поиску смысловой характеристики произведения, умению использовать средства речевой выразительности.

Однако, несмотря на понимание значимости данной проблемы, задача по формированию качеств полноценного навыка выразительного чтения до сих пор остается нерешенной. В процессе обучения выразительному чтению многие школьники не могут понять, что значит «читать выразительно», не могут понять смысла прочитанного текста, выделить основную мысль произведения, правильно использовать интонацию, ставить ударения и другие средства речевой выразительности.

В данной статье проанализированы эффективные методы, приемы и условия, способствующие формированию навыка выразительного чтения младшего школьника на уроках литературного чтения.

Для определения условий формирования навыка выразительного чтения у младших школьников необходимо рассмотреть сущность понятия выразительного чтения. Говоря о выразительности чтения, целесообразно обратится к понятию «чтение».

«Чтение – это вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста». Авторы определяют чтение как один из важнейших рецептивных коммуникативно-познавательных видов речевой деятельности, направленный на извлечение информации из письменного текста [5].

«Чтение – это коммуникативно-познавательная деятельность, которая удовлетворяет различные потребности с помощью средств печатной информации» [3].

«Чтение – это творческий, личностно – ориентированный вид деятельности, который позволяет читателю самостоятельно и целесообразно строить для себя один из важнейших формирующих его социумов. Роль ведущих собеседников выполняют книги, а читатель становится собеседником, способным осваивать предложенный ему книгой, накопленный человеческий опыт и с его помощью строить себя: развиваться, просвещаться, воспитываться» [4].

Итак, чтение в современной педагогике это самостоятельный вид речевой деятельности, многогранный и сложный процесс, который предполагает решение ряда коммуникативных и познавательных задач, понимание, поиск конкретной информации, комментирование текста и выразительное чтения.

Мы рассмотрели чтение с точки зрения научного понятия, теперь перейдем к сущности понятия выразительного чтения. Определение «чтение» не в полной мере отражает сущность понятия «выразительного чтения». Важно понимать, в чем заключается ключевое отличие термина «выразительное чтение» от термина «чтение». Чтение, особенно в педагогическом контексте, нередко понимается как декодирование – перевод букв в звуки. Выразительное же чтение – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Понятие «выразительное чтение» в педагогическом словаре библиотекаря рекомендует такую расшифровку понятия: «искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению» [6].

Понятие «выразительное чтение» получило распространение в середине XIX веке и обозначало искусство художественного слова и предмет обучения этому искусству детей.

На наш взгляд полное определение выразительному чтению, дает в своем очерке «Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении» М.И. Шишкова: «выразительное чтение это осмысленное, правильное и эмоциональное чтение художественного произведения, которое содействует пониманию и осмыслению текста произведения, а также повышает качество усвоения литературного материала» [7].

Выразительное чтение – это чтение с верным литературным произношением, чтение с необходимой интонацией и дикцией, с необходимым психологическим настроением, чтение с расстановкой фразового и логического ударения. Выразительное чтение содействует наилучшему пониманию и восприятию содержания прочитанного.

Педагоги и методисты дают разные определения выразительному чтению, но все указывают на то, что с помощью выразительного чтения можно ярче показать уровень понимания художественного текста.

Выразительное чтение передает замысел автора и свое понимание текста слушателям с помощью средств речи: интонации; логического ударения; пауз; темпа; высоты и силы голоса.

Средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Единство взаимосвязанных компонентов речи составляют интонацию. Интонация – это сложный комплекс звуковых элементов устной речи, который определяется содержанием и целями высказывания. «Интонация – это действительность», потому что вне интонации «нельзя произнести ни слова, ни предложения, через интонацию выявляется смысл речи, ее подтекст». Интонация делает речь более организованной, расчленяет ее на предложения, отражает смысловые предложений. Именно интонация «фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение… Если читающий в процессе работы над текстом правильно воспримет предлагаемые автором обстоятельства и верно определит свою исполнительскую задачу, то интонация его во время чтения будет естественной и выразительной».

Рассмотрим основные компоненты интонации.

Ударение – это выделение наиболее важного по смыслу слова. Ударение, или акцент – это выделение одного из слогов в составе слова или слова в составе фразы (синтагмы) различными фонетическими средствами (усиление голоса, повышение тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости) [1]. Неточности в постановке логических ударений меняют смысл текста.

Предварительной работой перед расстановкой логического ударения, является анализ текста.

Логические и психологические паузы. Чтобы слова и предложения не сливались в единую массу, чтобы слушатели могли понять смысл текста, необходимо выполнять паузы – остановки. Пауза является важным параметром интонации, так как именно она отделяет смысловые фрагменты речи друг от друга, создает очень выразительный рисунок речи, подчеркивает ее смысл и позволяет выразить многие эмоции. Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность. Логической паузе «отведено более или менее определенное, очень небольшое время длительности. Если время затягивается, то бездейственная логическая пауза должна переродиться в психологическую» [2].

Психологические паузы нужны для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию. Психологические паузы отражают работу воображения читающего, одновременно отражается и на интонации. При неверной паузе нарушается смысл предложения, содержание становится неясным, поэтому прежде чем сделать паузу необходимо проанализировать текст.

Темп и ритм чтения – обязательные компоненты, участвующие в определенной интонации. Темп чтения – скорость произнесения звуков, слов, он должен соответствовать темпу устной речи: чересчур быстрое, как и слишком медленное, с лишними паузами тяжело воспринимается. Ритм – чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Эти понятия близки, а самые явления неразделимы в речи.

Мелодика речи. Понижение и повышение голоса при произнесении фразы придает речи различные оттенки: мягкость, певучесть, что позволяет избежать монотонности. Изменения тона в зависимости от эмоциональной окрашенности предложения, его смысла делает речь естественной приятной на слух. Повышение тона связано с восклицанием, которое может выражать и радость, и испуг, и восторг, и удивление. Понижение тона – показатель твердости. Иногда повышением или понижением тона мы обозначаем ударные слоги в словах, привлекаем внимание. Именно с работы над мелодикой чтения начинается формирование выразительности речи в начальных классах.

Тембр – специфическая окраска речи, придающая ей экспрессивно – эмоциональные свойства. Тембр является дополнительным средством обогащения мелодики речи и органически связан с ней.

Тон голоса – эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать чувства, мысли, отношение, о чем ты говоришь или читаешь.

Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются техникой речи: дыханием, голосом, дикцией, соблюдением орфоэпических норм. Основой произносимой речи является дыхание. Правильное, выразительное и четкое произнесение звуков, слов и фраз зависит от работы речевого аппарата и правильного дыхания. Надо научиться управлять дыханием так, чтобы оно во время чтения не мешало чтецу и не отвлекало слушателей.

Голос и дыхание не существуют друг без друга, они работают в одной связке. Правильно поставленный голос – очень главное качество устной речи. Для развития голоса используются специальные упражнения.

Необходимое качество читающего – хорошая дикция, когда звуки речи произносятся четко, все слова выговариваются полностью. Поэтому такого чтеца приятно слушать. В системе работы над выразительным чтением необходимо выделять время для специальных занятий техникой произношения.

Орфоэпия устанавливает нормы литературного произношения, ведь неправильные ударение в словах, фонетические отклонение от общепринятых норм произношения являются грубыми нарушениями правильности речи, без которой невозможна выразительность речи.

Выразительные движения мышц лица, которые являются одной из форм проявления различных чувств, называются мимикой. Сопровождая речь, они дополняют и усиливают ее смысл. Через выражение лица, глаз рассказчик передает свои переживания, свое отношение к событиям, лицам и обстоятельствам. Мимика тесно связана с мыслями, действиями и чувствами говорящего, со всей его внутренней жизнью. Особым средством выразительности является и жест. Это также дополнительное средство выразительности речи, всецело подчиненное ей. Умелый отбор определенных жестов помогает чтецу раскрыть существенные стороны изображаемой в рассказе жизни.

Чтобы ученик прочитал выразительно, он должен не только вдуматься в содержание читаемого, но и владеть средствами речевой выразительности. В связи с этим, становится понятно, что формирование навыка выразительного чтения невозможно без овладения интонационно правильной речью, творческой подачи связного текста; работа над восприятием целого текста.

Рассмотрим методы работы над речевой выразительностью: метод творческого чтения, метод объяснительного чтения, метод хорового чтения, метод воспитательного чтения, метод литературно – художественного чтения, метод показа, метод партитурных пометок, метод беседы, метод словесного рисования, чтение в лицах, чтение по ролям.

Метод творческого чтения. Начинается с чтения учителем произведения, после которого учащиеся обмениваются впечатлениями о прочитанном, обозначают проблему, выполняют творческие задания. Данный метод содействует глубокому, творческому восприятию художественного произведения, формированию художественного переживания школьниками, развитию их стремления к творчеству.. Его цель – активация эстетического восприятия и развитие образного мышления.

Метод объяснительного чтения разработан К.Д. Ушинским. Согласно данного метода, текст произведения необходимо не только понять, но и прочувствовать.

К.Д. Ушинский предлагал оживить утомленный и скучающий класс, применив метод хорового чтения. Хоровое чтение не позволит ученикам остаться безучастным к происходящему действу. Для того чтобы хоровое чтение принесло наибольшую пользу, необходимо перед чтением тщательно разобрать произведение, чтобы участие было сознательным. К методу хорового чтения в научном мире неоднозначное отношение: Т.Ф. Завадская отмечала, что при хоровом чтении чтец теряет свою индивидуальность, зависит от общего хорового звучания, напротив, по мнению Б.А. Буяльского, скромные ученики чувствуют себя уверенно, хор заражает общим подъемом.

Метод воспитательного чтения Ц.П. Балталона начинается с «живого чтения» произведения учителем. Затем в процессе беседы учитель и учащиеся обмениваются впечатлениями. Младшие школьники воспроизводят значимые события. Учитель дает комментарии. Далее пишется небольшое изложение, с целью закрепления прочитанного материала.

Метод литературно-художественного чтения. Целью метода является формирование эстетического вкуса школьников, повышение заинтересованности к литературе как искусству слова.

Показ является эффективным методом работы на первоначальной стадии обучения чтению. Основа данного метода – это показательное чтение учителем произведения. Цель образцового исполнения учителя – заинтересовать, заразить детей чувствами, переживаниями и вызвать у них желание прочитать произведение.

Метод партитурных пометок. С помощью разметок выделяют главное в тексте, отделяют одну главу от другой, помечают найденную интонацию.

Разметку текста принято называть партитурой. Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность. Выделение партитурными знаками трудных мест текст, приведет к уменьшению количества логических ошибок учащихся.

Каким бы приемом или методом учитель не пользовался в ходе урока литературы для обучения младшего школьника навыком выразительного чтения, он должен применять метод беседы. В процессе беседы не только учитель задает вопросы, но и ученики стараются выяснить какие ошибки были допущены при чтении. Такая беседа помогает обеспечить живое обсуждение вопросов, которые возникают в процессе работы: вопросы, помогающие понять смысл читаемого (логический разбор текста); вопросы, побуждающие детей представить нарисованную автором картину; вопросы, помогающие определить отношение автора к изображенному им, его чувства, настроения; вопросы, цель которых – выяснить отношение учащихся к произведению.

Чтение по ролям считается одной из форм инсценированного действия. Это творческая работа учащихся по следам прочитанного, в ходе которого дети перевоплощаются в персонажей произведения. Чтение по ролям применяют при работе с текстами, наполненные диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка, басня.

Таким образом, используя все вышеперечисленные методы и приемы, учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения:

  1. Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Демонстрация образца выразительного чтения имеет не одну цель: 1) такое чтение становится своеобразным эталоном, к которому должен стремиться начинающий читатель; 2) образцовое чтение раскрывает перед слушателями понимание смысла произведения и, таким образом, помогает его сознательному прочтению; 3) оно служит основой для «подражательной выразительности.
  2. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения.
  3. Работа над языком произведения – тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Невозможно добиваться от учеников выразительного чтения, если ими не понята форма произведения.
  4. Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников, т. е. на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор.
  5. Обязательным условием работы над выразительным чтением является также обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения.

Выразительное чтение – важное требование, которое предъявляется к чтению учащихся начальных классов. Программа начальных классов требует от учащихся элементарных средств выразительности: соблюдение пауз, логического ударения, верной интонационной окраски. К этому надо добавить, что основой выразительного чтения детей является стремление наиболее ясно выразить свое понимание к прочитанному.

Главная задача выразительного чтения – донести до слушателей весь внутренний мир произведения, по словесному описанию автора представить картину жизни.

Необходимыми умениями, связанными с подготовкой к выразительному чтению, являются умения, развивающие творческие, воссоздающие воображение детей. Эти умения формируются с помощью известного приема, как словесного рисования картин на основе прочитанного текста («видение текста»), и развитие у учащихся определенного отношения к прочитанному. Словесное рисование опирается на предшествующий анализ текста.

Из ряда умений, связанных с анализом текста, можно выделить умение проникнуть в эмоциональный настрой произведения: способность находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя, определять это состояние, проникаться сочувствием, симпатией или антипатией к нему, т. е. определять свое отношение к герою, отношение к нему автора. Анализ текста становится доступен тогда, когда читающий понимает подтекст произведения, может определить скрытые чувства.

Сложным, однако, необходимым, является умение определять в тексте основную задачу чтения. Умение передать слушателям свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи.

Значительную роль в выразительном чтении играет интонация. Исходя из результатов диагностики, на констатирующем этапе речь детей маловыразительна, без интонационной окраски, без соблюдения паузы, ошибочное выделение слова, которое надо прочесть с ударением.

В связи с вышесказанным, подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа: 1) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т.п.; 2) разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения; 3) упражнения в чтении.

Таким образом, структуру урока можно представить по довольно простой схеме:

  1. Вводная беседа или вводное слово учителя.
  2. Речевая разминка.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Образцовое чтение учителем.
  5. Чтение учениками текста про себя.
  6. Коллективное членение текста на части, звенья, периоды, выбор интонационных средств (комментарий к тексту звена, отработка звучания наиболее трудных слов и выражений, разметка самых трудных мест знаками партитуры, обсуждение возможных вариантов эмоционально – образной выразительности, выразительное чтение звена).
  7. Выразительное чтение всего текста.
  8. Самоконтроль и самооценка. Важно, чтобы в конце урока ученики класса обсудили удачи и промахи в чтении.
  9. Домашнее задание.

Таким образом, выразительное чтение организуется с учётом методов, приёмов, упражнений, которые направлены на формирование у ребёнка умений правильно подготовиться к выразительному чтению.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агейкина, 3.А. Логическое ударение на уроках чтения / 3.А. Агейкина // Начальная школа. – 2002. – № 10. – С. 46-49.
  2. Агейкина, 3.А. Пауза – одно из важнейших средств выразительного чтения / 3. А. Агейкина // Начальная школа. – 2003. – № 11. – С. 20-24.
  3. Елисеев, И.А. Словарь литературоведческих терминов / И.А. Елисеев, Л.Г. Полякова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 319 с.
  4. Львов, М.Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Г. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-e изд., испр. – М.: Академия, 2000. – 464 с.
  5. Оморокова, М.И. Учимся читать выразительно / М.И. Оморокова. – М.: Академия, 2001. – 312 с.
  6. Шишкова, М.И. Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении / М.И. Шишкова // Логопед. – 2006. – № 1. – С. 98-105.
  7. Яковлева, В.И Пути совершенствования уроков чтения. Начальная школа, 2006 г. № 6. с. 12 – 16.

 

Login