Чиркова Людмила Антоновна Формирование коммуникативных и учебных умений младших школьников при организации групповой работы на уроках русского языка

МБОУ «СШ № 6 имени Д.Т. Узденова»

Учебная деятельность занимает в жизни человека особое место, поскольку именно в ней формируются жизненно необходимые умения.

Современный школьник должен быть сегодня, как никогда ранее, готов к самостоятельному творческому приобретению знаний. Поэтому важнейшей задачей современного обучения по-прежнему остается задача заинтересованности учащихся в эффективном, самостоятельном процессе учения.

Требования новых образовательных стандартов ставят задачи не только изучения основ школьных предметов, но и расширения, развития познавательных ресурсов школьников, их максимального использования при овладении учебными дисциплинами. Поэтому цель учителя – научить каждого ребенка учиться, другими словами – сформировать ключевую компетенцию – «умение учиться».

Умение учиться означает свободную ориентировку в любой научной информации, умение не только применять знания на практике, но и самостоятельно добывать их. Овладение же учебной деятельностью невозможно без овладения учебными умениями.

Актуальность проблемы формирования учебных умений обусловлена рядом обстоятельств: во-первых, возможностью обеспечивать универсальность образования в силу своей интегративной природы. Во-вторых, высокий уровень сформированности учебных умений позволяет ученику не просто воспроизводить полученные ЗУН в искусственно созданных условиях учебного процесса, а использовать их творчески, в незнакомой ситуации, в реальной действительности.

Формирование учебных умений, согласно требованиям ФГОС, должен проходить в условиях диалогового обучения, активности и самостоятельности учащихся. Поэтому успех обучения во многом определяется умением учащихся общаться.

Это, в свою очередь, предполагает наличие у младшего школьника целого ряда коммуникативных умений.

При этом коммуникация рассматривается не узко прагматически как обмен информацией, например учебной, а в своем полноценном значении. Другими словами, она рассматривается как смысловой аспект общенияисоциального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.

Таким образом, коммуникативные умения являются необходимым условием развития учебных умений.

Для создания благоприятных условий в целях развития учебных и коммуникативных умений младших школьников требуется организация совместной деятельности учащихся, которая создаст условия для развития их учебных и коммуникативных умений. Как показывает анализ литературных источников по исследуемому вопросу, изучение педагогического опыта, многие учителя отмечают эффективность групповой работы для развития названных умений.

Работа в группе может занимать определенное время на уроке, а может занимать урок полностью. Это зависит от конкретной темы урока, умения учащихся работать в группе, степени их самостоятельности при освоении учебного материала, обоснований учителя об эффективности групповой работы на отрезке урока (или в течение всего урока).

Групповую работу можно осуществлять как на этапе закрепления, так и на этапе изучения новых знаний. Но, так как работе в группе необходимо учить, то лучше, по нашему мнению, начинать групповую работу на этапе закрепления. Когда учащиеся научатся правильно работать в коллективе, можно переходить к самостоятельному групповому изучению нового учебного материала. Долю самостоятельности при «добывании» знаний надо также увеличивать постепенно, используя различные виды групповой работы. Поэтому одним из важнейших вопросов организации групповой работы на уроке  является соотнесение уровня самостоятельности учащихся с возрастом учащихся. Так, в первом классе школьники не могут освоить весь новый материал самостоятельно. Поэтому групповая работа (обычно работа в парах) им чаще предлагается при закреплении нового материала. В проведенном  исследовании мы предлагаем самостоятельную парную работу первоклассников при освоении ими нового материала. Такая организация учебного процесса, на наш взгляд, мобилизует внимание первоклассников на изучаемом, подготавливает учащихся к усвоению нового. Как показывают наши наблюдения, часто учащиеся высказывали правильные предположения, которые затем обобщались, систематизировались учителем, подтверждались и закреплялись чтением правила из учебника, выполнением упражнений.

Степень самостоятельности, интеллектуальные возможности учащихся повышаются от класса к классу. Поэтому во втором, третьем классе при изучении нового материала мы предлагаем самими учащимся дать формулировку изучаемому правилу или лингвистическому понятию, предоставляя им большую долю самостоятельности в процессе групповой работы. При этом учащиеся высказывают не догадку, а обосновывают свои выводы.

В четвертом классе мы предлагаем проводить уроки с опорой на более высокий уровень самостоятельности учащихся. При поиске решения проблемы школьники сами подбирают необходимый языковой материал, пользуются справочной литературой.

Во время работы групп учителю необходимо следить, насколько продуктивно организуется совместная работа, помогать некоторым учащимся включиться в общение, оказывать необходимую помощь в решении проблемы. На подготовку выступления разным группам требуется разное время. Если не все группы подготовились одновременно, то выделяется для них дополнительное время.

Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для школьников, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение.

Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если учителем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология обсуждения их в коллективе. Именно сам процесс обсуждения учебных заданий, проблем, научных фактов в ученическом коллективе воспринимается так, как будто бы взрослые советуются с учащимися, спрашивают об отношении к происходящему и прислушиваются к их мнению. Подобная ситуация помогает учащимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно. Наиболее эффективны уроки на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности.

Важно, при организации групповой деятельности, правильно отобрать темы для самостоятельного изучения. Они не должны быть слишком сложными, непосильными для усвоения младшими школьниками, однако и слишком легкими тоже не должны быть. Ниже мы приводим перечень тем для самостоятельной групповой работы на этапе изучения нового материала по классам.

I класс

1.Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

2.Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

3.Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делают?

4.Заглавная буква в словах.

II класс

1.Типы текстов.

2.Имя существительное.

3.Заглавная буква в словах.

4.Глагол.

5.Имя прилагательное.

7.Родственные (однокоренные) слова.

III класс

1.Окончание.

2.Приставки и суффиксы.

3.Предлог и приставка.

4.Род имен существительных.

5.Изменение имен существительных по числам.

6.Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

7.Изменение имен прилагательных по родам.

8.Изменение имен прилагательных по числам.

9.Изменение глаголов по числам.

10.Изменение глаголов по числам.

IVкласс

1.Три склонения имен существительных.

2.Ударные и безударные окончания имен существительных.

3.Правописание безударных окончаний имен существительных в Родительном  падеже. – И подобные темы.

4.Родительный падеж имен существительных во множественном числе. – И подобные темы.

5.Именительный и Винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. – И подобные темы.

6.Винительный и Творительный падежи имен прилагательных женского рода. – И подобные темы.

Групповая работа на этапе закрепления может проводиться при изучении любой темы.

В перечень тем для групповой работы не вошли темы по фонетике, некоторые темы по морфологии (например, «Неопределенная форма глагола», «Спряжение глагола», «Склонение имен существительных»), содержащие лингвистические понятия, самостоятельное усвоение которых учащимися, на наш взгляд, будет затруднено.

Содержательный аспект групповой работы учащихся на уроке связан с предъявлением заданий для выполнения каждой группе. Уровень сложности предлагаемых заданий для парной и групповой работы усложняется от класса к классу. Приведем пример карточек с заданиями.

Рассмотрим, например, как происходит исследовательская деятельность учащихся при изучении в 4-ом классе темы «Изменение глаголов прошедшего времени по временам». Учитель предлагает задание по следующим карточкам (они одинаковы для всех учащихся).

Карточка

Главный вопрос: Как изменяются глаголы прошедшего времени? Прочитай приведенные столбики слов, перепиши их в тетрадь. Он  читал       пел Она читала    пела Оно читало    пело Выдели окончание. Сравни глаголы. Ответь на главный вопрос, обращая внимание на личные местоимения, окончания глаголов: Глаголы прошедшего времени изменяются по …

Класс разбивается на группы для выполнения задания. Отличием от групповой работы в третьем классе является то, что одинаковые карточки получают все учащиеся и выполняют задание самостоятельно. Результаты самостоятельной исследовательской деятельности обсуждаются вначале в группе, затем в классе (между группами). Вместо карточек учитель может предложить то же задание на экране, используя компьютер.

Групповую и парную формы работы по карточкам мы также проводим и при закреплении изученного материала.

Использование предложенного в исследовании дидактического материала осуществляется на отдельных отрезках урока и не заменяет работы с учебником, которая должна иметь место на каждом уроке русского языка.

Для оценки эффективности групповой работы при развитии учебных и коммуникативных умений было проведено экспериментальное исследование. В качестве критериев выступили:

  • эмоциональное состояние учащихся на уроке;
  • степень восприятия учащимися новой организации учебной деятельности;
  • освоение учащимися учебного материала;
  • формирование коммуникативных и учебных умений.

В результате работы мы пришли к выводу, что использование в обучении групповой формы:

– формирует у учащихся умение высказывать свои мысли, ставить вопросы к тексту;

– развивает мыслительную деятельность учащихся;

– способствует применению на практике полученных знаний;

– учит предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему.

Групповая форма работы способствует:

– активизации деятельности учащихся на уроках;

– развитию познавательной деятельности;

– лучшему запоминанию изученного материала;

– развитию коммуникативных действий (умению слышать, слушать и понимать партнёра, согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, оказывать поддержку друг другу).

Таким образом, данные эксперимента указывают на эффективность применения групповой работы на уроках русского языка для развития коммуникативных и учебных умений младших школьников.

Литература:

  1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983. – 80 с.
  3. Носова И.В. Особенности работы в малых группах// Начальная школа. – 2004.- №6 –С. 69.

Добавить комментарий