Министерство образования и науки  Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования  КЧГУ имени У.Д.Алиева

Аннотация: В данной статье раскрывается проблема формирования межэтнической толерантности подрастающего поколения средствами  этнокультуры  народов  КЧР, обучающихся в КЧГУ имени У.Д.Алиева.  Межэтническая толерантность  рассматривается  как качество, характеризующее личность, приобретающее первостепенное значение для обеспечения бесконфликтного  общения представителей народов многонациональной  республики. Особое внимание уделяется приобщению обучающихся  к своей традиционной культуре через  внеучебную деятельность.

Ключевые слова: межэтническая толерантность, общечеловеческие ценности,  поликультурная среда,этнокультура,  культура межэтнического общения.

Annotation: This article reveals the problem of the younger generation inter-ethnic tolerance formation by means of the multicultural activities organization. Inter-ethnic tolerance is regarded as a personality characterizing that acquires paramount importance to ensure a peaceful and constructive dialogue of the multinational Russia peoples representatives, especially its national regions. Special attention is given to schoolchildren enculturation to their traditional culture through curricular, extra-curricular activities.

Keywords: inter-ethnic tolerance, human values, multicultural nature, multicultural environment, culture of interethnic communication.

Введение. Одной из наиболее сложных социальных проблем современности является обостряющаяся проблема  взаимоотношений между людьми разных национальностей и конфессий.  Обостряются  противоречия между ростом  национального самосознания, желанием представителей одной и той же этнической группы к консолидации и их стремлением к межэтнической  интеграции, установлению единого экономического, культурного и информационного пространства, что нередко приводит к открытому противостоянию [7]. Поэтому в последние десятилетия, заметно усилился интерес к феномену межэтнической, межконфессиональной толерантности [5], проблеме ее  формирования в межличностных  отношениях.  Эта проблема актуальна  в  высших учебных заведениях, которые  в  условиях полиэтничности отличаются многонациональным  составом.

Формулировка  цели  статьи. Межэтническая толерантность в условиях  многонациональной республике рассматривается  как фактор  обострения  отношений народов многонациональной  России:

– во-первых, межэтническая  толерантность личности характеризуется знанием общечеловеческих и  национальных ценностей; признанием равноправия и равнозначности;  ценностным отношением к другим этнокультурам; сложной структурой, включающей когнитивный, эмоциональный и  деятельностный -компоненты, взаимосвязанные и взаимообусловленные, проявляющиеся в  деятельности и поведении человека;

– во-вторых, эффективность  направленного формирования межэтнической толерантности школьников обусловливается степенью подготовленности педагога к  осуществлению в учебно-воспитательном процессе культурно ориентированной педагогической деятельности: осознанием и принятием смысла равнозначности культурных ценностей, овладением специфическими формами и методами работы с обучающимися в многонациональном коллективе;

– в-третьих, дополнение и  обогащение содержания уроков литературы, русского и родного языков, окружающего мира в начальной школе, предметов естественно научного  направления в средних и старших классах учебными материалами, раскрывающими сущность и  особенности взаимодействия культуры своего народа с другими этническими культурами.

Изложение  основного  материала  статьи.Таким образом, становится очевидным, что межэтническая толерантность как одно из смысловых качеств личности должно быть воспитано. Воспитание в духе межэтнической толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать  формированию у подрастающего поколения навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях [2].

Формирование межэтнической  толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, охватывающий, практически, все годы обучения в школе, вузе,  а начинаться он должен с момента появления ребенка на свет и протекать под воздействием множества факторов, решающими среди которых являются семья и образование. Если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок,
попадая в школу, естественно, не будет готов принимать других такими, какими они являются [11].

Поэтому образование, как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей, норм и всего того, что, в конечном счете, определяет  индивидуальное и коллективное поведение людей, должно быть готово, работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, его ближайшим окружением [3].

Познавательная активность, креативность  обучающихся, особенно младших школьников, постоянно  направлена на познание окружающей действительности, поэтому процесс приобщения к культурной жизни других народов, формирование позитивных  межэтнических установок очень эффективны в данном возрасте [12]. Однако следует учитывать, что прямое, открытое воздействие на сферу  межнациональных отношений у обучающихся может привести и к обратному результату. Дети школьного возраста обладают целым рядом особенностей: у них пока еще  недостаточно развиты волевые качества, вследствие чего обучающиеся  испытывают затруднения при выполнении деятельности однообразного характера; зависимость от общественного мнения, особенно мнения сверстников; отличаются ярко выраженной эмоциональностью, интересуются внешними яркими фактами.

Воспитательная работа в данном направлении должна начинаться уже в начальной школе, т.к. именно в младшем школьном возрасте возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности. К ним относятся осознание своей этнической принадлежности и понимание этнических  различий. Кроме того,  в этом возрасте происходит не только систематизация  знаний о других народах и культурах, но и закладываются отношение к ним, своеобразная их «оценка», основы поведенческой модели к своей и другим этническим группам [6].

Организованный процесс воспитания культуры межнационального общения требует соблюдения основного правила – толерантности по отношению к людям различных вероисповеданий и этнической принадлежности. В наше время воспитание толерантного отношения к другим народам и культурам – одна из важнейших социальных задач системы образования. Решить ее, значит, во многом решить проблему межнационального взаимодействия. У каждого народа свои корни, своя национальная культура, и чем они глубже уходят в землю, тем крепче и мощнее ствол. Очень важно каждому из нас уметь обращаться к своим корням, исконной культуре. Обращение к культурному наследию в условиях модернизации образования означает использование в формировании межэтнической толерантности исторического опыта данной культуры. Современные условия определяют необходимость постоянной «расшифровки» прежнего культурного опыта, его переоценки и приспособления к новой ситуации [4].Условия, при которых система формирования этнотолерантности будет эффективна, включают в себя:

– развитие у подрастающего поколения чувство гордости за ту этническую культуру, которую они унаследовали (традиции, язык, сказания, танцы, песни);

– включение поликультурного материала во все аспекты обучения и воспитания;

– развитие принятия и уважения этнических форм и отличий;

– создание в коллективах атмосферы, в которой обучающиеся не боялись бы рассказывать о своих проблемах, о недружественном отношении к ним со стороны других людей;

– проведение идеи равенства всех этнических групп народов России, не выделяя при этом ни одного из этносов [15].

Каждое поколение, любая эпоха воспринимает ценности прошлого по-своему, в соответствии с духом своего времени осмысливает историю, отраженную в элементах культуры своей «малой родины», народа, которая, в свою очередь, является частью  общечеловеческой культуры. Исходя из педагогических наблюдений, можно сделать вывод, что наиболее эффективной для школьника является культура того региона, где он проживает. Именно в ее элементах наиболее ярко воплощаются общечеловеческие ценности.

Задача приобщения обучающихся  к своей традиционной культуре решается через внеучебную  деятельность и организацию внеучебной  работы:

– национальные (в том числе религиозно-духовные) праздники;

– памятные даты исторического значения, юбилеи выдающихся деятелей национальной и духовной культуры, литературы, науки и народных героев;

– олимпиады, фестивали, выставки понациональной культуре, спортивные национальные игры;

– фольклорные концерты с исполнением национальных песен и танцев;

– конкурсы на лучшее приготовление национальных блюд и национальных художественно-прикладных изделий, костюмов;

– совместные социально-полезные, созидательные и творящие добро дела совместно с родителями;

– изучение художественных промыслов и ремесел народов Северного Кавказа[10]. Планируя деятельность по  формированию межэтнической  толерантности в образовательной  организации, необходимо четко определять функции, ценности, способы, методы и формы обучения [13].

Учитываются  нами условия, необходимые для  эффективного развития межэтнической толерантности у обучающихся:

– готовность и желание педагога решить задачи воспитания школьников в духе межэтнической толерантности;

– возрастные особенности  обучающихся  при отборе произведений культуры этносов Северного Кавказа, способствующих формированию межэтнической толерантности;

– специфика социально- психологических особенностей элементов художественной культуры родного края;

– воспитательные возможности субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе;

– совместная творческая деятельность в разных ее формах (индивидуальная, групповая) в коллективе и через коллектив;

– комплексное воздействие на восприятие обучающихся, благодаря эмоционально-толерантной атмосфере;

– использование тренингов, игровых форм и приемов обучения и воспитания, приучающих к толерантному отношению, общению между собой обучающихся разных наций и народностей;

– обеспечение тесной связи с родителями, семьей, что дает возможность «раздвинуть» рамки урока, связать его с жизнью, дать возможность толерантности быть деятельной;

– позитивная этническая идентификация как условие мирного межкультурного и межэтнического взаимодействия в полиэтническом социуме [4].

Подводя итог, мы можем сказать, что формирование культуры межэтнического общения в образовательной среде – это учебно-воспитательный процесс, опирающийся на специфическое содержание и технологии образования, обеспечивающее приобретение  обучающимися  ценностей, знаний, норм, умений общения для их последующего применения в поликультурной среде. Развитие системы образования должно происходить с учетом, как культурных национальных особенностей, так и тех изменений, которые происходят в развитии общества [5].

Следовательно, межэтническая  толерантность – это моральное качество личности, характеризующееся терпимым отношением к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности; терпимым отношением к иным взглядам, нравам, привычкам, особенностям различных культурных групп или их представителям [6]. Межэтническая толерантность  является  признаком  уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций; признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции, а выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения.

Отмеченные признаки  нами рассматриваются, как  параметры измерения межнационального согласия. Наличие различных форм толерантности – это та проблема, адекватное решение которой создает предпосылки установления позитивных межэтнических отношений, которые обеспечивают возможность полноценной социализации в условиях благоприятного микроклимата. Толерантность как тип индивидуального и общественного отношения к этнокультурным различиям, как терпимость к чужим мнениям и формам поведения можно рассматривать в качестве одного из фундаментальных признаков цивилизованности, уровня общей культуры личности. Таким образом, межэтническая толерантность – это акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и своей этнической идентичности.

В реальной ситуации полиэтничности, многоязычия, поликультурности  и полиментальности   КЧГУ им. У.Д.Алиева, воспитание толерантных начал носит многоплановый характер. Проявляется острая необходимость создания социально-педагогических условий, направленных на формирование развивающейся личности, уважающей родную культуру и культуру других народов, не претендующую на свою исключительность, способную к активному содружеству в условиях диалога и внутри  культурной  и межкультурной коммуникации. В числе задач, которые ставятся перед образованием, воспитание толерантной личности, готовой к терпимому отношению и взаимопониманию между этносами, социальными группами во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной или религиозной идентичности [11]. В этот сложный период переоценки ценностей, в период вхождения России в единое мировое образовательное пространство, проблема поликультурного образования и воспитания молодежи стала актуальна   и  для нашего вуза.  Образование, включающее приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многонациональной среде – одна из глобальных  проблем подготовки  будущего специалистов.

Поликультурное воспитание культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов, и в то же время оно ориентировано на развитие у каждого человека планетарного мышления и осознание принадлежности к человеческому сообществу в прошлом, настоящем и будущем. Современный молодой человек должен уметь налаживать диалог и взаимодействие с теми, кто мыслит иначе, чем он, находить разумные компромиссы, организовывать сотрудничество между представителями различных политических партий, конфессий, культур ради процветания и развития  родной  Карачаево – Черкессии. Образование как организованный процесс освоения  социокультурных  ценностей человечества становится мощным фактором реализации функций общественных организаций«старейшин»,«Джамагъата», «Куначеств». Опора на эти традиции как на систему компромиссов, примирения приводит к отказу от насильственных мер, предотвращает доведение конфликта до необратимости. Эти морально-этические нормы   народов   КЧР  позволяли людям наряду с храбростью, мужеством, отвагой проявлять и такие прекрасные качества, как великодушие, взвешенность, терпимость, сдержанность и уступчивость, умение слышать и слушать собеседника.

Воспитание культуры межэтнической толерантности в КЧГУ им У.Д Алиева   требует решения следующих задач: воспитания российского и  национального  патриотизма; воспитания уважения к человеку независимо от расы, национальности, социального положения, отношения к религии; воспитания непримиримости ко всем проявлениям шовинизма, национализма, расизма и экстремизма; решения проблем межнациональных отношений, только путем переговоров, использования демократических механизмов  разрешения  конфликтов исключительно мирными средствами по собственному выбору сторон с учетом национальных традиций и обычаев. Несомненно, без глубоко продуманной, обоснованной, адекватной интересам народов и  религий,  обучающихся в вузе,   в целом политики в вопросах  этноконфессиональных  отношений, само существование  такого вуза  в  многонациональной  республики,  как  КЧР, станет  проблематичным. Каждая ошибка руководителя подразделений, политиков  может  обернуться  межнациональными или межконфессиональными конфликтами, страданиями  сотни  людей. Чтобы вести правильную, нравственно чистую политику, необходимо опираться на хорошо продуманные идеи, необходимо видеть все связи общественного организма, все последствия принимаемых  решений, т.е. необходима разработка обоснованной государственной идеологии  в  вопросах межнациональных и  этноконфессиональных  отношений. «Пережив межнациональные, межэтнические, межрасовые, межрелигиозные  и  другие конфликты, люди все больше и больше приходят к выводу о том, что существует только один путь обеспечения надежного мира и безопасности – путь толерантности, то есть терпимости, умения без применения насилия преодолевать конфликты и достичь согласия»[10]. Взаимная терпимость, диалог между  религиозными  конфессиями, сотрудничество, преодоление религиозного фанатизма и экстремизма, создание атмосферы толерантности, равное отношение  ко всем этнокультурам  со стороны руководства образовательными организациями, администрации КЧР  и   государства.  Задача формирования толерантности не может быть решена вне соответствующего видения конфессиональной реальности и нравственно религиозной ее оценки. Одним из важнейших факторов этого процесса была этнокультурная ситуация – постоянное взаимодействие народов и конфессий России. Не случайно пантюркизм и панисламизм не нашли здесь широкого распространения. У мусульман и христиан  России в результате многовекового сосуществования в рамках общей историко-культурной ниши, а в последствии и государственной системы сложился богатый опыт сотрудничества. Исходной же позицией в межконфессиональных отношениях уже к началу ХХ столетия была толерантность. Согласие между  верующими  и  неверующими необходимо для общего этического мира. Установки  на межнациональную  интолерантность  связаны с разностью религий, с убеждением в незыблемости этнических границ, установками на агрессию. Современная религиозная ситуация в КЧР характеризуется, с одной стороны, резким ростом общественного интереса  к  религии  и  ее влияния  на  все  стороны  жизни  общества, с другой – количественное возрождение  ислама  не  дает  заметного прогресса в нравственной, духовной жизни мусульман. Ислам не стал консолидирующим верующих фактором, усилились разногласия,  как среди мусульманского духовенства, так и верующих. К расколу по национальному признаку  в  последнее время прибавился и раскол верующих на разные течения, приведший в ряде случаев к массовому противостоянию и кровопролитию. Имеют место противоречия между духовенством и разветвленностью  ислама. Сложилась ситуация, когда общество и государство придерживаются светского устройства, а  исламские  разделения  выступают за создание на Кавказе исламского  государства, хотя и с некоторыми оговорками. Это обстоятельство ставит под сомнение,  будущее  южных республик в составе России.  Более того, подобная поляризация общества приводит к тому, что многие аналитики, вначале приветствовавшие «исламское возрождение», теперь вынуждены констатировать, что религия не только не стала фактором стабилизации общественно-политического положения в республике, но и сама вносит в него элемент напряженности. Наличие всех этих трудностей, а также отсутствие информационно-идеологической защиты населения создали тот политический иммунодефицит, который и стал благодатной почвой для внедрения и развития на всем Северном Кавказе и  КЧР   идеи  исламского экстремизма, ориентированного на построение исламского государства в регионе.

При всей сложности и конфликтности межнациональных и конфессиональных  отношений в КЧР на протяжении последних 15 лет отмечаются отдельные факты сотрудничества, попытки наладить межконфессиональное сотрудничество. И это естественно, так как «несмотря на очевидные различия в нравственной модификации отношений у мусульман, христиан и буддистов, в них представлены некие универсалии, так как в основе культурных ценностей, исповедуемых большинством религий, лежат общечеловеческие морально-этические понятия любви, надежды, справедливости и уважения к человеку». На наш взгляд, для консолидации  нашего общества, для утверждения в нем мировоззренческой толерантности необходимо активнее развивать межконфессиональный диалог. Такой диалог является важным фактором общественно-политической стабильности. Деятельность же по предотвращению межнациональных конфликтов должна опираться на этнические  элиты различных народов,  как на государственном уровне, так и на уровне  национальных общественных организаций. И в первую очередь она должна быть направлена на сохранение и установление мер доверия между ними, путей согласия и взаимных уступок.

Программа нацелена на утверждение ценностей  студенческой  солидарности, обеспечение гармоничного сосуществования и конструктивного взаимодействия всех представленных в  КЧГУ им. У.Д.Алиева  сообществ  этноконфессиональных  групп, предупреждение любых проявлений ксенофобии, формирование эффективных механизмов социальной интеграции и культурной адаптации иностранных студентов.

Реализуемая   Программа наследует лучшие, наиболее эффективные формы и методы реализации Программы «Толерантность», определявшей в период 2015-2020  гг. стратегию гармонизации межэтнических и межкультурных отношений  в  КЧГУ. Выполнение этой Программы, завершающееся в текущем году, благодаря комплексному  характеру мероприятий  по воспитанию  человеколюбия, поддержанию мира и согласия, в целом, заложило основы толерантного сознания  и  поведения  у обучающихся.  Нами  разработаны и внедрены  в учебно-воспитательный  процесс  студентов педагогического факультета  программа, направленная  на  укрепление  установок толерантного сознания и поведения; налажена научно-просветительная деятельность в сфере образования по формированию толерантной среды  КЧГУ им У.Д.Алиева  среди разных  возрастных и этнических групп населения; обеспечен доступ широких слоев населения города к объективной информации об этнических и религиозных организациях, действующих в республике; организован и проведен ряд этнокультурных и межнациональных мероприятий, как в школах  г. Карачаевска, так  на Педагогическом  факультете и на Факультете Филологии КЧГУ им. У.Д.Алиева.

Приобретаемый  в процессе  исполнения Программы опыт позволил более точно оценить ключевые потребности в сфере укрепления толерантных отношений,  и соблюдение принципа системности при формировании толерантной среды  в КЧГУ,  обеспечило активное и сбалансированное осуществление мероприятий всех  разделов  Программы. Все это способствовало, в том числе, сокращению числа правонарушений, совершаемых в студенческом городке  на почве межнациональной ненависти, и, соответственно, уменьшению негативных информационных поводов, наносящих серьезный ущерб имиджу  университета.

Вместе с тем, в современных условиях  большое  значение, в сравнении с периодом реализации  Программы, приобретают проблемы адаптации иностранных студентов. Органичное включение этой категории жителей студенческого городка в университетскую  этнокультурную среду сегодня выступает важнейшей задачей, от решения которой зависит качество знаний студентов  университета. В  то же время,  интеграция  в  новый социум – это сложный, длительный  и  подчас болезненный  процесс, предполагающий освоение новых, отличающихся от имевших место в предыдущем жизненном опыте человека, моделей взаимодействия с окружающим миром.

В связи с этим настоящая Программа в значительной степени нацелена на создание условий для языковой и социокультурной интеграции обучающихся -иностранцев  в  университетское  сообщество, содействие адаптации студентов иностранцев  в  КЧГУ им. У.Д.Алиева. При этом настоящая Программа исходит из того, что формирование толерантности – это встречный процесс и уважение личности каждого человека, где  взаимную толерантность нужно воспитывать как у  молодежи  Карачаево-Черкесской Республики, так и у гостей.

Главная цель Программы – совершенствование усилий органов государственной власти и гражданского общества  Карачаево – Черкессии  в деле формирования и укрепления в республике  толерантной  среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и кавказского  социально-культурного самосознания, создание условий для успешной социальной интеграции и культурно-языковой адаптации  обучающихся иностранцев.

Основными  задачами  реализации  Программы являются:

1.Обеспечение конструктивного взаимодействия всех представленных в университетском сообществе этноконфессиональных  групп, утверждение ценностей  молодежной  солидарности.

2.Создание условий для профилактики межэтнических и межкультурных конфликтов, искоренения проявлений ксенофобии, расизма.

3.Выработка и реализация системного подхода к процессу языковой и социокультурной интеграции учащихся – инофонов  в республиканское сообщество.

4.Реализация комплексных  интеграционно – адаптационных мероприятий, направленных на включение российских и зарубежных иностранцев  в новую для них культурную среду и систему социальных языковой и культурной интеграции детей и молодежи, принадлежащей к данной группе жителей студенческого городка.

5.Воспитание у молодежи позитивных ценностей и установок на уважение, понимание и принятие сконцентрированного в университете  многообразия культур.

6.Создание благоприятной атмосферы межкультурного и межконфессионального взаимодействия в  университетском  сообществе, расширение форм этнокультурного сотрудничества.

Таким образом, логика концепции, положенной в основу Программы, связывает процессы воспитания культуры толерантности, профилактики проявлений ксенофобии, адаптации собучающихся  иностранцев  и создания условий для этнокультурного взаимодействия в единую цепь факторов, необходимых для достижения поставленных целей.  Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, осуществляемых по следующим направлениям:

1.Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой  базы и правоприменительной практики в этно – конфессиональных отношениях.

2.Разработка и внедрение мер превентивного предупреждения ксенофобии на почве национальной и религиозной розни.

3. Улучшение существующих механизмов работы с иностранцами   в КЧГУ им. У.Д. Алиева.

4. Выработка и осуществление проектов, нацеленных на социальную интеграцию и культурно-языковую адаптацию иностранных обучающихся  в студенческое сообщество.

5.Усиление роли  медиа – сообщества  в процессе распространения идей гражданской солидарности, взаимоуважения и противодействия негативным стереотипам и установкам.

6. Использование зарекомендовавших себя общемировых практик в области создания толерантной  среды и успешного включения  обучающихся  иностранцев в студенческое   сообщество.

7. Систематический сбор и анализ данных о ходе выполнения Программы.

С учетом положительного опыта научно-экспертного сопровождения предшествующей  Программы «Толерантность» (Программы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в КЧГУ им. У.Д.Алиева  на 2010-2020годы) существенно расширяется научно-методическая составляющая принимаемой  Программы (диагностика этно – контактной ситуации; мониторинг межконфессиональных отношений, этно – социальной стратификации и этно -демографических процессов  в республике; социометрия и тестирование; социолингвистическая экспертиза; осуществление исследований по изучению криминальной ситуации  в среде обучающихся иностранцев; подготовка и публикация аналитических и статистических отчетов по проблемам иностранцев, поддержка специализированных центров при ведущих высших учебных заведениях и научных учреждениях Карачаево-Черкессии  по изучению проблем толерантности и адаптации; проведение экспертных семинаров и круглых столов с участием профильных специалистов: этно – психологов, культурологов, конфликтологов, социологов, религиоведов).

Программа имеет межвузовский  комплексный характер и рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2010-2020 гг.:

I этап (2010-2016 г.) – разработка методологических, научно-методических и технологических основ конструктивного взаимодействия всех представленных в городском сообществе  этно – конфессиональных  групп; обобщение и развитие имеющегося в Карачаево – Черкессии  положительного опыта социальной интеграции, культурной и языковой адаптации  иностранцев; мониторинг реализации  Программы и создание системы контроля  за  выполнением её мероприятий; широкое информирование жителей  Карачаево – Черкессии  о целях, задачах и содержании  Программы через средства массовой информации  республики; привлечение внимания к целям, задачам и содержанию  Программы представителей органов местного самоуправления, работников научных, образовательных организаций  и учреждений культуры, некоммерческих организаций и бизнес – структур; проведение запланированных мероприятий, выработка  критериев оценки их эффективности; разработка методики комплексной оценки эффективности мероприятий по социальной и культурной адаптации детей – иностранцев  в  образовательных организациях  Карачаево-Черкессии.

II этап (2017-2020 гг.) – реализация системы мероприятий по гармонизации вызываемых протекающими  в  Карачаево-Черкессии процессами  межкультурных, межэтнических и межконфессиональных взаимодействий; совершенствование системы контроля за выполнением мероприятий  Программы; внедрение продуктивных методик социальной интеграции и культурно-языковой адаптации иностранцев  в городское сообщество; мониторинг осуществления  Программы; обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации  Программы. Программа ориентирована на целевые группы, охватывающие в своей совокупности  всех  обучающихся  в КЧГУ им. У.Д.Алиева  и всё население  Карачаево – Черкессии.  Программа  обеспечивается выполнением мероприятий, объединенных в разделы:

Раздел 1. Воспитание культуры толерантности через систему образования.

Раздел 2. Межконфессиональное взаимодействие и толерантность в  Карачаево – Черкессии.

Раздел 3. Содействие культурному взаимодействию в республиканском сообществе.

Раздел 4. Укрепление ценностей толерантности через взаимодействие с медиа сообществом Карачаево-Черкесии.

Раздел 5. Создание условий для языковой и социо – культурной интеграции обучающихся – иностранцев  в республиканское молодежное  сообщество. Содействие адаптации иностранцев  в Карачаево-Черкесии.

Раздел6. Формирование в молодежной среде нетерпимого отношения к идеям ксенофобии  и расизма.

Раздел7. Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы.

Выводы. В студенческой образовательной среде КЧГУ им. У.Д. Алиева  развивать толерантность необходимо совместной внеаудиторной работой студентов, причем, желательно не соревновательной, не индивидуальной, а коллективной. Участие в общественной жизни университета объединяет студентов: это различные КВНы, студенческие фестивали творчества, студенческие советы, профком, различные творческие кружки. Чтобы способствовать формированию толерантного сознания и препятствовать распространению экстремизма и насилия необходимо, прежде всего, воспитывать у людей уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающиеся по внешности, языку, убеждениям, отражать разнообразие идей в обществе. Как уже было отмечено выше, наиболее прогрессивной, организованной, интеллектуально и творчески развитой частью молодёжи является именно обучающиеся. Учащаяся молодёжь во многом определяет вектор будущих преобразований в КЧР. Толерантность для обучающихся  подразумевает отношения внутри студенческой среды и, конечно, вне  неё. Межэтническая толерантность – это неотъемлемая составляющая качества личности специалиста, выражающаяся в наличии системы представлений, взглядов, убеждений, знаний о представителях других общностей, реализующихся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межнациональному общению, сотрудничеству, межличностному взаимопониманию и взаимодействию с представителями иных этнических групп. Эффективность процесса воспитания межэтнической толерантности обучающихся  обеспечивается включенностью в систему подготовки  будущего педагога  этнокультурного компонента; в переходе познавательной деятельности в ситуацию решения профессиональных задач; в мотивационной, когнитивной,  поведенческой  готовности  и  способности обучающегося к конструктивным межнациональным отношениям, глубокому интересу к расширению своего кругозора; развитию благоприятной этносоциальной, поликультурной  среды КЧГУ им. У.Д.Алиева.

Литература:

  1. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. М.: Высшая школа. 2006.
  2. Анисимов О.С. На пути к толерантному сознанию. М. 2000.
  3. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2010. № 24. С. 61-63.
  4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во. 1974. 375 с.
  5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. T. 3. M. 1978. С. 24.
  6. Золотова Б.Х. Актуальные проблемы культуры межнационального общения // Формирование современных навыков межэтнического взаимодействия в Ставропольском крае. Ставрополь: Изд-во СГУ. 2000. С. 22-29.
  7. Иванова Е.М. Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов // Начальная школа. 2006. № 3. С. 11-15.
  8. Ильченко И.П. Формирование толерантной личности на основе изучения культуры родного края: автореф. … докт. пед .наук. М. 2005.
  9. Кукушин В.С. Воспитание толерантности личности в поликультурном социуме. Ростов н/Д. 2001. 404 с.
  10. МальчевскаяМ.Л. Формирование межэтнической толерантности младших школьников в классах с многонациональным составом: автореф. … канд. пед. наук. Абакан. 2006.
  11. Храпаль Л.Р. Межкультурный диалог как средство формирования этнокультуры преподавателя в системе высшего профессионального экологического образования // Проблемы и перспективы развития образования в России: сб. материалов I междунар. науч.-прак. конф. Новосибирск. 2010. № 1. С. 325-329.
  12. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль, 2003.
  13. Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения: Спецкурс. – М., 2014.
  14. Тадевосян, Т.М. Духовно-нравственное воспитание и языковое образование: материал научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание»/М.: Просвещение, 2009. – 23 с.
  15. Формирование толерантной личности вполиэтничеcкой образовательной среде. Учебное пособие /Под ред. В.Н. Гурова, Москва 2004.
  16. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1980. – 444 с.
  17. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы.- СПб: КАРО, 2007.