ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия»
Аннотация: в данной статье рассматриваются принципы организации педагогического процесса формирования толерантности. Выявление этих принципов является основой для обозначения условий формирования толерантности у студентов вуза, которыми характеризуются форма и содержание этого процесса.
Ключевые слова: толерантность, принципы толерантности, условия формирования толерантности.
Как педагогическое явление толерантность, включенная в комплекс целей процесса воспитания, выступает как личностное качество, подлежащее развитию не только в ходе обучения, воспитания, но и самообучения и самовоспитания. Педагог в качестве целей должен ставить задачу сформировать у учащегося знания, умения и навыки толерантного отношения к окружающим, включение толерантности в личную систему ценностей обучающихся, и как результирующий итог, побуждающий к толерантному поведению в конкретной ситуации, – установку на толерантность, опираясь на которую, учащийся в ходе разнообразной совместной деятельности с преподавателем, а также в ходе дальнейшего самовоспитания станет развивать у себя толерантность как личностное качество. Мы предполагаем, что толерантность в процессе интериоризации этических принципов общения становится одной из неотъемлемых характеристик индивида как личности именно при условии наличия сформированной установки на толерантность, включенности толерантности в индивидуальную систему ценностей (наличия соответствующих ценностных ориентаций), сформированности знаний о толерантности, умений и навыков толерантного взаимодействия. Перечисленные моменты мы рассматриваем в качестве составляющих толерантности личности, определяющих ход и результаты процесса формирования данного личностного качества. Следовательно, формирование данных составляющих (установок, ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков) необходимо рассматривать в качестве педагогических условий процесса формирования толерантности, характеризующих его содержание. С другой стороны, комплекс педагогических условий должен быть дополнен условиями, оформляющими методическую сторону данного процесса. Среди них мы выделяем использование различных организационных форм учебно-воспитательной работы (лекционных, дискуссионных, игровых, психодраматических).
В ходе рассмотрения содержания процесса формирования толерантности, следует остановиться на характеристике его принципов. В данном случае под принципом мы понимаем «основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации» (1, с.60). Не возникает сомнений в том, что принципы формирования толерантности по своей сути являются педагогическими принципами. В них обозначаются наметившиеся общественные ориентиры на необходимость культивирования толерантности как ценности, регулятора деятельности и личностного качества, благодаря чему в педагогической науке большую роль приобретает социальный заказ. Кроме того, принципы формирования толерантности отражают закономерные связи, зависимости организации учебно- воспитательного процесса, и, что особенно важно, педагогического руководства различными видами деятельности обучающихся в процесса формирования толерантности. С другой стороны, обсуждение принципов имеет большое практическое значение, так как строгое следование им выступает условием решения задач педагогики толерантности. В дополнение к этому, выделение принципов может послужить отправным пунктом для дальнейшей работы по совершенствованию предлагаемых и поиску новых, более эффективных способов и приемов развития толерантности.
В качестве первого из принципов педагогики толерантности можно обозначить принцип общественно-ценностной целевой направленности обучения и воспитания толерантности. В нем выражается необходимость формирования толерантности как личностного качества и связь проводимой работы с социально-экономической, политической и нравственно-духовной ситуацией в обществе. Другой стороной данного принципа является требование строгой научной обоснованности отбора средств и методов решения задач педагогики толерантности и содержания учебного материала, на основе которого формируются знания и умения учащихся.
Вторым важным принципом выступает осуществление комплексного подхода и организации взаимодействия различных видов педагогической деятельности. В нем выражается требование целостности процесса формирования толерантности, которое проявляется в органических связях используемых видов работы и их содержания с имеющимся ценностным, нравственным, эстетическим а также эмоциональным и рациональным опытом обучающихся, с их уже сформированными общественно ценными мотивами поведения и отношения к себе и к окружающим. Наиболее яркое воплощение данный принцип получает в дискуссионных формах работы, когда студенты сами предлагают интересующие их темы для обсуждения, находят особенно острые противоречия в решении проблемы и пытаются их разрешить путем выделения и анализа возможных, часто противоположных, точек зрения и приведения их к одной, наиболее общей позиции группы. Комплексный подход, обеспечивающий единство организации процесса формирования толерантности и его результатов, проявляется в междисциплинарных связях. Такие связи воспроизводят в сознании человека единую картину мира, органичного взаимодействия явлений природы и общества. Благодаря междисциплинарным связям у обучающихся формируется четкое представление о взаимодействии всех уровней и видов толерантности – социальной, профессиональной, национально-этнической, конфессиональной, расовой, половой, возрастной, духовной, личностной. Междисциплинарные связи должны быть заложены в саму основу формирования толерантности, так как ее развитие требует изучения наибольшего количества аспектов феномена (философского, этического, психологического, социологического, политологического, педагогического). Подобного рода связи должны быть также отражены и в методической стороне процесса формирования установки на толерантность. Примером может послужить исследование и анализ произведений различных видов искусства (художественной литературы, кино, живописи), в которых ставятся проблемы толерантности и интолерантности.
Однако комплексность содержания процесса формирования толерантности проявляется не только в междисциплинарных связях и опоре на интеллектуальный, чувственно-эмоциональный и практический опыт обучающихся. Важной стороной данного принципа является вовлечение в процесс формирования толерантности широкого разнообразия видов деятельности. Они должны быть взаимосвязаны между собой и переходить одна в другую. Так, в формировании толерантности игровая деятельность стимулирует собственно учебную, а учебная, в свою очередь, порождает потребность исследовательской, а все они, в конечном счете, направлены на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности.
Не менее важным является принцип целостного и гармоничного сочетания чувственно-интеллектуального, эмоционально- волевого и действенно-практического компонентов формирования толерантности. В этой связи необходимо отметить, что процесс развития толерантности должен базироваться на педагогической работе в студенческой группе, на сообщении обучающимся сведений относительно природы толерантности и различных ее аспектов и проявлений, истории изучения данного феномена, а также современных взглядов о роли толерантности во всех областях общественной жизни. Формирование знаний обучающихся призвано содействовать решению одной из главных задач педагогики толерантности – созданию необходимой гносеологической теоретической основы для самостоятельной работы над собой в ходе дальнейшего личностного развития. Другим аргументом в пользу того, что начальный этап развития установки на толерантность должен иметь форму обучения, передачи знаний, является значимость ее рациональной составляющей. Это означает, во-первых, что убежденность индивида в важности толерантности для повседневной жизни есть условие толерантного отношения к окружающим в практической деятельности, и, во-вторых, толерантное, чувственно-эмоциональное отношение к «другому» возможно лишь при том условии, что индивид во взаимодействии с «другим» сознательно признает его равный статус и право на инаковость. Иными словами, формирование сознательного (рационального) компонента установки на толерантность должно предшествовать развитию ее чувственно-эмоциональной составляющей.
Одним из фундаментальных принципов организации учебно- воспитательного процесса является принцип обучения и воспитания в коллективе. В применении к процессу формирования толерантности данный принцип приобретает особую значимость. Его психолого-педагогическим обоснованием выступает требование накопления опыта активной деятельности индивида в малом коллективе для подготовки его к жизни в обществе. Студенческая группа создает благоприятные условия для практического применения усваиваемых умений, знаний и ценностей толерантного взаимодействия с окружающими людьми. Только групповые формы работы развивают у учащихся умения вести дискуссию, прислушиваться к мнению своих оппонентов, аргументировать свои доводы, защищать собственную позицию, что является немаловажным компонентом толерантности и ярко демонстрирует уровень развития толерантной установки.
В педагогике традиционно выделение принципа сотрудничества, то есть сочетания педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества в обучении и воспитании (2, с.99). В преломлении к педагогике толерантности этот принцип получает новое содержательное наполнение и имеет непосредственную связь с первыми двумя, которые рассмотрены выше. Организация процесса формирования толерантности требует гармоничного совмещения руководства с самостоятельной работой обучающихся. Взаимодействие преподавателя со студентами в рамках данного процесса приобретает характер сотрудничества. Основная функция педагога, кроме сообщения теоретических сведений о сущности и аспектах феномена толерантности, сводится к координированию обсуждений, дискуссий, проведению бесед, диалогов по различным проблемам, имеющим непосредственную связь с проблемой толерантности. Важно также стремиться к тому, чтобы максимальное число студентов группы по крайней мере однажды побывали в роли такого координатора. Таким образом, преподаватель выступает первым среди равных, он является консультантом, экспертом, организатором обсуждений, подводящим итоги и формулирующим основные выводы, к которым приходят студенты в ходе дискуссии. В таких условиях требованием к преподавателю является стремление учитывать все высказанные точки зрения, а также побуждать студентов обнаруживать противоречия в оценках, выстраивать логические доказательства и совместно отыскивать истину.
Важной стороной рассматриваемого принципа оказывается опора на инициативу студентов, на их пожелания в ходе процесса формирования толерантности. К педагогу предъявляется требование не просто учитывать инициативу студентов, а всячески ее поощрять и побуждать. Вообще, инициативность индивида может выступать одним из ярких показателей уровня сформированности у него толерантности, являясь примерным ориентиром, определяющим направления тактических действий преподавателя.
В рамках данного принципа мы склонны рассматривать требование широкого использования поисковых и исследовательских приемов работы в ходе формирования толерантности. Свое конкретное выражение данное требование получает в характере заданий, которые могут даваться студентам на дом после групповых занятий. Такие задания отражают тематику, характер и результаты дискуссий, проведенных накануне. Кроме этого, весьма продуктивным может быть написание различного рода эссе по смежным проблемам.
Одним из значимых педагогических принципов является принцип связи учебно-воспитательной работы с жизнью, практикой, ибо формирование толерантности не является самоцелью. Толерантность представляет сущностное свойство отношения к другому человеку не как средству, а как к цели и высшей ценности, которое реализуется во всех видах деятельности.
В качестве принципа обучения, вытекающего из принципа связи учебной работы с жизнью, выступает и принцип наглядности. Основания этого заложены в самой природе мышления и способах освоения объективной действительности. Поскольку человек мыслит не только логическими понятиями, но и чувственными образами, наглядность выводится на уровень самостоятельного мыслительного процесса. В формировании толерантности в роли образа выступает конкретная жизненная ситуация, в которой актуализирована данная проблема. Из этого следует, что преподавателю необходимо тщательно продумывать, какие из аспектов явления могут быть проиллюстрированы на примерах.
Необходимо отметить, что в силу принципа сочетания педагогического руководства с развитием самостоятельности и инициативности обучающихся преподавателю не следует сопровождать избранные для иллюстрирования ситуации детальными комментариями с рекомендациями относительно линии поведения. Более эффективным было бы рассмотрение данной ситуации самими студентами, которые бы самостоятельно вырабатывали тактику предполагаемого поведения с учетом условий ситуации и педагогических целей. Благодаря этому наглядность становится не просто средством иллюстрации; она нацеливает на самостоятельную работу со смоделированной педагогической ситуацией как с источником информации, содержащим в себе общее и единичное, особенное и индивидуальное. Кроме того, такая работа с педагогическими ситуациями обостряет внимание обучающихся, развивает аналитичность мышления и корректирует их систему ценностей.
В качестве принципа следует выделить и принцип индивидуального подхода, учитывающего личностные особенности учащегося (его психику, систему ценностей, потребности и способности) (3, с.55).
Из проведенного анализа данных общепедагогических принципов видно, что все они имеют большое значение для процесса формирования педагогической толерантности у студентов и могут выступать в качестве собственных принципов педагогики толерантности. Мы остановились лишь на некоторых из них – на тех, которые, по нашему мнению, играют особую роль при формировании толерантности.
Таким образом, мы выделили принципы педагогики толерантности как целостной системы формирования ценностей, знаний, умений, навыков толерантного взаимодействия и развития толерантности как педагогической установки и личностного качества. Этими принципами являются: общественно-ценностная целевая направленность педагогики толерантности; принцип комплексного подхода и организации взаимодействия различных видов педагогической деятельности; принцип целостного и гармонического сочетания чувственно-интеллектуального, эмоционально-волевого и действенно- практического компонентов формирования толерантности; принцип формирования толерантности в условиях коллектива; принцип сотрудничества, т.е. сочетания руководства с развитием самостоятельности и инициативности обучающихся; принцип связи учебно- воспитательной работы с жизнью, практикой; принцип наглядности; принцип индивидуального подхода к учащимся.
Форма и содержание процесса формирование толерантности характеризуется комплексом педагогических условий. Среди них мы выделяем формирование знаний – повышение уровня информированности студентов о сущностных и содержательных аспектах феномена толерантности, особенностях изучения данного явления в рамках различных областей знания, развитии и становлении проблемы толерантности; развитие у студентов ценностных ориентаций, включающих в себя интересы, мотивы, оценки и нормы поведения, направленное на усвоение и применение в практической деятельности и общении этических принципов толерантности (принципы равенства, сотрудничества, свободного выбора и ценностного самоопределения); формирование умений и навыков толерантного межличностного взаимодействия, представляющее собой практически- поведенческую сторону процесса формирования толерантности, имеющую в своей основе ознакомление и самостоятельное нахождение студентами приемов и способов душевно-духовного и делового общения; формирование установки на толерантность, состоящей в эмоционально-волевой готовности к равноправному диалогу с другим, к его целостному, критически-благожелательному пониманию. Комплекс педагогических условий дополняется реализацией совокупности организационных форм учебно-воспитательной работы, характеризующих методическую сторону педагогики толерантности.
Среди них выделяются лекционные, дискуссионные, игровые, психодраматические формы, каждой из которых присуще широкое многообразие приемов их воплощения, использование которых ставится в зависимость от особенностей конкретной группы студентов.
Список использованной литературы:
- Валитова P.P. Толерантность как этическая проблема. Дисс. канд. философ, наук. М., 1997. – 160 с.
- Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. – М.: Просвещение. – 1989. – 302 с.
- Декларация принципов толерантности, принятая на двадцать восьмой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г. – Париж: ЮНЕСКО, 1995. – 16 с.
Свежие комментарии