КЧГУ им. У.Д.Алиева, г.Карачаевск
Формирование готовности бакалавров педагогического образования, будущих учителей начальных классов, к эффективной реализации внеклассной деятельности в начальных классах невозможно обеспечить эпизодической подготовкой в вузе. Необходима системная работа в течение всего срока обучения бакалавров педагогического образования. Для обеспечения системности такой работы необходимо в учебные планы направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование» включить специальный курс по организации внеклассной деятельности младших школьников.
Успешная реализация процесса формирования готовности бакалавров педагогического образования к проведению внеклассной работы с младшими школьниками возможна при поэтапном выполнении соответствующей педагогической модели. На первом этапом модели формирования готовности будущих учителей начальных классов к творческой реализации процесса организации внеклассной работы с детьми в начальной школе формулируется цель и происходит ее конкретизация: определяются составляющие внеклассной работы; базовый уровень студентов, необходимый будущим учителям начальных классов к творческой самореализации во внеаудиторной работе; определяются формы и методы реализации педагогических условий.
На втором этапе формирования готовности будущих учителей начальных классов к творческой реализации процесса организации внеклассной работы с детьми в начальной школе определяется базовый уровень подготовки бакалавров педагогического образования. В целях реализации данного этапа нами изучено мнение и входные данные 67 студентов второго и третьего курсов Педагогического факультета КЧГУ им. У.Д.Алиева, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование». Так же проведен экспертный опрос 17 преподавателей факультета, работающих на кафедрах математики и методики ее преподавания, педагогики и педагогических технологий, педагогики и методики профессионального образования. Был проведен анкетный опрос 11 учителей начальных классов средних общеобразовательных школ Карачаевского городского округа.
Студентам второго и третьего годов обучения было предложено дать краткие ответы на вопросы:
– что вы понимаете под внеурочной работой в начальной школе;
– место внеурочной работы в педагогическом процессе школы;
– основные цели внеурочной работы;
– основные задачи внеурочной работы;
– функции внеурочной работы;
– виды и направления внеурочной деятельности;
– изменения в организации внеурочной деятельности младших школьников с введением ФГОС НОО[1].
Для студентов обоих курсов сложным оказался вопрос об изменениях в организации внеурочной деятельности младших школьников в новых условиях, связанных с введением Федеральных государственных образовательных стандартов высшего, среднего общего и начального общего образований. Была проверена удовлетворенность своей подготовкой к ведению внеклассной работы старшекурсниками и действующими учителями начальных классов. Из ответов респондентов видно, не только будущие учителя, но и действующие нуждаются в обновлении своих знаний в данной области профессиональной деятельности.
Анализ содержания действующих основных образовательных программ и учебных планов по подготовке бакалавров педагогического образования практически по всем профилям показал, что учебно-методическое сопровождение профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов недостаточно для успешного формирования из готовности к проведению внеклассной работы в начальной школе.
Исходя из анализа результатов анкетирования и тестирования студентов, экспертного опроса преподавателей и действующих учителей начальных классов нами разработан специальный учебный курс «Организация внеклассной работы младших школьников». Выявленный уровень знаний студентов легла в основу определения содержания специального курса «Организация внеклассной работы младших школьников». Он рассчитан для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование». Отметим, что курс одинаково будет полезен и для студентов, обучающихся и по другим профилям педагогического образования.
Для детального ознакомления с содержанием специального учебного курса «Организация внеклассной работы младших школьников» студентам 2-3 курсов Педагогического факультета, обучающихся по профилю «Начальное образование», действующим учителям начальных классов школ Карачаевского городского округа, преподавателям Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д.Алиева представлены программа спецкурса, методические материалы по организации внеклассной работы в начальной школе и вопросы итогового анкетного опроса.
Для всех респондентов вопрос опроса был сформулирован следующим образом: при освоении данного спецкурса уровень готовности будущих учителей начальных классов будет ли достаточным для ведения внеклассной работы?
75% опрошенных ответили утвердительно. Однако 25% усомнились в абсолютной успешности данного спецкурса, они выразили мнение о необходимости регулярного повышения квалификации в данном направлении. Они также отметили важность использования информационно-коммуникативных технологий для достижения цели данного исследования.
Литература.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2015. – 112с.
Свежие комментарии