Воспитатель МКДОУ № 2

«Красная шапочка»

(г. Карачаевск)

Аннотация. Воспитание в дошкольном возрасте направлено на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, достигнутых результатов. Основные задачи нравственного воспитания старших дошкольников содержат формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. У детей старшего дошкольного возраста формируются начала сложных чувств,

Ключевые слова. Воспитание, нравственное воспитание, дошкольник, деятельность, ценности, личность ребенка, личностная культура ребенка, нравственные чувства, положительные навыки, привычки поведения, нравственные представления,  мотивы поведения.

Annotation. Upbringing in preschool age is aimed at developing independence, cognitive and communicative activity, social confidence and value orientations that determine the behavior, activity and attitude of the child to the world. The structure of the educational process is the relationship of the main elements: goals and content, methods and means, achieved results. The main tasks of the moral education of older preschoolers contain the formation of moral feelings, positive skills and habits of behavior, moral ideas and motives of behavior in children. In older preschool children, the beginnings of complex feelings are formed,

Keywords. Education, moral education, preschooler, activities, values, personality of the child, personal culture of the child, moral feelings, positive skills, behavioral habits, moral ideas, motives of behavior.

Нравственное воспитание  детей старшего дошкольного возраста базируется  на общих закономерностях воспитательного процесса, а также на особенностях развития ребенка в период дошкольного детства.

Методологические основы процесса воспитания дошкольников определяют следующие положения и идеи:

  • ценность периода дошкольного детства и его существенное влияние для дальнейшего развития личности;
  • развитие личности ребенка как процесс социального наследования, активного присвоения элементарного социально – культурного опыта, отраженного в предметах культуры, знаниях, умениях, ценностях;
  • амплификация    развития ребенка как создание условий для разностороннего освоения культурного опыта и развития способностей;
  • определяющая   роль деятельности в воспитании. Воспитание дошкольника происходит в системе взаимосвязанных видов детской деятельности при ведущей роли игры;
  • развитие личности ребенка происходит            в условиях проявления

субъектной инициативности, субъектного опыта, становления субъектной позиции;

  • обусловленность воспитания дошкольников взаимодействием всех субъектов воспитательного процесса, детского сада и семьи, школы и других социальных институтов;
  • непрерывность воспитательного процесса, наличие общих направлений развития и воспитания ребенка на всех ступенях дошкольного возраста и сохранение содержательной преемственности в воспитании при переходе на ступень младшего школьного возраста [5].

Цель воспитания заключается в том, чтобы ввести маленького человека в мир культуры, способствовать разностороннему развитию его индивидуальных свойств и способностей, психическому и физическому здоровью, стимулировать и сохранять индивидуальность. Воспитание в дошкольном возрасте направлено на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру [5].

Воспитание ориентировано на целостную личность ребенка (ее активность, самостоятельность, гуманистическую направленность), вхождение его в современный мир, приобщение к культуре [5].

Задача воспитания заключается в становлении у детей базиса личностной культуры, развитии в дошкольном детстве основ культурного отношения к природе, рукотворному миру, обществу, к собственной жизни. (Это затрагивает как ценностные ориентации, так и средства познания, деятельности, общения.). Обеспечить базис личностной культуры — означает помочь ребенку в присвоении ценностей (красота, добро, истина), способов взаимодействия с людьми и проявлении эмоционально-оценочного отношения к миру.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, достигнутых результатов. Воспитательный процесс в детском саду активизирует механизмы саморазвития, самообучения, исследовательского поведения, инициативы и свободы самовыражения детей в разных видах деятельности и общении.

Воспитание детей старшего дошкольного возраста обладает собственными характерными чертами, обусловленными своеобразием развития психики дошкольников и возможностями освоения ими социокультурного опыта. Среди таких отличительных черт выделим определяющую роль взрослого в воспитании как транслятора ребенку культурного опыта; потребность постоянной опоры на чувства детей и наглядные примеры поведения, выполнения правил; непостоянность формируемых качеств и способов поведения, потребность в связи с этим постоянного упражнения и закрепления их ребенком в разных жизненных ситуациях; потребность педагогического сопровождения и поддержки ребенка в воспитании с учетом индивидуальности и темпа развития.

Основные задачи нравственного воспитания старших дошкольников содержат формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

Содержание нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста включает в себя следующие блоки:

  • воспитание гуманности как качества личности;
  • воспитание коллективизма;
  • формирование начал гражданственности и патриотизма;
  • формирование отношения к труду и трудолюбия [2].

Стержнем и признаком нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, конечно же, к самому себе. Исследования демонстрируют то, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

С раннего детства начинается формирование гуманного отношения к людям и природе. При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.

Следует отметить то, что воспитание гуманных чувств и отношений – процесс сложный и противоречивый.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности – одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.

Не стоит забывать о важном понятии в формировании нравственно- целевых ориентирах как «культура поведения».

Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

В содержании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста можно условно выделить следующие компоненты:

  • культура деятельности,
  • культура общения,

– культурно-гигиенические навыки и привычки [1].

Культура общения детей с взрослыми и сверстниками – составляющая основа культуры поведения.

Человек, как создание общественное регулярно взаимодействует с другими людьми. Ему нужны различные контакты: внутрисемейные, общественные, производственные. Каждое взаимодействие требует от человека умения придерживаться общепринятыми правилами поведения, обусловленными нормами морали. Взаимодействие детей дошкольного возраста, в первую очередь, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется взаимодействие со сверстниками, с педагогом и другими работниками дошкольного учреждения. Основная цель родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.

Уровень культуры общения ребенка с старшими и сверстниками – составная часть база культуры действия.

Какие наиболее значимые нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?

Вежливость – она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство предрасположенности. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как воспитанность. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Воспитанность детей обязана базироваться на доброжелательности, открытости, уважении к окружающим. Вежливость обретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Деликатность – сестра вежливости. Человек, наделенный данным качеством, не принесет неудобства окружающим, не даст повода чувствовать собственное превосходство своими поступками. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность – следует добиваться от детей, для того, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим выражались у них из благих побуждений.

Скромность – данная нравственная черта личности – коэффициент истиной воспитанности. Скромности сопутствует почтение и отзывчивость к людям и высокая требовательность к самому себе.

Общительность – в ее основе лежат компоненты доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные требования в выработке у детей культуры взаимоотношений. Дошкольник, испытывающий удовольствие от общения со сверстниками, с радостью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В данных проявлениях – истоки почтения к людям. Общительный дошкольник стремительнее обретает место в детском саду [1].

Воспитание культуры общения осуществляется в тесной взаимосвязи с формированием у детей навыков коллективизма. Создавая у детей стремление к общению, взрослые обязаны стимулировать даже самые незначительные попытки играть друг с другом.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен обладать способностью выражать к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Подобные формы общения проще усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, наблюдают за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

Культура деятельности – это бережный подход к вещам, игрушкам, книгам, природе, она является важным компонентом культуры поведения.

Культура труда и поведения – данные качества являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а далее продолжают развиваться и стремиться к совершенству. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые задания дома и в детском саду в обществе сверстников, дошкольник усваивает положительный опыт взаимоотношения с людьми, к труду, вещам.

Каждый вид детской деятельности формирует благоприятные возможности с целью реализации определенных задач воспитания, сопряженных с формированием культуры поведения дошкольников.

Дошкольник достаточно много знает об окружающем мире от родителей и из собственных наблюдений, одной из основных задач воспитателя является расширение и корректировка данных познаний, приводя их в систему, общепринятую в мире [3].

В этикетном поведении возвышена значимость нравственного аспекта, поэтому на него необходимо постоянно концентрировать внимание детей. Уважение личности ребенка, восприятие, дружелюбие и конфиденциальность формируют наилучшие условия для формирования культурного поведения. Обращаться к детям желательно по имени, их же приучать к обращению по имени и отчеству к старшим и педагогам. Испытывая положительные эмоции от общения с педагогом, дошкольники постоянно ждут встречи с ним, верят в правоту его слов. Нужный настрой создает выработанный общими усилиями порядок поведения в группе, на занятии, в котором основными правилами являются следующие: сопереживать, проявлять дружеское участие и терпение; доброжелательно воспринимать других; не отказываться от участия в играх и упражнениях; не стесняться своего незнания и неумения; не бояться ошибаться; не смеяться над другими. Стоит отметить то, что важно вводить в сознание ребёнка необходимость понимания своего места в мире, так как нет полного равноправия между отцом и сыном, старым и малым, педагогом и дошкольником.

Нравственные чувства, наряду с эстетическими и интеллектуальными, принадлежат к группе высших чувств. Чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Они имеют все шансы проявляться в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность          или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в взаимоотношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.).

У детей старшего дошкольного возраста формируются начала сложных чувств, например, чувство патриотизма. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, опеку, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются  искренностью,  непосредственностью, неустойчивостью. Воспитательная деятельность ориентирована на то, чтобы расширить мир чувств и эмоций детей, сделать их более устойчивыми, фундаментальными, осознанными.

Призывая детей поступать определенным образом, педагог разъясняет рациональность и правильность такого поведения. Разъяснение проводится на конкретных примерах, для лучшего усвоения. Это помогает дошкольникам постепенно осознавать единые моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Педагог беспокоиться о том, чтобы дети осознавали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается возникновение формальных знаний, когда дети обладают общими представлениями о том, как необходимо поступать, но не могут руководствоваться ими в повседневной жизни. У дошкольников формируются представления о явлениях социальной жизни, о труде взрослых, его социальной значимости, о патриотизме, о нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении к взрослым.

Сформированные нравственные представления служат базой формирования мотивов поведения, которые стимулируют детей к тем или иным поступкам. Отсутствие этических представлений препятствует детям контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.

Таким образом, можно сделать вывод, что особенности формирования нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста отражает модель, включающая совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих цель, задачи, психологические механизмы, педагогические условия и результаты исследуемого процесса.

Литература

  1. Бархатова, Л.С. Воспитание культуры поведения. // Дошкольное воспитание, №11. – 1989.- 12-13с. 
  2. Большой энциклопедический словарь /- М: Под ред Прохорова, А.М. Большая всероссийская энциклопедия, 1998 – 944с.  
  3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова. Под ред. А.М. Виноградовой. – 2-е изд., испр и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2011- 50с.
  4. Волобуева, Л., Авилова, Е. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А. Сикорского и В.М. Бехтерева / Л. Волобуева, Е. Авилова // Дошкольное воспитание. – 2007. – №3. – 88-91 с.
  5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для бакалавров по направлению 050100 “Педагогика” / Гогоберидзе, А. Г., Солнцева, О. В. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 464 с.