Карачаево-Черкесский государственный университет

 

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» отмечена приоритетность математического образования [1].

Значение и применение математики в различных областях науки, экономики и производства сегодня в мире неоспоримо. Справедливо утверждение, что во всех странах с высоким уровнем экономического развития высок и уровень математической образованности общества. Осознавая столь высокое предназначение математического образования в развитии общества, мы соприкасаемся с проблемой совершенствования математических знаний.

В методической литературе редко встречается такое понятие как совершенствование математических знаний учащихся начальных классов. Такая трактовка понятия применима для старшеклассников и студентов средних и высших учебных заведений. Чаще всего говорится о математическом развитии младших школьников.

Проблема качества математического образования остаётся приоритетной в силу высокого научного уровня подготовки по естественно-математическим дисциплинам в большинстве рабочих профессий, связанных с ростом высокотехнологических производств, развития экономических теорий. Поэтому школа призвана обеспечить необходимые условия для совершенствования математических знаний, что представляет на сегодняшний день актуальную проблему. Необходимо постоянно соотносить педагогическое действие с потребностями и мотивами учащихся, чтобы получаемые математические знания не легли невостребованным грузом или с течением определенного времени «улетучились».

Ряд исследователей, занимавшиеся проблемой совершенствования процесса обучения и внедрения интерактивных форм, отмечают:  «В педагогике различают несколько моделей обучения:

  • пассивная – обучаемый выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);
  • активная – обучаемый выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
  • интерактивная – взаимодействие.

Интерактивное обучение – это метод, при котором все обучают каждого и каждый обучает всех» [2].

Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе дает возможность научить учеников добывать информацию, перерабатывать ее, хранить, применять в необходимых ситуациях.

Если в традиционном обучении преобладали устная и письменная речь, то сегодня есть достойная замена в лице компьютера, который и заговорит, когда надо, и научит писать, что надо. Совсем недавно была радиосвязь, сегодня отпала необходимость в пользовании проводными телефонами, были видеокамеры специальные, сегодня каждый имеет возможность фотографировать. То есть современный школьник стал полноправным участником учебного процесса. Мультимедиа и компьютерные технологии позволяют ему взаимодействовать с этим учебным окружением.

Мультимедиа и компьютерные технологии – интерактивные средства информатизации образования.  Пользователям (школьникам и учителям) предоставляется возможность активного взаимодействия с этими средствами. Интерактивность означает наличие условий для учебного диалога, одним из участников которого является средство информатизации образования.

Средства мультимедиа имеют одно несомненное преимущество. Они позволяют сочетать многие виды информации, за счет чего на занятиях демонстрируется большое количество средств наглядности.  Компьютерные же технологии предоставляют информацию в различных формах, часто используемых в обучении, таких как:

  • изображения, чертежи, графики, карты и слайды;
  • фотографии, которые с помощью сканера, переданы в компьютер;
  • музыку, звукозаписи голоса, различные шумовые и звуковые эффекты (шум дождя, пение птиц и т. п.);
  • видео, сложные видеоэффекты;
  • анимации и анимационное имитирование.

В традиционном обучении применялся в качестве технических средств обучения – кодоскоп. Сегодня современные средства, такие как мультимедиа и компьютерные технологии являются средствами обучения, обеспечивающими диалог, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.

В опыте преподавания математики интерактивная доска играет далеко не последнюю роль. На уроках математики используются мультимедийные презентации, рассчитанные на использование интерактивной доски, где содержатся формулы, построение графиков функций и т. д. С ее помощью легче объясняется учебный материал, рисуются схемы, таблицы, также легко они изменяются при моделировании различных математических законов с изменяющимися исходными данными.

Интерактивные доски соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Наглядность и интерактивность (возможность активно работать с компьютером прямо на доске) – вот основное преимущество интерактивной доски.

Работая с интерактивной доской, учитель имеет возможность создавать нестандартные наглядные образы, необходимые для каждого этапа на конкретном уроке, которых нет ни в каком другом источнике. Преимущество доски перед обычной проекционной системой состоит в том, что управление компьютером (например, выход в Интернет, работа в любой программе) происходит непосредственно с поверхности доски, и ученикам не нужно напрягаться, отслеживая на большом экране маленький курсор и теряя из виду учителя.

К компьютеру и к интерактивной доске могут быть подключены микроскоп, камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображенными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока. Для учителя запас изобразительного и видеоматериала при подготовке к уроку с помощью этого технического средства безграничен, так как существует множество обучающих ресурсов по любой теме, а в различных on-line библиотеках можно найти конкретные наглядные материалы и использовать их многократно.

Всю проведенную в ходе урока работу со всеми сделанными на доске записями и пометками можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и в виде видеозаписи.

Наибольший эффект обучения достигается за счет возможностей интерактивной доски. Специальный маркер позволяет водить по его поверхности, рисовать, переносить фотографии и текст, копировать, вращать, изменять размер и форму. С помощью такого маркера, можно не только создавать графику на поверхности доски, но также управлять компьютерными программами, нажимать кнопки, выбирать и перетаскивать объекты. Эта функция позволяет использовать интерактивную доску в качестве средства для воспроизведения компьютерных программ, в том числе существующих мультимедийных образовательных программ.

Дистанционно же, управляя презентацией, учитель имеет больше возможностей оказывать индивидуальную помощь учащимся, потому что все построения, схемы, которые он должен был выполнить на доске во время урока, уже есть на слайдах презентации.

Компьютерные технологии обучения при их грамотном использовании позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся. Эффективность такого подхода обуславливается не только вышеперечисленными его характеристиками, но и повышенным интересом к использованию на уроке компьютерных средств обучения.

В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала. И актуальность применения интерактивных средств будет только возрастать с увеличением ассортимента разрабатываемых информационных средств обучения, так как это позволяет сделать уроки яркими, насыщенными, наполняя их содержание знаниями из других предметных областей, превращающих предмет из объекта изучения в средство получения новых знаний.

Американский философ и педагог Джон Дьюи сказал: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» [3]. Это высказывание как нельзя лучше говорит о необходимости использовать современные методы в преподавании дисциплин.

Список использованной литературы:

1.       Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

  1. Развитие педагогического взаимодействия и создание условий для повышения качества образования учащихся через технологию интерактивного обучения: Материалы семинара-тренинга, Мн., АПО, 2006.
  2. studbooks.net…pedagogicheskie_idei_dzhona_dyui – Основные педагогические идеи Джона Дьюи.

 

Статья подготовлена под руководством

научного руководителя к.п.н., доц. Батчаевой П.А-Ю.

Login