Эркенова Асият Владимировна Роль семьи в формировании нравственных качеств дошкольника

Карачаево- Черкесский государственный университет им. У.Д.Алиева

Нравственному воспитанию детей должно придаваться первостепенное значение. Детский возраст является решающим в нравственном становлении человека. Перед родителями, педагогами стоит ответственная задача-помочь молодому человеку сделать правильный выбор, направить его по правильному пути, разобраться в самом себе.  «Для того, чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того, чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать», – писал Л.Н.Толстой [2].

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами [3]. Нравственность – это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь [1]. Потребность в труде, в человеческом общении,  стыд, совесть, достоинство, чувство родства, забота о ближнем, снисхождение к слабому, отвращение к насилию – без этих исходных нравственных норм наше общество не сможет существовать и развиваться. Любое проявление человеческой жизнедеятельности должно «нанизываться на стержень» – моральную основу. Мораль – нравственность, совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к обществу и другим людям. К.Гельвеций писал: «Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей»[2].  «Наслаждайся и дари наслаждения, не причиняя зла ни себе, ни другим,- в этом заключается суть нравственности»,- писал Н.Шамфор[2]. Вспомним и слова И.Песталоцци: «Нравственность заключается в  совершенном умении и желании творить добро»[2].

Задачи нравственного воспитания личности дошкольника сложны и многообразны. Большая роль в решении этих задач отводится семье. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»,- писал В.А.Сухомлинский [2].

 Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Демографы фиксируют падение рождаемости, социологи отмечают рост асоциальных семей. Причинами, вызывающими ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями, являются сверхзанятость родителей, когда на ребенка и его воспитание просто не хватает времени; конфликтная ситуация в семье; пьянство родителей; случаи жестокого обращения с детьми; отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы; типичные ошибки родителей в воспитании детей; особенности подросткового возраста и др.

Большинством исследователей семья  рассматривается как среда, где происходит выработка и принятие ценностей молодым поколением. Родители оказывают влияние на формирование иерархии  ценностей у детей не только как эмоционально близкие люди, но и как представители мира взрослых.

А.Н.Елизаров делает вывод о том, что «в качестве ведущей деятельности семьи правомерно рассматривать деятельность по сохранению, развитию, преобразованию и передаче последующим поколениям определенных ценностей, которые на субъективном уровне выступают как ценностные ориентации семьи».

Исследователи вводят понятие «сходство семейных ценностей», которое трактуется как  социально-психологическое качество, отражающее совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы. Ценности семьи являются мощным интегрирующим фактором для общественной системы – как на уровне взаимодействия супругов друг с другом, так и на уровне взаимодействия родителей с детьми. Основой основ нравственного формирования личности ребенка является ценностная ориентация.  Нравственные представления человека, складывавшиеся на протяжении веков, нашли отражение в таких категориях, как добро, справедливость, совесть, долг, смысл жизни, счастье, любовь. Они закреплены в моральных нормах и принципах, регулирующих отношения людей.

К нравственным ценностям относят комплекс социально-этических качеств, составляющих представление о личности совершенного человека. В народной педагогике это- ум, доброта, трудолюбие, у античных философов – истина, добро, красота, в христианстве – вера, надежда, любовь, в мусульманстве – терпимость, уважение к старшим, женщине, честь, совесть, достоинство.

Нравственные качества характеризуются безусловной ориентированностью их носителей на то, что считается добром, и на реализацию его в опыте. Нравственные ценности, выражающиеся через деятельную совокупность добродетелей, выступают в качестве важного компонента нравственного сознания и опыта личности на протяжении всей человеческой истории. Играя важную социокультурную роль, они служат фактором регуляции поведения людей, объединяющим их в повседневной жизни и поддерживающим устойчивое существования общества. Моральные качества составляют основу характера личности, определяют нравственное сознание и диктуют правила поведения индивида в обществе. Понятие нравственных ценностей связано с моралью как особым аспектом практически-духовного и оценочного освоения действительности, мира. Под моралью обычно понимается особая культурно-нормативная форма регуляции человеческих отношений; способ регулирования поведения индивида, реализуемый через выработку духовных ценностей – понятий добра, долга, справедливости, совести, чести, достоинства,- через стремление к достижению целей, составляющих смысл человеческого существования.

Ядром системы нравственных ценностей, ее ключевым элементом являются нравственные нормы, синтезирующие духовную и практическую сторону морали, воплощающие моральный опыт поколений, усвоение которого служит показателем уровня индивидуальной культуры, воспитанности индивида.

В основе ценностных ориентаций личности лежат осознанные нравственные ценности, которые в условиях определенного педагогического воздействия и взаимодействия могут становиться ценностными ориентациями молодежи. Педагогический аспект проблемы состоит в том, чтобы объективные ценности преобразовать в сознании детей в субъективно значимые, сделать их его устойчивыми жизненными ориентирами.

Литература:

1.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб.заведений.- М.: Изд.центр «Академия»,2000.-176с.

2.Назаров В.И., Сидоров Г.П. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах.-М.: Изд.полит.литер.,1990.-604с.

3.ОжеговС.И. Словарь русскогоязыка/Под ред. Н.Ю. Шведовой.-23изд.испр.-М.:1991.-917с.

Добавить комментарий