ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия»

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются принципы организации педагогического процесса формирования толерантности. Выявление этих принципов является основой для обозначения условий формирования толерантности у студентов вуза, которыми характеризуются форма и содержание этого процесса.

Ключевые слова: толерантность, принципы толерантности, условия формирования толерантности.

Как педагогическое явление толерант­ность, включенная в комплекс целей процесса воспитания, выступа­ет как личностное качество, подлежащее развитию не только в ходе обучения, воспитания, но и самообучения и самовоспитания. Педа­гог в качестве целей должен ставить задачу сформировать у учаще­гося знания, умения и навыки толерантного отношения к окружаю­щим, включение толерантности в личную систему ценностей обу­чающихся, и как результирующий итог, побуждающий к толерант­ному поведению в конкретной ситуации, – установку на толерант­ность, опираясь на которую, учащийся в ходе разнообразной совме­стной деятельности с преподавателем, а также в ходе дальнейшего самовоспитания станет развивать у себя толерантность как личност­ное качество. Мы предполагаем, что толерантность в процессе интериоризации этических принципов общения становится одной из не­отъемлемых характеристик индивида как личности именно при усло­вии наличия сформированной установки на толерантность, включен­ности толерантности в индивидуальную систему ценностей (наличия соответствующих ценностных ориентаций), сформированности зна­ний о толерантности, умений и навыков толерантного взаимодейст­вия. Перечисленные моменты мы рассматриваем в качестве состав­ляющих толерантности личности, определяющих ход и результаты процесса формирования данного личностного качества. Следова­тельно, формирование данных составляющих (установок, ценност­ных ориентаций, знаний, умений и навыков) необходимо рассматри­вать в качестве педагогических условий процесса формирования то­лерантности, характеризующих его содержание. С другой стороны, комплекс педагогических условий должен быть дополнен условиями, оформляющими методическую сторону данного процесса. Среди них мы выделяем использование различных организационных форм учебно-воспитательной работы (лекционных, дискуссионных, игро­вых, психодраматических).

В ходе рассмотрения содержания процесса формирования толе­рантности, следует остановиться на характеристике его принципов. В данном случае под принципом мы понимаем «основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической ор­ганизации» (1, с.60). Не возникает сомнений в том, что принципы формирования толерантности по своей сути являются педагогиче­скими принципами. В них обозначаются наметившиеся обществен­ные ориентиры на необходимость культивирования толерантности как ценности, регулятора деятельности и личностного качества, бла­годаря чему в педагогической науке большую роль приобретает со­циальный заказ. Кроме того, принципы формирования толерантности отражают закономерные связи, зависимости организации учебно- воспитательного процесса, и, что особенно важно, педагогического руководства различными видами деятельности обучающихся в про­цесса формирования толерантности. С другой стороны, обсуждение принципов имеет большое практическое значение, так как строгое следование им выступает условием решения задач педагогики толе­рантности. В дополнение к этому, выделение принципов может по­служить отправным пунктом для дальнейшей работы по совершенст­вованию предлагаемых и поиску новых, более эффективных спосо­бов и приемов развития толерантности.

В качестве первого из принципов педагогики толерантности можно обозначить принцип общественно-ценностной целевой на­правленности обучения и воспитания толерантности. В нем выража­ется необходимость формирования толерантности как личностного качества и связь проводимой работы с социально-экономической, политической и нравственно-духовной ситуацией в обществе. Дру­гой стороной данного принципа является требование строгой науч­ной обоснованности отбора средств и методов решения задач педа­гогики толерантности и содержания учебного материала, на основе которого формируются знания и умения учащихся.

Вторым важным принципом выступает осуществление ком­плексного подхода и организации взаимодействия различных видов педагогической деятельности. В нем выражается требование цело­стности процесса формирования толерантности, которое проявляется в органических связях используемых видов работы и их содержания с имеющимся ценностным, нравственным, эстетическим а также эмоциональным и рациональным опытом обучающихся, с их уже сформированными общественно ценными мотивами поведения и от­ношения к себе и к окружающим. Наиболее яркое воплощение дан­ный принцип получает в дискуссионных формах работы, когда сту­денты сами предлагают интересующие их темы для обсуждения, на­ходят особенно острые противоречия в решении проблемы и пыта­ются их разрешить путем выделения и анализа возможных, часто противоположных, точек зрения и приведения их к одной, наиболее общей позиции группы.       Комплексный подход, обеспечивающий единство организации процесса формирования толерантности и его результатов, проявля­ется в междисциплинарных связях. Такие связи воспроизводят в соз­нании человека единую картину мира, органичного взаимодействия явлений природы и общества. Благодаря междисциплинарным связям у обучающихся формируется четкое представление о взаимодейст­вии всех уровней и видов толерантности – социальной, профессио­нальной, национально-этнической, конфессиональной, расовой, по­ловой, возрастной, духовной, личностной. Междисциплинарные свя­зи должны быть заложены в саму основу формирования толерантно­сти, так как ее развитие требует изучения наибольшего количества аспектов феномена (философского, этического, психологического, социологического, политологического, педагогического). Подобного рода связи должны быть также отражены и в методической стороне процесса формирования установки на толерантность. Примером мо­жет послужить исследование и анализ произведений различных ви­дов искусства (художественной литературы, кино, живописи), в ко­торых ставятся проблемы толерантности и интолерантности.

Однако комплексность содержания процесса формирования толерантности проявляется не только в междисциплинарных связях и опоре на интеллектуальный, чувственно-эмоциональный и практи­ческий опыт обучающихся. Важной стороной данного принципа яв­ляется вовлечение в процесс формирования толерантности широкого разнообразия видов деятельности. Они должны быть взаимосвязаны между собой и переходить одна в другую. Так, в формировании то­лерантности игровая деятельность стимулирует собственно учебную, а учебная, в свою очередь, порождает потребность исследователь­ской, а все они, в конечном счете, направлены на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности.

Не менее важным является принцип целостного и гармонич­ного сочетания чувственно-интеллектуального, эмоционально- волевого и действенно-практического компонентов формирования толерантности. В этой связи необходимо отметить, что процесс развития толерантности должен базироваться на педагогической ра­боте в студенческой группе, на сообщении обучающимся сведений относительно природы толерантности и различных ее аспектов и проявлений, истории изучения данного феномена, а также современ­ных взглядов о роли толерантности во всех областях общественной жизни. Формирование знаний обучающихся призвано содействовать решению одной из главных задач педагогики толерантности – созда­нию необходимой гносеологической теоретической основы для са­мостоятельной работы над собой в ходе дальнейшего личностного развития. Другим аргументом в пользу того, что начальный этап развития установки на толерантность должен иметь форму обучения, передачи знаний, является значимость ее рациональной составляю­щей. Это означает, во-первых, что убежденность индивида в важно­сти толерантности для повседневной жизни есть условие толерант­ного отношения к окружающим в практической деятельности, и, во-вторых, толерантное, чувственно-эмоциональное отношение к «дру­гому» возможно лишь при том условии, что индивид во взаимодей­ствии с «другим» сознательно признает его равный статус и право на инаковость. Иными словами, формирование сознательного (рацио­нального) компонента установки на толерантность должно предше­ствовать развитию ее чувственно-эмоциональной составляющей.

Одним из фундаментальных принципов организации учебно- воспитательного процесса является принцип обучения и воспитания в коллективе. В применении к процессу формирования толерантности данный принцип приобретает особую значимость. Его психолого-педагогическим обоснованием выступает требование накопления опыта активной деятельности индивида в малом коллективе для под­готовки его к жизни в обществе. Студенческая группа создает бла­гоприятные условия для практического применения усваиваемых умений, знаний и ценностей толерантного взаимодействия с окру­жающими людьми. Только групповые формы работы развивают у учащихся умения вести дискуссию, прислушиваться к мнению своих оппонентов, аргументировать свои доводы, защищать собственную позицию, что является немаловажным компонентом толерантности и ярко демонстрирует уровень развития толерантной установки.

В педагогике традиционно выделение принципа сотрудничест­ва, то есть сочетания педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества в обучении и воспи­тании (2, с.99). В преломлении к педагогике толерантности этот принцип получает новое содержательное наполнение и имеет непо­средственную связь с первыми двумя, которые рассмотрены выше. Организация процесса формирования толерантности требует гармо­ничного совмещения руководства с самостоятельной работой обу­чающихся. Взаимодействие преподавателя со студентами в рамках данного процесса приобретает характер сотрудничества. Основная функция педагога, кроме сообщения теоретических сведений о сущ­ности и аспектах феномена толерантности, сводится к координиро­ванию обсуждений, дискуссий, проведению бесед, диалогов по раз­личным проблемам, имеющим непосредственную связь с проблемой толерантности. Важно также стремиться к тому, чтобы максимальное число студентов группы по крайней мере однажды побывали в роли такого координатора. Таким образом, преподаватель выступает пер­вым среди равных, он является консультантом, экспертом, организа­тором обсуждений, подводящим итоги и формулирующим основные выводы, к которым приходят студенты в ходе дискуссии. В таких условиях требованием к преподавателю является стремление учиты­вать все высказанные точки зрения, а также побуждать студентов обнаруживать противоречия в оценках, выстраивать логические до­казательства и совместно отыскивать истину.

Важной стороной рассматриваемого принципа оказывается опора на инициативу студентов, на их пожелания в ходе процесса формирования толерантности. К педагогу предъявляется требование не просто учитывать инициативу студентов, а всячески ее поощрять и побуждать. Вообще, инициативность индивида может выступать одним из ярких показателей уровня сформированности у него толе­рантности, являясь примерным ориентиром, определяющим направ­ления тактических действий преподавателя.

В рамках данного принципа мы склонны рассматривать требо­вание широкого использования поисковых и исследовательских приемов работы в ходе формирования толерантности. Свое конкрет­ное выражение данное требование получает в характере заданий, ко­торые могут даваться студентам на дом после групповых занятий. Такие задания отражают тематику, характер и результаты дискуссий, проведенных накануне. Кроме этого, весьма продуктивным может быть написание различного рода эссе по смежным проблемам.

Одним из значимых педагогических принципов является прин­цип связи учебно-воспитательной работы с жизнью, практикой, ибо формирование толерантности не является самоцелью. Толерантность представляет сущностное свойство отношения к другому человеку не как средству, а как к цели и высшей ценности, которое реализует­ся во всех видах деятельности.

В качестве принципа обучения, вытекающего из принципа свя­зи учебной работы с жизнью, выступает и принцип наглядности. Ос­нования этого заложены в самой природе мышления и способах ос­воения объективной действительности. Поскольку человек мыслит не только логическими понятиями, но и чувственными образами, на­глядность выводится на уровень самостоятельного мыслительного процесса. В формировании толерантности в роли образа выступает конкретная жизненная ситуация, в которой актуализирована данная проблема. Из этого следует, что преподавателю необходимо тща­тельно продумывать, какие из аспектов явления могут быть проил­люстрированы на примерах.

Необходимо отметить, что в силу принципа сочетания педаго­гического руководства с развитием самостоятельности и инициатив­ности обучающихся преподавателю не следует сопровождать из­бранные для иллюстрирования ситуации детальными комментариями с рекомендациями относительно линии поведения. Более эффектив­ным было бы рассмотрение данной ситуации самими студентами, ко­торые бы самостоятельно вырабатывали тактику предполагаемого поведения с учетом условий ситуации и педагогических целей. Бла­годаря этому наглядность становится не просто средством иллюст­рации; она нацеливает на самостоятельную работу со смоделирован­ной педагогической ситуацией как с источником информации, со­держащим в себе общее и единичное, особенное и индивидуальное. Кроме того, такая работа с педагогическими ситуациями обостряет внимание обучающихся, развивает аналитичность мышления и кор­ректирует их систему ценностей.

В качестве принципа следует выделить и принцип индивиду­ального подхода, учитывающего личностные особенности учащегося (его психику, систему ценностей, потребности и способности) (3, с.55).

Из проведенного анализа данных общепедагогических прин­ципов видно, что все они имеют большое значение для процесса формирования педагогической толерантности у студентов и могут выступать в качестве собственных принципов педагогики то­лерантности. Мы остановились лишь на некоторых из них – на тех, которые, по нашему мнению, играют особую роль при формировании толерантности.

Таким образом, мы выделили принципы педагогики толерант­ности как целостной системы формирования ценностей, знаний, умений, навыков толерантного взаимодействия и развития толерант­ности как педагогической установки и личностного качества. Этими принципами являются: общественно-ценностная целевая направлен­ность педагогики толерантности; принцип комплексного подхода и организации взаимодействия различных видов педагогической дея­тельности; принцип целостного и гармонического сочетания чувст­венно-интеллектуального, эмоционально-волевого и действенно- практического компонентов формирования толерантности; принцип формирования толерантности в условиях коллектива; принцип со­трудничества, т.е. сочетания руководства с развитием самостоя­тельности и инициативности обучающихся; принцип связи учебно- воспитательной работы с жизнью, практикой; принцип наглядности; принцип индивидуального подхода к учащимся.

Форма и содержание процесса формирование толерантности характеризуется комплексом педагогических условий. Среди них мы выделяем формирование знаний – повышение уровня информиро­ванности студентов о сущностных и содержательных аспектах фено­мена толерантности, особенностях изучения данного явления в рам­ках различных областей знания, развитии и становлении проблемы толерантности; развитие у студентов ценностных ориентаций, вклю­чающих в себя интересы, мотивы, оценки и нормы поведения, на­правленное на усвоение и применение в практической деятельности и общении этических принципов толерантности (принципы равенст­ва, сотрудничества, свободного выбора и ценностного самоопреде­ления); формирование умений и навыков толерантного межличност­ного взаимодействия, представляющее собой практически- поведенческую сторону процесса формирования толерантности, имеющую в своей основе ознакомление и самостоятельное нахожде­ние студентами приемов и способов душевно-духовного и делового общения; формирование установки на толерантность, состоящей в эмоционально-волевой готовности к равноправному диалогу с дру­гим, к его целостному, критически-благожелательному пониманию. Комплекс педагогических условий дополняется реализацией сово­купности организационных форм учебно-воспитательной работы, характеризующих методическую сторону педагогики толерантности.

Среди них выделяются лекционные, дискуссионные, игровые, пси­ходраматические формы, каждой из которых присуще широкое мно­гообразие приемов их воплощения, использование которых ставится в зависимость от особенностей конкретной группы студентов.

Список использованной литературы:

  1. Валитова P.P. Толерантность как этическая проблема. Дисс. канд. философ, наук. М., 1997. – 160 с.
  2. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. – М.: Просвещение. – 1989. – 302 с.
  3. Декларация принципов толерантности, принятая на двадцать восьмой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г. – Париж: ЮНЕСКО, 1995. – 16 с.