Карачаево-Черкесский государственный университет им.У.Д.Алиева

 

Активные методы обучения – это методы, в которых созданы условия для проявления активности субъектов совместной деятельности “учение-обучение”.

«Являясь методами педагогического воздействия, они в то же время являются компонентом содержания образования, ибо через них возможно передавать деятельность, которая вербальным путём не передаётся. Деятельность может быть освоена в деятельности: выделена как предмет усвоения, осознана учащимися и присвоена ими. Только через активные методы обучения возможно проектировать образовательную ситуацию, в которой проявляется деятельностное содержание образования»[1].

С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании. Только недавно мы начинали внедрять активные методы обучения. А сегодня многие основные методические инновации связаны уже с применением интерактивных методов и методик.

Установка на механическое запоминание знаний приводит к скорому забыванию этих сведений учащимися, поэтому только осмысленные и всесторонне проверенные на практике знания становятся подлинным достоянием человека. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала позволяет, каждому вносить свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Учебный процесс, опирающийся на познавательную активность обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации.

Уроки информатики проходящие на фоне развития познавательной активности основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

Познавательная активность подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

С помощью виды игр также виды можно кубе расширять лишь геометрические одни представления друг детей. Научить всем детей нами из готовых этом геометрических того фигур этап выкладывать быть новые, например, соединив роль 2 квадрата, образовать виду прямоугольник; соединив стул 3 треугольника, образовать цифр пятиугольник. Можно года предложить ряду и несложные один задачи него – головоломки: выложить этом 2 квадрата наше из 7 палочек; 2 треугольника ряду из 5 палочек, которые можно использовать на уроках информатики.

Для полного использоваания уроков информатики полезно дети рисовать надо геометрические ними фигуры игре на ленточной мере бумаге: здесь была знания рода о фигурах иной сочетаются всех со знаниями один детей двух о счёте и измерении.

Например, одна сторона форм прямоугольника зале равна него 2 клеткам, а вторая есть – 4; сторона себя одного есть квадрата этой равна если 3 клеткам, а второго учит квадрата глаз – на одну клетку этих больше. Дети должны игры запомнить этих задание ходе и изобразить этих нужную было фигуру.

На уроках информатики, дляразвития познавательной активности и  закрепления ряде геометрических лишь представлении лишь можно этих поиграть тела в следующие того игры: “Найди надо фигуру”, “Узнай ряду по описанию”, “Убери чаще лишнюю”.

Итак, в начальных свой классах силу на уроках была информатики роль одним выше из предпочтительных тоже методов, приводящих дети к достаточно лишь высоким себя результатам, является чаще дидактическая ними игра. Создание игра игровой путь ситуации свое приводит дети к тому, что дети, увлечённые игрой, незаметно игры для себя, без труда стоя и напряжения руки приобретают есть знания, умения, и навыки.

Познавательная активность способствуют одну более этом глубокому этой познанию этом детьми свое младшего ними школьного цели возраста пяти окружающей игры действительности всех – предметов, действий, отношений поле и т.д.

Познавательная активность, объединяя мира учебную тоже и игровую пяти деятельность, является угол одним одна из эффективных явно средств надо побуждения ярко живого дети интереса этом к учебному друг предмету. Игра, соответствующая чего целям дети урока, сближает день учебную дней деятельность семи с привычной. Она помогает живо разнообразить одна работу быть учащихся иные на уроке, снять одну напряжение, переключить тоже внимание.

В начальном обучении различают несколько моделей обучения:

– пассивная – ученик выступает в роли “объекта” обучения (слушает и         смотрит);

– активная – ученик выступает субъектом обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

– интерактивная – inter (взаимный), act (действовать).

Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения

Структурообразующим признаком интерактивных методов обучения является взаимодействие учащегося с имеющимся у него собственным опытом жизнедеятельности, углубленная и всесторонняя работа с этим опытом. Опыт учащегося является в интерактивном обучении главным источником учебного познания. При реализации интерактивных методов доминирует в отличие от объяснительно-иллюстративных методов не деятельность преподавателя, а деятельность учащегося. Активность преподавателя уступает место активности учащихся, его задачей становится создание условий для их инициативы в познавательной деятельности. Преподаватель отказывается от роли простого транслятора готовых знаний и выполняет функцию одного из источников информации и помощника в работе, организующего самостоятельную познавательную деятельность учащихся по продуцированию знаний об окружающей действительности, побуждающего к поиску, исследованию явлений и процессов, самостоятельному решению проблем.

Все перечисленные признаки познавательной активности педагогического взаимодействия обусловливают друг друга, интегрируются в единый комплекс атрибутов, составляющих содержательную и технологическую основу использования в педагогическом процессе познавательных методов.

Каждый реализованный отдельный познавательный этап и группа познавательных методов – это комплекс педагогических условий, представляющий собой целенаправленно создаваемую участниками педагогического процесса (прежде всего педагогом) среду, систему средств, взаимодействий для развития.

Список используемой литературы:

  1. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 2002.- С. 189.
  2. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа – 2001. – № 10.- С. 34-37.