Карачаево- Черкесский государственный университет им. У.Д.

Дошкольное детство является очень важным периодом в  жизни человека. В этот период  продолжается формирование личности ребенка, развиваются положительные качества. Этот возраст является наиболее благоприятным для развития нравственных и духовных качеств человека.

Дошкольное и начальное образование – тот фундамент, на котором строится средняя и старшая школа, и от того, насколько этот фундамент крепкий  и качественный, зависит успешность дальнейшего обучения и развития ребенка.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения – посредник между детьми и миром взрослых.  Его труд несравним по своей значимости ни с каким другим трудом. Вся ответственность за развитие ребенка и целостность формирования личности возлагается на воспитателя детского сада. Эта работа требует максимума нравственности, духовности, гуманности, любви, культуры и интеллигентности. К.Д.Ушинский был убежден, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из  живого источника человеческой личности»[6].

Современные требования нацеливают дошкольное образование на решение новых задач, соответствующих целям  опережающего развития,  а для этого в дошкольном образовании нужен педагог, открытый ко всему новому, хорошо знающий свой работу, уважающий интересы и принимающий мнение детей. Эффективность работы воспитателя подтверждается тем, в  какой мере воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей детей, формирует творческую личность и готовит ее к познавательной активной деятельности.         

 Сейчас особое внимание уделяется развитию творческого потенциала воспитателя. Педагог – цельная личность. И личность эта должна быть творческой. На наш взгляд, только творческий человек может раскрыть творческий потенциал ребенка, только творческий педагог формирует творческую личность.  В связи с этим, проблема  профессионализма и креативности  воспитателей приобретает особое значение.

В работе с детьми раннего и дошкольного возраста лю­бовь, чуткость особенно необходимы, поскольку педагог заменяет воспитанникам мать в ее отсутствие, а следова­тельно, должен и вести себя по-матерински, не скупясь на внимание, доброе слово, ласку, теплоту, сердечность, на готовность прийти на помощь, оказать эмоциональную поддержку, т. е. на действенное проявление любви. «Лю­бите ребенка. Если хотите развить в себе Божий дар педаго­га, – любите ребенка!» – такую заповедь профессиональной деятельности предложил усвоить студентам, будущим педа­гогам, Ш.А.Амонашвили.

Высокая общая и профессиональная культура, интелли­гентность, моральная чистота, гражданская ответствен­ность   в наибольшей степени важны для современного пе­дагога. От него требуются эмоциональная устойчивость, наблюдательность, творческое воображение, требователь­ная доброта, душевная щедрость, справедливость, органи­зованность и многое другое. Одна из особенностей труда педагога, работающего  сдетьми первых лет жизни, состо­ит в большой нагрузке на его психофизиологический аппа­рат. Поэтому к профессионально значимым качествам вос­питателя дошкольного учреждения относятся работоспо­собность, выносливость, ловкость, уравновешенность.

В трудах ученых – классиков отечественной и зарубежной педагогики разработаны диалектические основы педагогического творчества (П.П. Блонский, А. Дистервег, Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.). Работы более позднего периода рассматривают особенности творчества педагога и ученика, представляют разнообразные способы их творческой активизации (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др.).

В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов [7].

Творчество         педагогическое –         выработка  и воплощение учителем в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений. Творчество педагогическое  характеризует наличие у педагога глубоких и всесторонних знаний и их критическую переработку и осмысление; умение перевести теоретические  и методические положения в педагогические действия;  способность к самосовершенствованию и самообразованию; разработку новых  методик, форм, приемов и средств  и их оригинальное сочетание; диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности; эффективное применение имеющегося опыта  в новых условиях; способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов, к формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт педагога; способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; умение видеть « веер вариантов»[2] .

Главными признаками творчества являются (М. Поташник)

•        Создание нового или существенное усовершенствование известного;

•        Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;

•        Взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.

Творческие способности – чувство нового, готовность к обоснованным  и научно корректным и проверенным инновациям, самостоятельностью, способностью к критической оценке и переоценке накопленного опыта в условиях быстрого развития наук, технологий, техники, общественных отношений и отказа  от всего действительно устаревшего[7].

А. С. Макаренко отмечал:  «Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость,  понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта».

Творчество обычно определяется как процесс, результатом которого  является создание новых материальных или духовных ценностей. Критерий новизны может иметь как объективное содержание (новое для данной области знаний), так и субъективное (новое для индивида-субъекта деятельности). Однако при любом понимании критерия новизны творчество представляет собой мышление в его высшей форме, выходящее за пределы решения возникшей задачи известными способами. Если творчество доминирует в процессе мышления, то оно проявляется как воображение (К.К.Платонов). Профессионализм        педагога находится в тесной связи с творчеством [1].      

Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций.          Выделяют несколько уровней инноваций:                        

– открытие, утверждающее идеи, способные преобразовывать педагогическую действительность;                                                                         

– изобретение, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий;                                                                           

– педагогическое  рационализаторство – усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения [4].

Вслед за Нечаевой  Т.А. отметим, что «педагогическое творчество- это одно из проявлений творчества вообще, и вместе с тем, оно характеризуется «высшей ступенью» профессиональной деятельности, которая направлена на совершенствование или создания новых форм, методов и  средств целостной педагогический деятельности» [3].

 Таким образом, к педагогу дошкольного образования предъявляются следующие требования:  педагогическая направленность, педагогический такт, эмпатия, педагогическая зоркость, культура педагогического общения, педагогическая рефлексия. Помимо перечисленных требований педагогу необходимы такие качества как: доброта, человечность, трудолюбие, справедливость, порядочность высокая нравственность, уравновешенность, эмоциональная культура. Личностные качества неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди них выделяют научную увлеченность, любовь к педагогическому труду, психологическая подготовка, педагогическое мастерство, владение  современными педагогическими  технологиями, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, рефлексия.

Таким образом, успехи и достижения детей напрямую зависят от личности воспитателя, его профессиональной подготовки и творческого потенциала.

Использованная литература:

 1.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб.пос. для вузов.-СПб.: Питер.2004.-300 c.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Пед. Словарь: Для студ. высш. и сред. учеб. зав.- М.: Изд. центр «Академия»,2000.-176с.

3.Нечаева Т.А. Креативность и творчество в педагогической деятельности.//Известия Южного Федерального  университета. Технические науки.2000.Т.15№ 1.-158с.

4.Педагогика: пед.теории ,системы,технологии:Учеб.пос. для студ.сред пед.учеб.зав./С.А. Смирнов, И. Б.Котова, Е.Н.Шиянов, Т.И. Бабаева  и др.; под ред. С.А.Смирнова.-М.:Изд.центр «Академия»  ,1998.-512с.

5.Столяренко А.М.Общая педагогика: Учеб.пос.для студ.вузов.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2006.-427 с.

6. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. – М., 1953. – Т. 1. – С. 266

7. Философский энцикл. словарь.-М.:1983.-670 с.