КЧГУ, Карачаевск

 Напевы народных песен отличаются ладовым разнообразием. Архаичные малообъемные песенные напевы – олиготоники – обычно ограничены узким объемом (терции, кварты, квинты) и имеют различную внутриладовую организацию. Простейшие  напевы построены на повторности двух звуков на расстоянии кварты (интонациях зова), либо терции («Щедровальная песня»). Такие лады, как правило, имеют один устой, реже –  два. В подобных напевах опорность определяется не ладовым фактором, а стихотворной акцентностью.

К раннетрадиционным ангемитоновым звукорядам, распространенным в казачьих народных песнях, относится тетрахорд в амбитусах квинты – сексты. Эти звукоряды могут рассматриваться как незаполненные пентахорды и гексахорды («Щедровочка»). Напевы с малообъемными ладами чаще всего встречаются в закличках, календарных и детских песнях.

Среди раннетрадиционных гемитоновых (диатонических) ладов встречаются тетрахорды с различным интервальным расположением и внутриладовой организацией. В их числе:

  1. тетрахорд в кварте, представляющий четырёхступенный звукоряд, заполненный изнутри;
  2. тетрахорд в сексте (еще называемый трихорд с субквартой или терцовый лад с субквартой), образованный из сцепления двух первичных звеньев – терцовых и квартовых.

Большая же часть диатонических ладов в казачьих песнях являются ладами широкого диапазона. Образуются они соединением, сцеплением или перекрещиванием первичных (малообъемных) звеньев. Встречаются лады как в неполном, так и в полном виде. К наиболее распространенным разновидностям ладов широкого диапазона относится ионийский (натуральный) гексахорд («Да заря, моя»), образованный перекрещиванием нескольких звеньев меньшего диапазона.

Широкообъемные лады образуются и путем одностороннего, реже двустороннего, опевания малообъемных ладов. Например, в песне «Золотые трубы» одностороннее опевание пентахорда привело к образованию гексахордового звукоряда.

Многие казачьи песни позднего формирования имеют амбитус шире одной октавы, а порой доходят до полутора и более октав.

Песни верхнекубанских казаков однотональны, но огромное количество образцов имеет более сложную ладовую организацию –  с мобильными звукорядами и различной вариантностью. При переходе в новую попевку они осуществляют внутриладовую переориентацию (с иным звукорядом и ладовым наклонением).

Встречается ладовая переменность разных видов. Наиболее типичная и часто встречающаяся переменность ладовых опор происходит без изменения звукорядной основы. При этом возможны следующие варианты ладовых перемен:

– из мажора в нисходящем направлении: на м. 3 (в VI натуральную ступень); м. 3 (в VI ступень гармонического минора); ч. 4 (в V мажорную и минорную ступени);  ч. 5 (в IV мажорную ступень);

– из минора в нисходящем направлении на б. 3 (в VI  мажорную ступень).

Реже встречается ладовая переменность с альтерированными ступенями: ионийско-миксолидийская, эолийско-фригийская («Из-за горы»). Альтерация в таких ладах происходит лишь в верхнем регистре диапазона, в нижнем же диапазоне используется натуральный лад.

Звукорядная система казачьих народных песен основана на ладовой опорности  – звуках, организующих высотное и временное развертывание песенного напева. Ладовые опоры в песенных напевах фиксируются с определенной периодичностью –  через каждые четыре либо шесть восьмых долей времени, наиболее часты «пульсации» через четыре восьмые доли времени.    

Типично равномерное появление одной ладовой опоры. Например, в песне «Щедровальная» имеется ритмическая акцентность на ноте ми через каждые четыре восьмые ноты. Возможна равномерная ритмичность с двумя опорами через шесть долей («На горе стоял колодец»). В казачьих песнях встречается и неравномерная ладовая опорность, при которой происходит произвольное чередование временного интервала. При подобной ритмичности  с неравномерной сегментацией, используются два опорных тона.

Итак, рассмотренные нами характерные ладовые признаки песен верхнекубанских казаков дают возможность говорить об их интонационно-мелодическом богатстве и самобытности.

Песенно-музыкальное исполнительство верхнекубанских казаков представлено как монодическим, так и многоголосным пением. Выбор того или иного типа музыкального интонирования обусловлен жанровой принадлежностью исполняемого произведения.

Монодический тип, предполагающий сольное и унисонное пение, является универсальным, так как составляет основу многих приуроченных и неприуроченных песенных жанров: трудовых припевок, песен детского репертуара, колыбельных песен, обрядовых и необрядовых причитаний, некоторых исторических песен, баллад и др. 

Одним из древнейших видов многоголосия, встречающимся в народных песнях казаков, является гетерофония  –   коллективное пение с кратковременным отклонением голосов от унисона.

Большая же часть песен исполняется двухголосно. Такой тип изложения нередко представлен бурдоном – пением, при котором один из голосов является выдержанным звуком, второй исполняет основную мелодию либо представляет собой речитацию на одном или нескольких звуках («Из-за горы»).

Однако в основе народного многоголосия верхнекубанских казаков преимущественно лежит функциональное двух- , трех- и  четырехголосие.   

Как отмечалось выше, традиционно казачьи песни начинаются партией солиста-запевалы, которая звучит в пределах одной или двух фраз. Далее к сольному звучанию присоединяется коллективное многоголосие. На протяжении всей песни голоса либо разветвляются на подголоски, либо объединяются в унисон. Ведущий голос в основном бывает нижним, реже верхним. Он более статичен, менее мелодически развит по сравнению с подголоском. Но четкую функциональную дифференциацию проследить в песне невозможно.  

Подголоски являются мелодическими вариантами основного напева в одном из голосов, и в мелодическом отношении интереснее ведущего голоса. Подголоски могут быть тождественными (эквиритмичными) или варьированным повторением основного напева, реже они ведут самостоятельную мелодию.

Преобладает в казачьих песнях движение подголосков параллельными терциями («Возволновалось сине море») и квинтами («Ой, свет, моя масленица»). В каденционных окончаниях часты движения параллельными октавами («Дують витры», «Дрибный дождик»):

Описание: Дрибный дождичек - каз

 Появление параллельных октав возможно и в средних разделах песенных напевов.

Встречаются и другие интервалы, образованные однонаправленными и противоположными движениями подголосков. Это, как правило, консонирующие интервалы – октавы, терции, квинты и сексты:

Нередки в песнях диссонансные, секундовые, квартовые и септимовые сочетания. В лирических песнях широкого диапазона возможны ходы на интервалы шире октавы –  в амбитусе децимы, ундецимы и др.

Трехголосие и четырехголосие встречается эпизодично и кратковременно, одним – тремя повторяющимися аккордами, преимущественно в однородной фактуре.