ФГБОУ ВО “КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ У.Д. АЛИЕВА”

Профессионализм учителя должен оцениваться, в первую очередь, с позиции психолого-педагогического соответствия профессиональным требованиям, во вторую очередь, с позиции компетенции своей профессиональной специализации. Профессионалом можно считать учителя, который личностно расположен и предан педагогической профессии; успешно решает задачи обучения и воспитания, используя современные педагогические технологии; достигает необходимых результатов, осваивает нормы и эталоны профессии, достигает мастерства в ней, осознанно развивая свою индивидуальность, вместе с тем осознаёт перспективу, зону собственного ближайшего развития; социально активен в обществе, решая проблемы внутри профессии и связанные с ней; не боится попадать в условия конкуренции образовательных услуг. Учитель, профессионал высокого класса — это специалист, который владеет высоким уровнем педагогического мастерства, сознательно развивающийся и изменяющий свой индивидуальный творческий вклад в дело обучения и воспитания, а также стимулирующий в обществе интерес к учительской профессии .

В целом, педагогическое образование направляется на развитие социокультурного, интеллектуального и нравственного потенциала личности учителя, его способности не только обслуживать педагогические и социальные технологии, но и осуществлять инновационные процессы. Учитель как личность не может быть только исполнителем нормативной профессионально- педагогической деятельности. Он выступает как активный субъект, который реализует в профессиональной деятельности свой способ жизнедеятельности, как носитель педагогического сознания (Сластёнин В.А.,1993).

Культурологический подход предполагает создание условий для самоопределения личности в культуре. Форма индивидуального опыта культуры как некая целостность представляет собой гармонию определённых знаний, мышления, творческого действия, чувств и поведения. Культурная личность всегда отличается социальной устойчивостью, продуктивностью включения в общественную и профессиональную жизнь, а также психологическим комфортом. Культура – это результат творчества со всеми характеристиками творческого акта. Она всегда адресована и диалогична. Её усвоение – это процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, сопереживания и сотворчества, где каждый новый элемент не перечёркивает предшествующий (.

Вербицкий A.A., рассматривая психолого-педагогические основы контекстного обучения, указывает, что формирование в вузе не просто квалифицированного специалиста, а профессионала, способного к творчеству, реализации личностного потенциала, требует предоставления студенту возможности для самореализации и саморазвития. Такие возможности представляются в обучении, где задаётся «пространство возможных целей деятельности и путей их достижения, из которых студент выбирает наиболее соответствующий его индивидуальности». Важно отметить, что развитие индивидуальности специалиста не должно опираться на приоритеты индивидуального обучения, изоляции одною студента от другого. Развитие личности это результат коллективно осуществляемого процесса обучения, в котором есть место и индивидуальной, и групповой, и коллективной работе.

Инновационная деятельность во многом определяет творческую реализацию педагога, его возможность самостоятельно преодолевать трудности, разрушать неадекватные стереотипы и установки, осуществлять жизненные цели.

Таким образом, очевидно, что нельзя не только обсуждать, но и решать проблемы профессиональной подготовки учителей, исключая нравственные критерии личности, становление их инновационной сущности мировоззрения. При этом важно выделять профессионально значимые мировоззренческие качества педагога.

В этом отношении наиболее актуальным представляется рассмотрение такого понятия как «педагогическая функция», которая определяет перед педагогом направления применения его профессиональных знаний и умений (Подласый И.П., 2000).

Главная функция учителя – управление процессами обучения, воспитания, развития и формирования. Конкретизируя функцию управления педагога, остановимся на основных стадиях реализации этой функции. Во-первых, педагог уже на стадии замысла проекта, например, урока, должен реализовать функцию целеполагания. Цель – это ключевой фактор педагогической деятельности. Именно цель идеально предвосхищает и направляет движение труда учителя и его учеников к желаемому результату. Сущность данной функции заключается в координации действия совпадения цели и результата, сводя к минимуму неизбежные рассогласования в силу высокой динамичности и непредсказуемости поведения участников образовательного процесса.

Функция управления процессом обучения основывается, прежде всего, на знаниях учащихся (фоновые знания): 1) уровень предметной подготовленности; 2) индивидуальные возможности; 3) уровень воспитанности; 4) уровень развития. При этом особое значение имеет диагностирование. Без знания особенностей физического и психического развития учащихся, уровня их умственной и нравственной воспитанности, уровня предметной подготовленности нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать наиболее эффективные методы и средства её достижения. Как указывал К.Д. Ушинский (1974), чтобы педагогика могла воспитывать человека во всех отношениях, она должна знать его во всех отношениях.

Функция прогнозирования выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях и, исходя из этого, определить стратегию своей деятельности. Опираясь на прогноз, педагогу необходимо составить проект учебно-воспитательной работы. Проективная функция сводится к конструированию модели предстоящей деятельности. В этом случае учитель выбирает методы, способы, формы и средства, позволяющие в заданных условиях и в установленное время достичь цели. Диагноз, прогноз, проект являются основанием для планирования учебно- воспитательной деятельности.

Целеполагание, диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование — педагогические функции, которые выполняет учитель на подготовительном этапе каждого цикла учебно-воспитательной деятельности.

На следующем этапе учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции. Сущность информационной функции определяется тем, что учитель является источником информации для обучаемых. Организационная деятельность педагога связана, главным образом, с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в плане достижения образовательной цели. Контрольная, оценочная и коррекционная функции необходимы учителю, прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым наиболее рационально и эффективно реализуется образовательный процесс, и происходят, намеченные педагогом на подготовительном этапе изменения в образованности и развитии учащихся.

На завершающем этапе любого педагогического проекта учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершённого дела.