Карачаево-Черкесский университет имени У.Д.Алиева, г. Карачаевск
Многозначность – естественное и широко распространенное явление в языке, одна из его важнейших семантических закономерностей. Можно говорить о двух основных причинах этого явления.
Одна из них объясняется принципом экономии и заключается в известном противоречии между беспредельностью нашего опыта и ограниченностью ресурсов языка. Познавая окружающую нас действительность, мы вынуждены использовать одно и то же слово для обозначения различных классов предметов, так или иначе связываемых в нашем языковом сознании, перенося названия данного предмета на другие. С многозначностью слов (полисемией) младшие школьники сталкиваются постоянно, но далеко не всегда осознают ее. К пониманию многозначности они приходят от иносказания, от переносного значения слов. Однако на первых порах наличие у слова нескольких значений нередко поражает ученика.
Программа по русскому языку для начальных классов уделяет большое внимание развитию речи обучающихся. В связи с этим большой интерес представляет работа над многозначностью слова, как значимого составляющего в работе по развитию речи детей. На современном этапе развития общества, в связи с возросшими требованиями к культуре речи школьников, необходимо работать не только над количественным, по и над качественным обогащением словарного запаса учеников. Эта работа должна включать не только работу по «накоплении» новых лексических единиц, но также работу по «раскрытию» и усвоении. многозначности уже известных слов.
Проблема изучения многозначности слова рассматривается в методической литературе в нескольких аспектах:
1) разрабатываются материалы к урокам в классе по теме «Однозначные и многозначные слова», даются конкретные рекомендации, упражнения к данным урокам
2) делаются попытки классифицировать ошибки учащихся и связи с использованием в речи многозначных слов.
Многочисленные ошибки учащихся в устной и письменной речи, связанные с использованием многозначных слов, свидетельствуют о необходимости серьезной и систематической работы над многозначностью и – шире – над значением слова вообще. Ученики не знают, а часто и не умеют использовать различные значения полисемантичных слов, очень распространенными являются и ошибки, связанные с употреблением в речи слов с переносным значением. Их типы очень многообразны и не сводятся только к употреблению слова в несвойственном ему значении. При работе с многозначными словами учителю начальных классов, на наш взгляд, необходимо учесть: для разграничения значений слова решающую роль играет контекст, конкретное словоупотребление.
Но немалое значение имеют и семантические определения, поэтому при изучении многозначности необходимы и упражнения, направленные на анализ определений различных значений в толковом словаре, а также упражнения на самостоятельное нахождение различий между значениями одного слова. Наиболее эффективными оказались следующие упражнения:
– использование многозначного слова в контексте, составленном самими учащимися;
– определение (называние) слова по толкованию;
– «узнавание» многозначного слова в контексте и определение его значения; различение прямого и переносного значения слов и доказательство оснований переноса;
– составление словосочетаний и предложений с многозначным словом в указанном значении;
– подбор синонимов и антонимов к разным значениям многозначного слова.
Результативными являются упражнения по толковому словарю: проверка правильности толкования, нахождение слова и использование его в контексте и др.
Понятие многозначности слов усваивается учащимися более осознанно в условиях изучения слова в его системных связях. Работа над лексической сочетаемостью слов проходит интересно, помогает предупредить речевые недочеты; правда, она требует большого напряжения от учителя, трудна, но выполнима и необходима.
Ошибки учащихся часто исходят и из незнания способов толкования лексического значения слова, неумения строить семантические определения и их применять, а выработка умения строить семантические определения – один из элементов развития речи учащихся. Бобровская Г.В. отмечает: «В речи мы формулируем мысль, но, формулируя се, мы сплошь и рядом ее формируем…» [1,89]. Иными словами, наблюдается обратное воздействие речи на мысль. Речевое оформление мысли способствует большей четкости, ясности, стройности, последовательности самой мысли
Роль изучения многозначности слова в начальной школе для повышения речевой культуры учащегося, а следовательно, и его общей культуры трудно переоценить. Понимание нескольких значений многозначных слов и умение правильно их употреблять в разных значениях обогащает словарь ученика (не расширяя его количественно, увеличивая смысловую нагрузку известных ему слов), предупреждает и исправляет речевые недочеты в употреблении многозначных слов, обогащает и упорядочивает синтаксис речи детей. При правильно, с методической точки зрения, поставленном изучении многозначного слова расширяются синонимические ряды слов, совершенствуется механизм подбора антонимов, а, следовательно, обогащаются выразительные возможности языка обучающихся.
Младшие школьники усваивают определение однозначных и многозначных слов, практически запоминают способ отражения в толковом словаре разных значений многозначного слова, способы переноса наименования. В связи с изучением однозначных и многозначных слов формируются следующие умения: узнавать, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; находить справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова.
В результате знакомства со структурой многозначных слов, типами переносов наименований учащийся получает возможность распространить приемы определения разных значений слова на непонятные ему слова; его будут интересовать закономерности сочетания слова в разных значениях с другими словами, при чтении он будет устанавливать типы этих связей. Он будет думать над языком. Будет совершенствоваться техника целесообразного отбора языковых средств определенного стиля речи, так как при изучении полисемии нельзя не затронуть вопроса о разной стилистической окрашенности, принадлежности слова с разными значениями к определенным стилям речи.
Список использованной литературы:
- Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская // Начальная школа. – 2002. – №6. – С.76–80.
- Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов: Учеб. пос. для учащихся начальной школы. – М.: Дрофа, 2003. –152с.
Работа представлена научным руководителем: ст. преп. Биджиевой В.И.
Свежие комментарии