Н.Х. Кенчешаова ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

МКДОУ «Детский сад «Дубок» а. Кош-Хабль

Актуальность и востребованность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяются потребностями системы отечественного дошкольного образования.

 Рассмотрим используемые в ДОУ технологии формирования безопасного поведения.

К таким технологиям, прежде всего, относятся организационно-педагогические технологии. Раскроем их сущность.

Навык безопасного поведения представляет собой упроченное, автоматизированное, доведенное до совершенства выполнение действия, обеспечивающего человеку предотвращение опасности, минимизацию рисков. Формирование навыков подчиняется ряду закономерностей:

– целенаправленность обучения предполагает необходимость сосредоточения усилий на формировании определенного конкретного навыка в рамках одного занятия;

– внутренняя мотивация обеспечивается пониманием учащимся необходимости данного навыка в обеспечении его безопасности;

– внешняя инструкция выполнения действия с описанием условий успешности и ошибок реализации;

 – понимание учащимся ориентировочной основы действия (почему нужно делать именно так, а не иначе);

– правильное распределение упражнений во времени – для за- крепления навыка необходимо повторять действие многократно в течение нескольких дней (в зависимости от сложности);

– включение тренируемого умения в значимую для учащегося деятельность – при научение протекает эффективнее, а закрепление идет успешнее;

– влияние ранее усвоенных знаний и навыков, которые лежат в основе тренируемого умения, могут облегчать формирование навыка, но могут наоборот приводить к смещению, деформации выполнения нового умения.

Научение ребенка безопасному поведению – это процесс и результат приобретения им индивидуального опыта, который выражается в стабильном изменении поведения, обеспечивающего безопасную жизнедеятельность.

Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и младших школьников во многом опирается на формирование и закрепление ассоциативных связей между потенциальной опасностью и навыками безопасного поведения. 

Э. Торндайк (амер. психолог-бихевиорист) описал основные законы научения:

· закон готовности – научение зависит от готовности учащегося (имеется в виду уровень развития, мотивация, предшествующее научение и т.д.);

· закон доминирования элементов – реакция более вероятна в ответ на наиболее заметные, доминирующие элементы стимульной ситуации;

· закон реакции по аналогии – появление реакций зависит от проявления сходства между двумя стимульными ситуациями;

· закон упражнения (закон приучения и отучения) – чем чаще действие или реакция используется в данной ситуации, тем сильнее ассоциативная связь между действием и ситуацией.

Целенаправленное изменение поведения Б.Ф. Скинер называет модификацией поведения. Для этой цели он предлагает использовать следующие методы:

· Подкрепление безопасных навыков поведения (похвала, награда, эмоциональная поддержка).

· Изживание (торможение) навыков поведения, связанных с риском и обеспечивающих безопасности жизнедеятельности – предполагает своевременной контроль действий учащегося со стороны педагога.

· Наказание за неверные действия (не эффективно в обучении).

Формирование навыков безопасного поведения во многом зависит от степени доверия образцу, за которым наблюдает ребенок и обычно проходит три основных стадии:

· наблюдение – ребенок внимательно отслеживает элементы выполнения действия;

· имитация – учащийся пробует повторить наблюдаемое действие;

· идентификация – учащийся полностью присваивает себе модель поведения или действия.

Эффективное руководство формированием навыков безопасного поведения обеспечивается соблюдением правил, разработанных в рамках педагогической психологии: организационно-управленческих и психолого-педагогических.

Организационно-управленческие правила

 1. Ясно определить правила, которым необходимо следовать и санкции при отступлении от них.

2. Самоорганизация, самодисциплина педагога, владение собой, своим состоянием, поведением (демонстрировать навыки безопасного поведения в деятельности).

3. Подкреплять или хвалить желаемое поведение, которое является важным для развития социальных и познавательных навыков. Быть последовательным в использовании похвал и санкций.

4. Награждать каждое улучшение, а не только конечный результат деятельности.

5. Демонстрировать учащимся возможные последствия «правильных» и «неправильных» действий.

Психолого-педагогические правила

1. Содержание учебного материала должно способствовать поддержанию любопытства у учащегося, соответствовать его возрастным интересам, а также уровню его наличных знаний и уровню развития ребенка (интеллектуальному, моральному, физическому).

2. Организация учебной деятельности предполагает использование приемов и методов, активизирующих ребенка на деятельность, а не вызывающих смущение и скованность, а также скуку и отторжение материала.

 3. Коллективные формы учебной деятельности (соревнование, сотрудничество), как правило, предполагают сравнение, обсуждение, стремление к достижению наилучших результатов. Однако если учащийся эффективнее работает индивидуально, то не следует требовать от него включения в общую работу.

4. Оценка учебной деятельности позволяет учащемуся сориентироваться в правильности выполнения формируемых умений и стимулирует к совершенствованию навыка

Индивидуальный опыт безопасного поведения человека формируется через его приобщение к общественно-историческому опыту, усвоение и присвоение этого опыта. Такое усвоение осуществляется через ряд этапов (по С.Л. Рубинштейну):

1. ознакомление (связано с узнаванием знакомого);

2. осмысление (характеризуется присвоением – «это мое знание, умение»);

3. запоминание (связано с переосмыслением); 4. применение на практике (это не только результат, но и способ усвоения).

В зависимости от завершенности или незавершенности этого процесса, можно выделить различные уровни знаний о правилах безопасного поведения.

Низкий уровень – характеризуется отсутствием ярко выраженных знаний о безопасности жизнедеятельности. Имеет место безразличное отношение к овладению знаниями о безопасности жизнедеятельности в учебно-воспитательном процессе.

Средний уровень – учебно-воспитательный процесс занимает второе-третье место в жизни школьников. Учащиеся воспринимают необходимость знаний о безопасном поведении, но не осознают ее социальной значимости. Получают знания только под контролем взрослых.

Высокий уровень – знания о безопасности жизнедеятельности воспринимается на уровне убеждения. Получение знаний у учащихся занимает ведущее место. Они осознанно проявляют себя в повседневной деятельности.

Обобщая выше изложенное, можно сказать, что организационно- педагогические технологии сосредоточены на технологических и процессуальных особенностях учебного процесса, и позволяют максимально эффективно организовать деятельность по формированию навыков безопасного поведения.

Актуальны в условиях ДОУ игровые технологии.

Игровые технологии – это совокупность технологий, в которых педагогическое воздействие оказывается посредством использования игры. Не смотря на то, что игровая деятельность теряет свое ведущее значение в школьном возрасте, игровые технологии одинаково эффективны как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. Игра оказывает сильное развивающее воздействие не только на детей, но даже и на взрослых.

Игра-драматизация способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Структуру детской игры составляют: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов – замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими.

Выполняемая в игре роль имеет центрально значение для обучающегося. В роли заключен развивающий потенциал. Роль позволяет проиграть, сформировать и откорректировать произвольное поведение ребенка, дает возможность безопасно смоделировать нужное поведение, опробовать разные позиции и отношения.

Арт-технология в узком смысле слова – технология педагогического воздействия, основанная на изобразительном искусстве.

В широком понимании арт-технология включает в себя различные технологии, воздействующую на развитие личности посредством искусства: валеологическая сказка, танец, музыка, психодрама и др.

Развитие личности в искусстве осуществляется через раскрытие неосознанного потенциала, скрытых намерений. Арт-технологии позволяют через искусство смоделировать различные ситуации и их последствия, выразить эти ситуации через разные позиции.

Валеологическая сказка – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития креативных способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращаются и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Сказка запускает размышления о происходящем, расширяет мировоззрение ребенка. Для формирования безопасного поведения сказка должна содержать примеры, как герой проходит разные испытания, правильно решает встающие перед ним задачи и проблемы, и таким образом достигает успеха.

Основные направления в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста:

· валеологическое просвещение школьников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах безопасного поведения; 23

· ознакомление с характеристиками опасных и вредных факто- ров и экстремальных ситуаций: формирование знаний и умений по защите здоровья от последствий этих ситуаций;

· с помощью валеологической сказки, через игры-драматизации, ролевые игры, вечера загадок и волшебных превращений, воспитывать у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек способствующих укреплению здоровья;

· формирование представления младшего школьника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охране здоровья;

· через увлекательные занятия и дидактические игры, познакомить детей младшего школьного возраста со строением человеческого тела, функциями различных органов;

· используя различные формы и методы обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей своеобразия местных и бытовых условий, формировать у них адекватное поведение в различных жизненных ситуациях, безопасность жизни;

· в увлекательной, доступной для детского восприятия форме научить здоровому образу жизни и правильному питанию, познакомить детей с тем, какую пользу или вред приносят те или иные продукты;

· профилактика и коррекция здоровья детей в игровой форме, улучшение эмоционально-психического состояния младших школьников;

В рамках игровых технологий выделились несколько направлений деятельности, по каждому из которых поставлены отдельные задачи в зависимости от содержания работы.

1. «Я!». Расширять знания ребенка о себе, своем имени, фамилии, возрасте, наследственных особенностях организма, телосложении, походке, реакции на некоторые продукты питания; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны уши, глаза, как мы двигаемся, дышим, общаемся с другими людьми, представлять в общих чертах развитие человека; младенец, дошкольник, школьник, мама (папа), бабушка (дедушка), различать половую принадлежность по внешнему облику (черты лица, особенности тело- сложения) Бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования. Тренироваться, заниматься гимнастикой и физическими упражнениями.

2. «Физкульт – ура!». Познакомить с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев показать способы заботы о своем здоровье, организме. Беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости планировать свое время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых Погодных условиях, приеме пищи, сне с открытой форточкой. Осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.

3. «Внимание!». На улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить около домов во время таяния снега (могут сорваться сосульки, пласты снега); нельзя дразнить животных, нужно остерегаться бездомны собак и кошек. Не есть незнакомые ягоды, лезть в водоемы. Учить ребенка предвидеть последствия своих действий на основе разных ситуаций (если ты потерялся в парке, встретился с незнакомым человеком).

 4. «Опасность!». Беседовать о правилах личной безопасности в быту и в разных жизненных ситуациях. Знать, что если загорелась квартира, нужно немедленно покинуть помещение и позвать на помощь, а не прятаться; нельзя играть со спичками и огнем, трогать газовые краны у плиты, включать электроприборы. Знать телефон пожарной охраны – 01.

5. «Мой-до-дыр!». Формировать систему представлений о культуре быта человека; познакомить с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом. Выполнять гигиенические процедуры, самостоятельно следить за чистотой тела. Следить, за чистотой и опрятностью одежды, владеть приемами чистки. Быстро одеваться, раздеваться, соблюдать порядок. Выполнять поручения взрослых и действовать по собственной инициативе: пылесосить, вытирать пыль, игрушки, сушить одежду и обувь, садиться за стол при- чесанным, в опрятном виде, с чистыми руками. Не мешать сверстникам за столом, убирать свое место после еды.

В целом, характерная особенностью игровых технологий является двуплановость. С одной стороны, обучающийся выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач. С другой стороны, игровая деятельность носит условный, нереальный, символический характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Современный образовательный процесс не может обойтись без информационно-коммуникативных технологий.

Внедрение новых информационных компьютерных технологий меняет традиционный взгляд на образование, помогает преодолеть противоречие между активным использованием различных педагогических технологий и недостаточным ростом эффективности обучения. Информационные технологии направлены на интенсификацию образования, реализацию идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации учебного процесса.

Современные информационные технологии трансформируют мировосприятие в сторону многомерной, многовариантной, полиментальной виртуальности. При этом меняются методы, способы учебы, содержание обучения, характер взаимодействия между людьми, роль субъектов образования. Виртуальный мир характеризуется рядом технологических особенностей:

· виртуальный мир представляет мир реальный, позволяет имитировать происходящее в социальной реальности, отрабатывать навыки, получать знания и опыт с минимальным риском;

· виртуальное взаимодействие связано с ощущением полной безопасности, что позволяет снять психологическое напряжение и обеспечивает максимальную активность учащихся;

· возможность стать анонимным участником взаимодействия или предстать под вымышленным именем стимулирует ролевое экспериментирование, способствует лучшему самопознанию и раскрытию учащихся.

Доступность обращения, широкие возможности компьютера, качественный подбор программного обеспечения по теме позволяет использовать персональный компьютер на занятиях, активизируя образовательный процесс, помогая учащимся развивать свои умения и навыки. В работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста используются преимущественно обучающие компьютерные игры, учебные видеосюжете и демонстрационные презентации.

В настоящее время существует множество компьютерных игр, учебных видеосюжетов, развивающее воздействие которых можно рассмотреть на примере представленных ниже программ.

1.Программа по формированию основ безопасности посредством информационно-коммуникационных технологий «Азбука безопасности» предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

В рамках системного подхода данная программа включает в себя занятия, игры, сценарии мероприятий с детьми и родителями с включением презентаций, обучающих компьютерных игр, учебных фильмов. Образовательная работа в процессе всех игровых упражнений производится с опорой на зрительный и слуховой контроль. Их визуализация происходит на экране при помощи мультимедийного проектора и документ-камеры в виде слайдов, мультипликационных образов, знаков и символов, объединённых в компьютерную презентацию, игру, фильм. Различные формы изложения электронного учебного материала позволяют учитывать индивидуально- психологические характеристики личности ребёнка, что, в свою очередь, способствует лучшему восприятию, интенсификации процесса обучения и повышению качества образования с опорой на зону ближайшего развития.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе по формированию основ безопасного поведения у дошкольников – это путь к совершенствованию всего педагогического процесса, повышению образованности ребенка, помощь в диагностике развития, развитии детской инициативы и любознательности, расширение возможностей создания элементов развивающей среды, расширения возможности реализации индивидуально- дифференцированного подхода к ребенку и создания положительного эмоционального фона.

2. Дополнительная образовательная программа «Азбука безопасности» по формированию сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, и, в конечном счете, для воспитания личности безопасного типа – личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни человека, осознающей их важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом  разумно сочетать личные интересы с интересами общества предназначена для младших школьников

Актуальность программы состоит в обязательных минимумах содержания общего образования и федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. В процессе обучения по данной программе дети приобретают знания, умения и навыки по поведению в быту, на улицах и дорогах, в природе; на занятиях рассматриваются необходимые меры по безопасности в обращении с животными и во многих других ситуациях.

Цели:

• освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

• развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

• воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

• овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.

Задачи, поставленные в программе:

• формировать навыки безопасного поведения;

• ознакомить с опасностями, угрожающими человеку в современной жизни;

• изучить методы и приемы защиты от опасностей;

• изучить основы медицинских знаний;

• обучить практическим навыкам оказания само- и взаимопомощи в экстремальных ситуациях;

• изучить основы здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование;

• расширить кругозор;

• развить воображение детей;

• стимулировать развитие самостоятельности и ответственности у детей.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:  

• использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

• выделение характерных причинно-следственных связей;

• творческое решение учебных и практических задач;

• сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

• соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

• использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

В процессе обучения активно используются различные формы проведения групповых занятий: игровые задания, тесты, викторины, которые вызывают у детей желание развивать творческую деятельность в усвоении пройденных тем.

Способами определения результативности являются разнообразные виды и формы проверки знаний, умений и навыков. Это кроссворды, тесты, тренинги, интеллектуальные и дидактические игры, викторины, ситуативные задачи. Формами подведения итогов дополнительной образовательной программы являются проверочные тестовые задания, викторины, участие в конкурсах и соревнованиях, а также контрольные занятия и мониторинг учебной деятельности.

Список использованной литературы

  1. АвдееваН.Н. Безопасность : учеб. пособ. по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева [и др.]. – СПб.: Детство-Пресс, 2007.
  2. Белая К. Ю.Как обеспечить безопасность дошкольников / К. Ю. Белая. – М.: Просвещение, 2001.
  3. БелаяК. Ю.Твоя безопасность: как себя вести дома и на улице (для среднего дошкольного возраста) / К. Ю. Белая [и др.]. – М.: Просвещение, 2001.

Добавить комментарий