МКДОУ детский сад № 2 «Красная шапочка»
(г. Карачаевск)
Аннотация. Проблема формирования у дошкольников социальных умений средствами этикета и правилах поведения является весьма актуальной. Расширение сфер жизнедеятельности современных людей неизбежно приводит к необходимости внесения нового в традиционный этикет. В обучении дошкольников правилам этикета существуют два этапа: сначала формируют первичные представления о правилах этикета, позже дают этикетные понятия, связь правил этикета, их нравственную и эстетическую основу. Осваивая этикет, дети учатся общаться с людьми. Обучение правилам этикета происходит в процессе режимных моментов, через приобретение жизненного опыта. Формирование социальных умений средствами этикета вооружает детей техникой установления коммуникаций и способствует, в конечном счете, формированию личностной успешности.
Ключевые слова. Дошкольное образование, дошкольник, социальные умения, этикет, речевой этикет, формирование социальных умений, коммуникация.
Annotation. The problem of the formation of social skills in preschoolers by means of etiquette and rules of behavior is very urgent. The expansion of the spheres of life of modern people inevitably leads to the need to introduce new things into traditional etiquette. There are two stages in teaching preschoolers the rules of etiquette: first, they form primary ideas about the rules of etiquette, later they give etiquette concepts, the connection between the rules of etiquette, their moral and aesthetic basis. By mastering etiquette, children learn to communicate with people. Learning the rules of etiquette occurs in the process of regime moments, through the acquisition of life experience. The formation of social skills by means of etiquette equips children with the technique of establishing communication and ultimately contributes to the formation of personal success.
Keywords. Preschool education, preschooler, social skills, etiquette, speech etiquette, the formation of social skills, communication.
Дошкольный возраст многими исследователями характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира и себя. В этом смысле проблема формирования у дошкольников социальных умений средствами этикета и правилах поведения является весьма актуальной. Первоначальные представления о правилах и нормах этикета ребенок получает дома, в семье. В последующем в детском саду затем следование этим нормам необходимо маленькому человеку для нормального существования в детском коллективе. Для дошкольника особое значение приобретает развитие у него навыков положительного взаимодействия с окружающими. Это способствует благополучному развитию ребенка. Чем раньше будет начато формирование социальных умений средствами этикета и правил поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоенные социально-этические правила поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.
Сущность понятия «этикет» понимается как внешнее проявление отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Слово этикет произошло от французского etiguette и имеет два значения: «ярлык, «этикетка»; «церемониал», «этикет». Как указывает И.Г. Добродомов слово «этикет» обозначает своеобразный кодекс манер и правил поведения».
Этикет – это совокупность правил поведения, обеспечивающих поддержание существующих в обществе конкретного типа представлений (7, с. 89). И.Н. Курочкина, определяет его как сложное общественное образование он обладает структурой, группирующей поведенческие правила в зависимости от того, к какой социальной группе, к какой жизненной ситуации те относятся, а также какими средствами выражается уважительное отношение людей друг к другу. Словосочетание «уважительное отношение» принципиально важно, так как этикет, создан для того, чтобы у человека была возможность не только чувствовать, но и проявлять такое отношение, привлекать людей к общению, приятностью манер и т.д. (24, с. 48).
В настоящее время под «этикетом» принято понимать сочетание формальных правил учтивости и вежливости со здравым смыслом и рациональностью (1, с. 19).
Этикет выполняет в обществе регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую, эстетическую и воспитательную функции. Г.В. Белокурова утверждает, что знания правил этикета необходимы и государственным деятелям, и широким народным массам, и узко обозначенным социальным группам. Поэтому обучение детей правилам и нормам этикета, принятым в обществе, является одной из важных задач в системе образования и воспитания подрастающего поколения, способствует успешной социализации личности (2, с. 54).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательными программами ребенок в возрасте 6-7 лет должен знать и уметь выполнять:
- правила столового этикета (правила аккуратного приема пищи, поведения за столом);
- правила соблюдения культуры внешнего вида (одеваться в соответствии с событием повседневная одежда, праздничная, одежда для культурных мероприятий с учетом своих индивидуальных особенностей и чувства меры;
- поддерживать свою одежду и обувь в чистоте и порядке, умение привести внешний вид в порядок;
- знания и умения речевого этикета (правила обращения к сверстнику и взрослому, правила ведения разговора по телефону, знание речевых этикетных формул – приветствие, прощание, выражение благодарности и т.д.) традиции и правила поведения в общественных местах: театре, на выставке, в музее, в кафе, в транспорте и т.д.);
- правила этикета в разнообразных жизненных ситуациях (день рождение, ситуация знакомства, прием гостей и т.д.).
Развитие современной цивилизации таково, что содержание норм этикета постоянно меняется. Расширение сфер жизнедеятельности современных людей неизбежно приводит к необходимости внесения нового в традиционный этикет, создания новых правил поведения и взаимоотношений. Содержание (представление) о нормах этикета должно стать предметом обсуждения, анализа, соотнесения с условиями реальной жизни, а потому столь актуально использование активных и интегративных методов в процессе формирования у детей представлений о правилах этикета.
«Представление – наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. В отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления – к прошлому и возможному будущему» (6, с. 40-41).
Вопросы отбора содержания и методики формирования у детей дошкольного возраста социальных умений средствами этикета представлены в работах Курочкиной И.Н., С. А. Козловой, Т. А. Куликовой, Л. Ф. Островской, С. В. Петериной и др. Большинство исследователей единодушны в признании возможности и необходимости раннего приобщения детей к нормам этикета. Исследователи отмечают, что работа в данном направлении должна проводиться на основе учета принципов ориентации на возрастные возможности и перспективы социального и познавательного развития детей в дошкольном возрасте, активности ребенка как субъекта познания и культуротворчества, научной обоснованности образовательного процесса и взаимодействия его субъектов, связи знаний с повседневной социокультурной практикой и др.
И.Н. Курочкиной и С.А. Козловой предложено содержание социальных умений средствами этикета, доступных для детей. Выделяют три компонента:
- представления о нормах и правилах этикета;
- представления о способах выполнения норм и правил;
- представления о роли норм и правил этикета в общении и взаимодействии ребенка с окружающими людьми.
В соблюдении этикета высока значимость нравственного аспекта, поэтому на него необходимо постоянно обращать внимание детей. Уважение личности ребенка, понимание, дружелюбие и доверительность создают наилучшие условия для формирования социальных умений средствами этикета и правил поведения. Обращаться к детям желательно по имени, их же приучать к обращению по имени и отчеству. Испытывая радость от общения с воспитателем, дети всегда ожидают встречи с ним, верят в правоту его слов. Необходимый настрой создает выработанный совместными усилиями порядок поведения в группе, на занятии, в котором основными правилами являются следующие: сопереживать, проявлять дружеское участие и терпение; доброжелательно воспринимать других; не отказываться от участия в играх и упражнениях; не стесняться своего незнания и неумения; не бояться ошибаться; не смеяться над другими (5, с. 6).
Очень важно вводить в сознание маленького человека необходимость понимания своего места в мире, так как нет полного равенства между отцом и сыном, старым и малым, воспитателем и дошкольником. Первый имеет опыт, знания, приоритет положения и много другое. Второй только начинает жизнь, приступает к ее изучению. Он может стать равным первому, проделав над собой огромную, серьезную и трудную работу. Осознание своего места вовсе не означает, что первые неуважительно относятся ко вторым, не считаются с их мнениями, не прислушиваются к их пожеланиям. Основа развития общества состоит во взаимодействии тех и других, их взаимопонимании и взаимопомощи. Это осознание происходит как в семье, так и в детсадовской группе (5, с. 6-7).
И.Н. Курочкина считает, что в обучении дошкольников правилам этикета существуют два этапа: сначала формируют первичные представления о правилах этикета, позже дают этикетные понятия, связь правил этикета, их нравственную и эстетическую основу (5, с. 6).
Одна из главных задач, решаемая через познание детьми правил этикета, – обучение способам установления и развития коммуникаций. Осваивая этикет, дети учатся общаться с людьми: убеждать, договариваться, уступать в спорной ситуации, примиряться, отстаивать свое мнение, просить о помощи и предлагать ее, приветствовать, благодарить. Он осознает, что, если хочешь, чтобы с тобой общались и вели совместные дела, надо выглядеть так, чтобы окружающим твой внешний облик доставлял удовольствие, т.е. всегда выглядеть красиво, эстетично, привлекательно и соответственно ситуации.
Старшие дошкольники могут анализировать свое поведение и поведение других людей, способны к нравственному выбору, т.е. к такому поведенческому шагу, который не ущемляет интересы детей группы, воспитателя, родителя, любого человека, с которым они обращаются. Расширяются коммуникативные возможности детей. Ребенок становится субъектом, регулирующим собственное поведение.
Обучение правилам этикета происходит в процессе режимных моментов, через приобретение жизненного опыта. В старшей группе воспитатель продолжает формировать у детей понятие об этикете, о его нравственной и эстетичной основе. Старшие дошкольники овладевают правилами этикета, осознают их необходимость и взаимосвязь. Закрепляют полученное знание собственным поведением и построением отношений с детьми и с взрослыми. Создают доброжелательную обстановку, в которой благополучно развиваются, ощущая себя успешными людьми. Главное, что они усваивают: этикет создан для проведения уважения к людям (4, с. 50).
Жизнь ребенка в детском саду и за его пределами сопровождается правилами поведения, благодаря которым он проявляет уважение к людям, настраивает окружающих на общение с собой, привлекает к совместной деятельности и переживает состояние успешного осуществления своих дел (4, с. 51).
Таким образом, формирование социальных умений средствами этикета приводит дошкольников от выполнения внешних, общепринятых форм поведения к усвоению нравственных принципов; от техники поведения к нравственной и эстетической поведенческой основе. Также, вооружает детей техникой установления коммуникаций и способствует, в конечном счете, формированию личностной успешности.
Литература
- Баринова Е.В. Уроки вежливости и Доброты: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития/ Е.В. Баринова-Ростов н /Д;Феникс,2014.-253с.
- Белокурова Г. В. Формирование социальных умений дошкольников средствами этикета. «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Г ерцена» Выпуск№ 74-2 / 2008 стр. 53-56
- Курочкина И. Н. Обучаем дошкольников правилам речевого этикета, журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика» Выпуск № 6 / 2010 стр. 48-53
- Курочкина И.Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности. – М.: Эконинформ, 2012. – 147 с.
- Курочкина, И. Н. Этикет. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебное пособие для СПО / И. Н. Курочкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 122 с. — (Профессиональное образование).
- Мадорский Л.Р., Зак З.А. Музыкальное воспитание ребёнка, Москва: Издательство “Айрис-пресс”, 2011. – 128 с. 40-41
- Муза Д.Е. Этика и эстетика: Учебное пособие (для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения). – Изд. 2-е, испр. и доп. – Донецк: ДонНТУ, 2011. – 188 с.
Свежие комментарии