КЧГУ им. У.Д.Алиева, г.Карачаевск

Современная система отечественного образования провозгласила ориентацию на гуманизацию и демократизацию общеобразовательной школы. Задачи воспитания духовности и культуры подрастающего поколения декларируются в новом законе Российской Федерации «Об образовании» [3]. В основе обновления образования лежит компетентностный подход, закрепленный в Федеральных государственных образовательных стандартах как отражение практико-ориентированного содержания образования, который предполагает, что основным результатом образования должна стать не только система знаний, умений и навыков, но и набор ключевых компетенций, направленных на формирование культуры самоопределения, то есть способности и готовности личности определять себя, самореализовываться, саморазвиваться. Наиболее успешно данные компетенции формируются на внеклассных, внеаудиторных мероприятиях.

Образовательное учреждение, куда приходит ребенок из своего родного дома, становится продолжением жизни во всей полноте. Для одних этот период длится ровно одиннадцать лет, для других – школа остается домом в течение всей жизни. Если школе удается занять в судьбе своего воспитанника такое важное место, значит, педагогам удалось создать для ученика атмосферу добра, тепла, уюта, значит, каждому было хорошо и комфортно в стенах храма науки.

Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, он меньше подвержен стрессам и разочарованиям. Велико значение положительных эмоций для человека. Врачи и педагоги давно уже поставили знак равенства между весельем, счастливой улыбкой и физическим здоровьем человека. Вот почему детям так важны праздники и развлечения. Вот почему учителя, готовясь к каждому школьному событию, думают о том, как умело, продуманно и тщательно его организовать, как наполнить необходимым для развития ребенка содержанием. И здесь, важное место отводится игровым и конкурсным программам, театрализованным представлениям, литературно-музыкальным композициям, сценариям выступлений агитбригад и команд КВН, праздникам здоровья и науки. Хороший, умный праздник – такое событие в жизни ребенка, которое должно запомниться своей сюрпризностью, необычностью, подарить радость, вызвать яркие эмоциональные переживания. Среди равнины школьных будней праздники должны стать блистающими вершинами, манящими и в то же время требующими определенных усилий для восхождения на них. Это очень важный момент организации внеклассной деятельности младших школьников. Вовлекая детей в подготовку праздника, педагог учит их серьезно относиться к событиям коллективной жизни класса, школы. Участие педагогов в совместной работе с воспитанниками позволяет взрослому быть ближе к интересам, предпочтениям и желаниям ребенка, учитывать их при подготовке и проведении школьной праздничной программы [1].

Сценарии подобных мероприятий апробированы на практике. Однако каждое образовательное учреждение уникально, потому что в нем есть особенные традиции, свои собственные правила, в нем витает неповторимый, присущий только данной школе, гимназии, лицею дух. Вот почему вряд ли может быть создан сценарий праздника, который без поправок войдет в жизнь конкретного коллектива учащихся и педагогов. Творческие педагоги, занимающиеся организацией детского досуга знают, как велика порой роль одной единственной идеи или находки. В этом процессе совершенно очевидна центральная роль учителя как носителя передаваемой учащимся общей культуры; как педагога, характеризующегося гуманистическими профессиональными ценностными ориентациями, осознанной устойчивой мотивацией деятельности по воспитанию школьников и стремлением максимально эффективно использовать в своей профессиональной деятельности потенциал преподаваемого предмета; наконец, как профессионала, работающего на высоком технологическом уровне.

В связи с вышеизложенным встает вопрос о совершенствовании процесса вузовской подготовки учителя начальных классов, способного осуществлять воспитание и обучение школьников как в условиях урока, так и в системе внеклассной работы.

Специфичность же профессионально-педагогической деятельности по воспитанию школьников в процессе внеклассной работы предъявляет к личности учителя ряд особых требований и обусловливает необходимость корректировки системы его вузовской подготовки [1].

Обращение к указанной проблеме ряда ведущих ученых свидетельствует о ее важности. Вопрос готовности учителя достаточно широко исследован отечественными психологами и педагогами (А. Абдулинна, А. Алексюк, Ю. Бабанский, А. Богуш, А. Бойко, И. Зязюн, Н. Кузьмина, С. Максименко, А. Мороз, Н. Ничкало, В. Сластенин, А. Пехота, Т. Сущенко, И. Тимченко). Теоретико-методические аспекты организации различных видов внеклассной работы учащихся по дисциплинам естественнонаучного цикла изучали А. Бибик, А. Даринський, О. Гончар, Г. Глухова, Л. Душина, А. Захлебный, С. Коберник, М. Криловец, Н. Мунич, А. Никишов, М. Никонова, Л. Панчешникова, А. Половинкин, Г. Понурова, М. Семакин, В. Серебрий, В. Сиротенко, А. Топузов, Д. Трайтак, Е. Чернихова. Однако, проблема, посвященная целенаправленной вузовской подготовке будущих учителей начальных классов к проведению внеклассной работы по воспитанию и обучению школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов слабо изучена и в научно-методической литературе не освещена. Проведенные нами анкетирование и тестирование выпускников педагогического вуза, бакалавров педагогики, завершивших обучение по профилью «Начальное образование» выявили слабую их подготовленность к использованию потенциала внеклассной работы в процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, что проявляется в недостаточной мотивации к данному аспекту профессиональной деятельности; отрывочности и разрозненности знаний специфики внеклассной работы и особенностей ее организации; отсутствии видения перспектив личностного роста и возможностей творческой самореализации в данном аспекте профессиональной деятельности.

Таким образом, все еще существует противоречие между потребностью школы в современно подготовленных учителях начальной школы, способных эффективно осуществлять процесс воспитания и обучения школьников как в процессе урока, так и через организацию внеклассной работы – с одной стороны и с другой стороны – отсутствием теоретического обоснования и научно-методического обеспечения их вузовской подготовки к деятельности по эффективному воспитанию школьников в процессе внеклассной работы в условиях реализации новых образовательных стандартов. Для разрешения этого противоречия необходимо определить условия формирования готовности будущих бакалавров педагогики, учителей начальных классов к проведению внеклассной работы по эффективному воспитанию и обучению школьников в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования [2]. А это, в свою очередь,  требует решения следующих задач:

–  выявить теоретико-методологические подходы к решению проблемы формирования готовности будущего учителя начальных классов к организации внеклассной работы младших школьников в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и высшего образований;

– определить структуру и содержание понятия «готовность будущего учителя начальных классов к организации внеклассной работы младших школьников»;

– выявить и обосновать совокупность педагогических условий, способствующих формированию исследуемой готовности.

Авторский взгляд на решение данных задач будет представлен в наших последующих публикациях.

Литература.

  1. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2015. – 112с.
  3. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”. – М., – 160с.