Карачаево-Черкесский государственный университет им.У.Д.Алиева

 

 

С наступлением XXI в. определился новый этап развития потребностей общества. Информационный бум, формирование рыночных отношений, сложные экономические условия требуют подготовки человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов.

Совершенствовать учебно-воспитательного процесс в начальной образовательной школе – это не только  изменение подходов к методикам преподавания, но и расширение арсенала методических приемов, активизация деятельности учащихся  в ходе занятия, приблизить изучаемые темы к реальной жизни, через рассмотренные ситуации и поиска путей решения проблемных ситуаций на уроке и внеурочной деятельности. Для этого нужно использовать на уроках методы для  активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов,  показать наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы расширения кругозора учащихся и их общей культуры.

Для развития познавательной деятельности учащихся,  их способности к самостоятельной творческой деятельности, логическому мышлению, стимулирования и развития необходимы многие  методические инновации связанные  с уроками информатики.  В связи с этим особую актуальность и интерес представляет изучение возможности активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов именно  на уроках информатики.

Не смотря на накопленный опыт обучения информатике в начальной школе, вопросы, связанные с влиянием информатики на учебный процесс в целом, и вытекающие отсюда проблемы отбора содержания обучения и методов формирования учебно-познавательной деятельности на уроках информатики остаются недостаточно исследованными. Массовый переход к обучению информатике в младшей школе происходит без достаточного методического обеспечения.

Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения.

Мыслительную игры деятельность один школьников мочи на уроке шарах информатики активизируют: соответствующий цель микроклимат речь в классе стол (доброжелательность,

жизнерадостность план у детей, бодрое край настроение дети и т.д.), Учителю игре необходимо игре учитывать виде влияние игре как внешних тела средств всех побуждения ниже младших суть школьников были к учению  (игра, наглядные ярко пособия, занимательность надо и т.д.), так и роль внутренних круг стимулов если (логика всех учебного слов процесса, умелая этим постановка дети познавательных рука задач, рациональные семи способы цель их решения). Важно быть создать всех у учащихся путь правильное, сознательное тела отношение цвет к учёбе и по возможности речь укреплять этом его.

Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о ее формировании и развитии. Нами были обнаружены следующие способы и условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника на уроках информатики:

– обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться. Если же дети не подготовлены к решению учебной задачи, они не смогут полноценно включиться в учебную деятельность;

– эмоциональная насыщенность занятия, “взволнованность” самого педагога. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность;

– стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;

– на каждом занятие ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности;

– организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками;

– занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Урок информатики в начальной школе отвечает эти требованиям. Надо уметь формировать познавательную активность, воспитывать стремление к знаниям, развивать личность младшего школьника, который умеет  мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога.

Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Урок информатики

Все шестилетние круг дети приходят форм в школу зону с огромным дети желанием река учиться; они уверенны, что всё сумеют счет сделать, что всё у них получится, и очень дети важно двух сохранить дети это стремление одно малышей игры до конца. Они приходят ярко в школу, как правило, из детских один садов, где основной быть деятельностью лишь была игра. Теперь этих главным этим трудом этом детей путь становится мало учение, на которое дней шестилетнему этих ребёнку очень если трудно этом сразу было переключиться. Это требует иной от детей вазе значительно виды огрмной  ответственности, усидчивости быть и трудолюбия.

Увлечённые игрой ученики начальных классов  усваивают  материал более успешно, приобретают определённые знания, умения и навыки.  Обучение информатике немыслимо без применения на уроках игры или игровых моментов. Включение учебной задачи в игровую ситуацию требует особой атмосферы, определенного настроя и тона учителя. Но самое главное уметь найти органическую связь игры с задачей данного урока инофрматики, так как её главная цель – помочь сделать серьёзный труд детей занимательным, интересным и продуктивным.

Познавательная активность – ценное этой средство виде воспитания этот действенной дети активности этим детей. Она вызывает есть у детей игры живой речь интерес всех к процессу есть познания роль и помогает дети им усвоить круг любой даже учебный этим материал.

Урок информатики –  это способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).

При организации процесса обучения предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в учебном процессе, должен составлять не менее 20% аудиторных занятий.

Развитие познавательной активности – конкретная операция взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации интерактивного метода обучения.

«Познавательная активность – это система правил организации взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором, происходит получение универсальные учебные действия (УУД)»[1].

Познавательная активность обучения можно использовать на различных этапах урока: эмоциональный настрой, мотивация в начале урока, активизация имеющихся и получение новых знаний, рефлексия и т.д.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Познавательная активность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Величко В.В. отмечал: «Совместная деятельность учеников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества»[2].

Внедрение познавательной активности  обучения является одним из главных направлений улучшение профессиональной подготовки учащихся. Основные методические инновации связаны сегодня с применением познавательной активности на уроках информатики. При этом слово  “познавательная активность на уроке информатики” понимается по-разному. Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-браузера и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Вполне допустимо и более широкое толкование, как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Список используемой литературы:

  1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: «Академия», 2002.
  2. Величко В.В. Основы инфокоммуникационных технологий: учебное пособие для вузов – М.: Знание, 2016. – 724 с.