Карачаево-Черкесский госуниверситет

имени У.Д.Алиева

В настоящее время особенно остро стоит вопрос о воспитании личности новой формации – личности неординарной, творчески мыслящей, свободно ориентирующейся в реалиях современного мира. В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Теорию эстетического воспитания успешно развивали в своих трудах такие выдающиеся корифеи эстетики, как Ю.Б. Борев, М.С. Коган и другие, а также российские педагоги, психологи, искусствоведы: В.В. Ванслов, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский и другие. Одной из главных задач современной школы является воспитание высококультурных, духовно богатых, творческих личностей, обладающих чувством прекрасного, проникнутых любовью к Родине и к национальной художественной культуре. Вопросы эстетического воспитания стали предметом исследования таких ученых, как: М.С. Каган, Л.В. Котенко, Н.И. Киященко, Т.Н. Мальковская, Г.А. Поличко, В.А. Разумный, В.В. Сериков, В.К. Скатерщикова и др.

Наиболее эффективное формирование эстетических взглядов происходит в процессе реализации принципов систематичности и целенаправленности. Необходимо у школьников сформировать эстетические ценностные ориентации, определяющие активную жизненную позицию, верность идеалам и готовность к деятельности. Эстетическое воспитание школьников средствами этнохудожественной культуры, по нашему мнению, нельзя рассматривать отдельно от нравственного воспитания, потому что этические и эстетические представления связаны как с положительными, так и с отрицательными переживаниями человека. Кроме этого, эстетическое есть ценностные отношения, т. е. предполагают восприятие и оценку предметов и явлений с позиций основных эстетических ценностей – добра и красоты.

В нравственно-эстетическом воспитании эстетика связана с нравственностью, так как красота в какой-то степени регулирует человеческие взаимоотношения, благодаря этому человек интуитивно тянется к добру.

По мнению О.В. Лармина, «целью эстетического воспитания является формирование сознания и деятельности людей в духе высоких, непрерывно творчески развивающихся нравственных и эстетических идеалов» [1].

Рассмотрим подробнее, что может выступить в качестве этих идеалов. В общем смысле идеал рассматривается как абстрактное представление о совершенном человеке, который обладает самыми лучшими нравственными качествами, а также является звеном, связывающим цели и ценности воспитания.

Национально-художественная культура, по мнению И.П. Ильинской, отражает нормы, ценности, идеалы, традиции, утвердившиеся в данном обществе. Поэтому её изучение может выступать эффективным средством формирования нравственно-эстетической культуры, поскольку она включает в себя систему базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в художественных образах того или иного народа, отражающих его мировоззрение и понимание [2].

Культурные и художественные традиции народа и есть тот основной, неисчерпаемый фонд, освоив и используя который, художник – созидатель может сотворить нечто новое, достичь еще одной вершины в искусстве. И этим фондом может воспользоваться учитель для эстетического воспитания школьников посредством приобщения к этнохудожественной культуре народов Северного Кавказа.

Многие педагоги отмечают, что особенно важно, формировать личность и эстетическую культуру, в наиболее благоприятном для этого школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей, национального колорита создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Сегодня особую актуальность приобретают еще и вопросы формирования активной жизненной позиции школьников посредством приобщения к этнохудожественной культуре своего народа.

Этнохудожественная культура, являясь достоянием всего человечества, воплощает в себе как эстетические, так и духовно-нравственные, этические идеалы общества и, несомненно, является важным компонентом в становлении личности с определенными центральными ориентирами, самобытными культурно-художественными традициями. Национальная форма, национальная кухня, национальная музыка, национальная поэзия в художественной культуре имеет, по мнению отечественных исследователей, особенное значение, выступая наиболее ярким отражением неповторимого облика нации, ее обычаев, обрядов, традиций, национального характера народа и играет огромную роль в эстетическом воспитании школьников.

Национальное самосознание включает в себя не только национальное самоопределение, осознание своей принадлежности к общности, единства интересов и целей и необходимости совместной борьбы за их осуществление. Но оно подразумевает и пробуждение целой гаммы чувств, развитие национального самочувствия, чувство сопричастности к судьбе своей национальной общности, любви к исторической Родине, к своему народу, его национальным особенностям, национальной культуре, сочетающейся с национальной гордостью или чувством тревоги за судьбу своего народа.

Этнохудожественная культура имеет огромное влияние на эстетические взгляды, на эстетическое воспитание школьников. Любой учебный предмет располагает возможностями эстетического творческого воспитания, в которых национально-художественная культура народов Северного Кавказа должна найти свое соответствующее отображение [3].

Приобщая школьника к богатейшей культуре своего народа, накопленной в произведениях искусства, можно воспитать эстетически грамотного, высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

На сегодняшний момент педагогическая наука и образовательная практика обладает широким спектром средств и методов эстетического воспитания школьников. Этнохудожественная культура содержит огромный потенциал в плане развития и воспитания личности, т.к. несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости

Центральное место в формировании мировоззрения школьников в процессе воспитания эстетических чувств занимает специфический анализ художественного образа, развитие идейно-эмоционального, эстетического отношения к этнохудожественной культуре горцев.

Нельзя не отметить, что народной художественной культуре горцев присущи эмоциональность, оптимистичность, игровой характер, условность образов. В процессе знакомства с художественным языком народного творчества становится ярче и образнее речь за счёт усвоения сравнений, эпитетов. Это способствует постижению духовных, морально-этических норм, ценностей.

На уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства необходимо таким образом подбирать материал, чтобы школьники углубляли знания о народной художественной культуре. Чтобы у школьников не только формировалось чувство прекрасного, но и закладывались определенные моральные принципы, установки.

Школьный возраст является сензитивным для приобщения к культуре своего народа, раскрытия её богатства и красоты. Психологи отмечают, что именно в этом возрасте у детей нравственные и эстетические нормы выделяются в систему, которой они будут пользоваться в различных жизненных обстоятельствах. Говоря о духовном и эстетическом воспитании школьников, необходимо учитывать, что совокупность знаний в области морали и этики не гарантирует применения их ребенком в повседневной жизни.

Постижение школьниками этнохудожественной культуры происходит как стихийно в процессе взаимодействия с окружающей средой, так и целенаправленно в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях. Изучение народной художественной культуры должно осуществляться в системе, опираясь на возрастные особенности учащихся. Элементы необходимо включать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Наиболее обширно представлен материал в учебниках по литературному чтению, где школьники знакомятся с разнообразным фольклорным материалом. Народные произведения с их щедрой фантазией и поэтическим видением мира наиболее близки детям.

На уроках музыки, изобразительного искусства желательно иметь для показа подлинные образы народного декоративного искусства: глиняные и деревянные игрушки, народные украшения, музыкальные инструменты.

В настоящее время необходимо особо уделить внимание эстетической культуре школьников, которую мы рассматриваем как процесс эстетического воспитания. Для школьников нравственные и эстетические ценности неразрывно связаны, поэтому их необходимо рассматривать не в отрыве, а в совокупности. Важно, проводить целенаправленную работу по формированию моральных, этических, эстетических принципов и установок, которые воспитываются долго и кропотливо. В этнохудожественной культуре заложена высокая духовность и нравственность, которая совместно с красотой выступают гарантами нравственно-эстетического воспитания.

У каждого народа имеется своя национальная система воспитания. Чувство народности сильно в каждом человеке, и образовательная система определяется национально-неповторимыми идеями. Осознание значимости педагогической культуры, в частности, эстетического воспитания школьников возможно в приобщении его к историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей. Поэтому для эстетического воспитания школьников важно возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, внедрение в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом с целью устранения ассимиляции культур как явления характерного для процесса поглощения одной культуры другой.

Анализ деятельности школ показывает, что необходимо создание эффективных условий, способствующих эстетическому воспитанию школьников посредством приобщения к этнохудожественной культуре. Это наглядно проявляется не только в сформированности художественных знаний и навыков учащихся в образовательном процессе, но и в повышении творческого интереса к национальной культуре, осмыслению всей системы эстетических и нравственных ценностей других народов, гармоническому сочетанию национального и общечеловеческого факторов во всех проявлениях мировой культуры.

Этноудожественная культура народа включает в себя все ценное, что имеется в художественном наследии, в бытовых традициях и особенностях. Наиболее наглядным примером в этом отношении может служит Северо-Кавказский регион. Этот регион по-своему уникален. Здесь живут народы, у которых удивительно развито уважение к опыту старших, к культурному наследию предков. Сегодня культурный опыт, накопленный старшим поколением, позволяет молодёжи, учащимся усвоить основные эстетические принципы, практические художественные навыки и умения.

Бесспорно, что основные культурные достижения горских народов несут на себе ярко выраженные черты самобытности, оригинальности, и это является подтверждением того, что их культура создавалась собственными усилиями под благотворным воздействием внешних культурных связей.

Эстетическое воспитание в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках музыки, изобразительного искусства, природоведения. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искусства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением красиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, иметь навыки музыкального и изобразительного искусства. Подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают потребность в приобщении к искусству.

Для эстетического воспитания школьников средствами этнохудожественной культуры и художественного восприятия культурных ценностей своего народа существенное значение имеет использование приема сравнения при изучении литературных произведений, прослушивании музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или  ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия  лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.

Для эстетического воспитания посредством национально-художественной культуры и ознакомления учащихся с красотой родной природы проводятся экскурсии в музеи, проводятся выставки народно-художественных промыслов, картин местных художников, посвященные красоте родного края, и т.д. Всё это показывает, что эстетическое воспитание учащихся должно занимать видное место в комплексе учебных и внеклассных занятий в школе.

Следовательно, этнохудожественная культура горских народов формировалась и развивалась не на задворках большой истории, не в стороне от крупных культурных центров, а в тесном взаимодействии и постоянных контактах, как с Востоком, так и с Западом.

Таким образом, изучение и познание учащимися национально-региональных традиций своего народа в значительной степени повысит интерес к этнической культуре своего народа.

Литература:

  1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика. – М.: ACADEMIA, 2008.
  2. Ильинская, И.П. Приобщение к народным художественным традициям как механизм формирования эстетических чувств младших школьников // Начальная школа,
  3. Калинина, Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности // Начальная школа,