МКДОУ детский сад № 2 «Красная шапочка»

(г. Карачаевск)

Аннотация. Проблема формирования у дошкольников социальных умений средствами этикета и правилах поведения является весьма актуальной. Расширение сфер жизнедеятельности современных лю­дей неизбежно приводит к необходимости внесения нового в традиционный этикет. В  обучении дошкольников правилам этике­та существуют два этапа: сначала формируют первичные представления о пра­вилах этикета, позже дают этикетные понятия, связь правил этикета, их нрав­ственную и эстетическую основу. Осваивая этикет, дети учатся общаться с людьми. Обучение правилам этикета происходит в процессе режимных момен­тов, через приобретение жизненного опыта. Формирование социальных умений средствами этикета вооружает детей техникой установ­ления коммуникаций и способствует, в конечном счете, формированию лич­ностной успешности.

Ключевые слова. Дошкольное образование, дошкольник, социальные умения, этикет, речевой этикет, формирование социальных умений, коммуникация.

Annotation. The problem of the formation of social skills in preschoolers by means of etiquette and rules of behavior is very urgent. The expansion of the spheres of life of modern people inevitably leads to the need to introduce new things into traditional etiquette. There are two stages in teaching preschoolers the rules of etiquette: first, they form primary ideas about the rules of etiquette, later they give etiquette concepts, the connection between the rules of etiquette, their moral and aesthetic basis. By mastering etiquette, children learn to communicate with people. Learning the rules of etiquette occurs in the process of regime moments, through the acquisition of life experience. The formation of social skills by means of etiquette equips children with the technique of establishing communication and ultimately contributes to the formation of personal success.

Keywords. Preschool education, preschooler, social skills, etiquette, speech etiquette, the formation of social skills, communication.

Дошкольный возраст многими исследователями характеризуется как несу­щий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира и себя. В этом смысле проблема формирования у дошкольников социальных умений средствами этикета и правилах поведения является весьма актуальной. Первоначальные представ­ления о правилах и нормах этикета ребенок получает дома, в семье. В последующем в детском саду затем следование этим нормам необходимо маленькому человеку для нормального существования в детском коллективе. Для дошкольника особое значение приобретает развитие у него навыков положительного взаимодействия с окружающими. Это способствует благополучно­му развитию ребенка. Чем раньше будет начато формирование социальных умений средствами этикета и правил поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоенные социально-этические правила поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.

Сущность понятия «этикет» понимается как внеш­нее проявление отношения к людям (обхождение с окружающими, формы об­ращений и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Слово этикет произошло от французского etiguette и имеет два значения: «яр­лык, «этикетка»; «церемониал», «этикет». Как указывает И.Г. Добродомов сло­во «этикет» обозначает своеобразный кодекс манер и правил поведения».

Этикет – это совокупность правил поведения, обеспечивающих поддер­жание существующих в обществе конкретного типа представлений (7, с. 89). И.Н. Курочкина, определяет его как сложное общественное образование он об­ладает структурой, группирующей поведенческие правила в зависимости от то­го, к какой социальной группе, к какой жизненной ситуации те относятся, а также какими средствами выражается уважительное отношение людей друг к другу. Словосочетание «уважительное отношение» принципиально важно, так как этикет, создан для того, чтобы у человека была возможность не только чув­ствовать, но и проявлять такое отношение, привлекать людей к общению, при­ятностью манер и т.д. (24, с. 48).

В настоящее время под «этикетом» принято понимать сочетание фор­мальных правил учтивости и вежливости со здравым смыслом и рационально­стью (1, с. 19).

Этикет выполняет в обществе регулятивную, опознавательную, иденти­фикационную, коммуникативную, этическую, эстетическую и воспитательную функции. Г.В. Белокурова утверждает, что знания правил этикета необходимы и государственным деятелям, и широким народным массам, и узко обозначен­ным социальным группам. Поэтому обучение детей правилам и нормам этике­та, принятым в обществе, является одной из важных задач в системе образова­ния и воспитания подрастающего поколения, способствует успешной социали­зации личности (2, с. 54).

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательными про­граммами ребенок в возрасте 6-7 лет должен знать и уметь выполнять:

  • правила столового этикета (правила аккуратного приема пищи, по­ведения за столом);
  • правила соблюдения культуры внешнего вида (одеваться в соответ­ствии с событием повседневная одежда, праздничная, одежда для культурных мероприятий с учетом своих индивидуальных особенностей и чувства меры;
  • поддерживать свою одежду и обувь в чистоте и порядке, умение привести внешний вид в порядок;
  • знания и умения речевого этикета (правила обращения к сверстнику и взрослому, правила ведения разговора по телефону, знание речевых этикет­ных формул – приветствие, прощание, выражение благодарности и т.д.) тради­ции и правила поведения в общественных местах: театре, на выставке, в музее, в кафе, в транспорте и т.д.);
  • правила этикета в разнообразных жизненных ситуациях (день рож­дение, ситуация знакомства, прием гостей и т.д.).

Развитие современной цивилизации таково, что содержание норм этике­та постоянно меняется. Расширение сфер жизнедеятельности современных лю­дей неизбежно приводит к необходимости внесения нового в традиционный этикет, создания новых правил поведения и взаимоотношений. Содержание (представление) о нормах этикета должно стать предметом обсуждения, анали­за, соотнесения с условиями реальной жизни, а потому столь актуально исполь­зование активных и интегративных методов в процессе формирования у детей представлений о правилах этикета.

«Представление – наглядные образы предметов, сцен и событий, возни­кающие на основе припоминания или продуктивного воображения. В отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления – к прошлому и возможному будуще­му» (6, с. 40-41).

Вопросы отбора содержания и методики формирования у детей до­школьного возраста социальных умений средствами этикета представлены в работах Курочкиной И.Н., С. А. Козловой, Т. А. Куликовой, Л. Ф. Островской, С. В. Петериной и др. Большинство исследователей единодушны в признании возмож­ности и необходимости раннего приобщения детей к нормам этикета. Исследо­ватели отмечают, что работа в данном направлении должна проводиться на ос­нове учета принципов ориентации на возрастные возможности и перспективы социального и познавательного развития детей в дошкольном возрасте, актив­ности ребенка как субъекта познания и культуротворчества, научной обосно­ванности образовательного процесса и взаимодействия его субъектов, связи знаний с повседневной социокультурной практикой и др.

И.Н. Курочкиной и С.А. Козловой предложено содержание социальных умений средствами этикета, доступных для детей. Выделяют три компонента:

  • представления о нормах и правилах этикета;
  • представления о способах выполнения норм и правил;
  • представления о роли норм и правил этикета в общении и взаимо­действии ребенка с окружающими людьми.

В соблюдении этикета высока значимость нравственного аспекта, по­этому на него необходимо постоянно обращать внимание детей. Уважение лич­ности ребенка, понимание, дружелюбие и доверительность создают наилучшие условия для формирования социальных умений средствами этикета и правил поведе­ния. Обращаться к детям желательно по имени, их же приучать к обращению по имени и отчеству. Испытывая радость от общения с воспитателем, дети все­гда ожидают встречи с ним, верят в правоту его слов. Необходимый настрой создает выработанный совместными усилиями порядок поведения в группе, на занятии, в котором основными правилами являются следующие: сопереживать, проявлять дружеское участие и терпение; доброжелательно воспринимать дру­гих; не отказываться от участия в играх и упражнениях; не стесняться своего незнания и неумения; не бояться ошибаться; не смеяться над другими (5, с. 6).

Очень важно вводить в сознание маленького человека необходимость понимания своего места в мире, так как нет полного равенства между отцом и сыном, старым и малым, воспитателем и дошкольником. Первый имеет опыт, знания, приоритет положения и много другое. Второй только начинает жизнь, приступает к ее изучению. Он может стать равным первому, проделав над со­бой огромную, серьезную и трудную работу. Осознание своего места вовсе не означает, что первые неуважительно относятся ко вторым, не считаются с их мнениями, не прислушиваются к их пожеланиям. Основа развития общества состоит во взаимодействии тех и других, их взаимопонимании и взаимопомо­щи. Это осознание происходит как в семье, так и в детсадовской группе (5, с. 6-7).

И.Н. Курочкина считает, что в обучении дошкольников правилам этике­та существуют два этапа: сначала формируют первичные представления о пра­вилах этикета, позже дают этикетные понятия, связь правил этикета, их нрав­ственную и эстетическую основу (5, с. 6).

Одна из главных задач, решаемая через познание детьми правил этикета, – обучение способам установления и развития коммуникаций. Осваивая этикет, дети учатся общаться с людьми: убеждать, договариваться, уступать в спорной ситуации, примиряться, отстаивать свое мнение, просить о помощи и предла­гать ее, приветствовать, благодарить. Он осознает, что, если хочешь, чтобы с тобой общались и вели совместные дела, надо выглядеть так, чтобы окружаю­щим твой внешний облик доставлял удовольствие, т.е. всегда выглядеть краси­во, эстетично, привлекательно и соответственно ситуации.

Старшие дошкольники могут анализировать свое поведение и поведение других людей, способны к нравственному выбору, т.е. к такому поведенческо­му шагу, который не ущемляет интересы детей группы, воспитателя, родителя, любого человека, с которым они обращаются. Расширяются коммуникативные возможности детей. Ребенок становится субъектом, регулирующим собствен­ное поведение.

Обучение правилам этикета происходит в процессе режимных момен­тов, через приобретение жизненного опыта. В старшей группе воспитатель продолжает формировать у детей понятие об этикете, о его нравственной и эс­тетичной основе. Старшие дошкольники овладевают правилами этикета, осо­знают их необходимость и взаимосвязь. Закрепляют полученное знание соб­ственным поведением и построением отношений с детьми и с взрослыми. Со­здают доброжелательную обстановку, в которой благополучно развиваются, ощущая себя успешными людьми. Главное, что они усваивают: этикет создан для проведения уважения к людям (4, с. 50).

Жизнь ребенка в детском саду и за его пределами сопровождается пра­вилами поведения, благодаря которым он проявляет уважение к людям, настра­ивает окружающих на общение с собой, привлекает к совместной деятельности и переживает состояние успешного осуществления своих дел (4, с. 51).

Таким образом, формирование социальных умений средствами этикета приво­дит дошкольников от выполнения внешних, общепринятых форм поведения к усвоению нравственных принципов; от техники поведения к нравственной и эс­тетической поведенческой основе. Также, вооружает детей техникой установ­ления коммуникаций и способствует, в конечном счете, формированию лич­ностной успешности.

Литература

  1. Баринова Е.В. Уроки вежливости и Доброты: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития/ Е.В. Барино­ва-Ростов н /Д;Феникс,2014.-253с.  
  2. Белокурова Г. В. Формирование социальных умений дошкольников средствами этикета. «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Г ерцена» Выпуск№ 74-2 / 2008 стр. 53-56  
  3. Курочкина И. Н. Обучаем дошкольников правилам речевого этике­та, журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика» Вы­пуск № 6 / 2010 стр. 48-53   
  4. Курочкина И.Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности. – М.: Эконинформ, 2012. – 147 с.
  5. Курочкина, И. Н. Этикет. Методика обучения и воспитания в обла­сти дошкольного образования : учебное пособие для СПО / И. Н. Курочкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 122 с. — (Профес­сиональное образование). 
  6. Мадорский Л.Р., Зак З.А. Музыкальное воспитание ребёнка, Москва: Издательство “Айрис-пресс”, 2011. – 128 с. 40-41 
  7. Муза Д.Е. Этика и эстетика: Учебное пособие (для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения). – Изд. 2-е, испр. и доп. – До­нецк: ДонНТУ, 2011. – 188 с.