Узденова Б.Х. Тоторкулов А.А. Проблемы автоматизации учебного процесса вуза

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия»

Спрос на высшее образование сегодня высок, как никогда. Количество студентов, обучающихся на одном курсе вуза средней величины, измеряется тысячами. Тот факт, что потенциал и способности каждого студента отличаются, вызывает большие неудобства. Среди организационных проблем также остро стоит проблема нехватки аудиторий. Еще одной проблемой являются большие объемы изучаемого материала, поэтому процент остаточных знаний в данном случае невысок.

Закономерным в данной ситуации видится следующий вопрос: как в условиях ограниченного предложения повысить результативность, эффективность образовательного процесса, не потеряв при этом в его качестве? Другими словами: что нужно сделать, чтобы интенсифицировать процесс обучения, сохранив при этом требуемые параметры качества?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим образование как технологический процесс, в котором используются различные информационные технологии (технические, программные, сетевые и пр.). Заметим, что любой технологический процесс, обычно, стремятся автоматизировать с целью повышения качества и количества продукции. В нашем случае продукцией будут являться «кирпичики» современного цивилизованного общества, обладающие определенными качественными характеристиками, и в первую очередь, профессиональной компетентностью.

Автоматизация технологического процесса, как правило, подразумевает использование средств автоматизации для совершенствования технологии процесса и совершенствования управления ходом процесса, т.е. соблюдения этой технологии. Логично предположить, исходя из этой аналогии, что для совершенствования образовательного процесса имеются свои средства автоматизации. Примером таких средств могут служить электронные материалы и учебно-методические комплексы, разнообразные обучающие информационные системы. Однако если принять во внимание все стороны образовательного процесса, то можно заметить, что сами по себе средства не являются достаточным условием для обеспечения эффективности обучения: их необходимо правильно применять. Как нам видится, причиной этому являются некоторые проблемы, которые будут рассмотрены ниже.

Итак, среди актуальных на сегодняшний день проблем автоматизации учебного процесса можно выделить следующие:

1. Изменилась роль преподавателя в образовательном процессе. Он по-прежнему играет ключевую роль в процессе обучения, но теперь он не просто человек, который начитывает материал, а, фактически, менеджер учебного процесса, т.е. он определяет, как максимально эффективно распорядиться имеющимся временем, что из сложного изучить в аудитории, что из легкого оставить на дом, как подать материал с наибольшей наглядностью и т.д. Кроме того, необходимо выделять студентов с различными способностями, т.е. стремиться индивидуализировать процесс обучения. В идеале хотелось бы достичь такой организации процесса, при которой инициатором обучения и, одновременно, исполнителем выступал бы студент, а преподаватель выступал бы консультантом.

Данная проблема представляется важной, поскольку процесс перестраивания дисциплины с учетом изменившейся роли преподавателя достаточно трудоемок.

2. Изменилась цель обучения: на наш взгляд, сейчас требуется не знание всего материала дисциплины, а знание ее основополагающих принципов (законов, правил) и понимание всего остального материала. В подтверждение сказанному есть три веских довода:

  • запоминание всего материала дисциплины для сдачи на экзамене (зачете) абсолютно бессмысленно, поскольку не несет в себе никакой практической пользы. Особенно это касается описательных предметов. Соответственно, направленность контрольных мероприятий по таким предметам должна быть скорректирована;
  • при существующей системе обучения по прошествии нескольких лет после изучения дисциплины в голове среднестатистического студента в лучшем случае остаются только базовые законы и правила: в таком случае, зачем запоминать все?
  • требования работодателей всегда опережают требования учебного плана к уровню подготовки выпускников, другими словами, переучивание «специалистов» неизбежно. Следовательно, вероятность того, что знания дисциплины пригодятся в полном объеме, снижается.

Резюме из приведенных выше доводов таково: понимание более востребовано, чем запоминание; изучение полного объема дисциплины необходимо лишь для расширения кругозора. К сожалению, не все преподаватели признают данные доводы, чем снижают эффективность обучения.

3. Одной из важнейших проблем современности является проблема создания качественных электронных учебных материалов или электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК). Сложности в данной сфере обусловлены отсутствием какого бы то ни было стандарта на ЭУМК. Вследствие этого каждый преподаватель волен вкладывать в содержание и оформление ЭУМК свой смысл. Тем не менее, считается, что хороший ЭУМК должен быть четко структурирован, снабжен гипертекстом и мультимедиа-вставками; состоять из курса лекций, набора проверочных заданий (вопросы, задачи, тесты и пр.), дополнительных материалов, одним словом – всю информацию, необходимую для изучения дисциплины. Немаловажную роль играет также и способ подачи материала (текст, презентация, анимация, видеолекция и т.д.).

Создание ЭУМК сопряжено со многими трудностями, среди которых:

  • сложности в создании ЭУМК преподавателями старших (и наиболее опытных) поколений. Таким людям требуется дополнительный человек для «перевода» их знаний в электронный вид;
  • отсутствие как механизмов защиты авторских прав, так и государственного регулирования в данном вопросе. Охрана авторских прав – действительно больное место не только при создании ЭУМК, но, несмотря на актуальность проблемы, какое-либо определенное решение предложить очень сложно (главная проблема – легкость копирования электронных материалов);
  • недостаточная квалификация преподавателей для создания качественно оформленных, снабженных гиперссылками и мультимедиа-вставками материалов. Для решения этой проблемы оформление ЭУМК необходимо поручить специалисту, умеющему работать с текстом, графикой, мультимедиа;
  • создаваемые ЭУМК часто носят на себе «отпечаток» того вуза, факультета, кафедры, специальности и преподавателей, которые их создавали (например, принятая терминология, стилистика и пр.);
  • отсутствие общепризнанных банков и центров рецензирования электронных материалов, которым можно доверять при выборе того или иного ЭУМК (своего рода «сертификат» на ЭУМК). Очевидно, что прежде, чем создавать такой центр, необходимо определить его функции и полномочия, а также задачи и цели функционирования.

Косвенной характеристикой качества ЭУМК может служить срок его создания. К примеру, нами за два года был создан только курс лекций (не ЭУМК) по высшей математике, что свидетельствует о том, что срок создания хорошего ЭУМК должен быть сопоставим со сроком издания традиционного учебника.

4.Одной из коммуникационных проблем видится недостаточная совершенность средств дистанционного общения преподавателя и студента. К примеру, на данный момент нет готовых программных средств, позволяющих в онлайн-режиме обмениваться математическими формулами, написанными в привычном математикам виде. Собственно, задача здесь состоит не в разработке математического языка, а в интеграции имеющихся средств в интеллектуальную систему коммуникации, с помощью которой можно было бы обмениваться текстом, формулами, растровыми и векторными картинками, звуковыми и видеофрагментами и потоками (разговоры и видеоразговоры) и т.п. как в онлайн-, так и в отложенном режиме с возможностью фиксации каждого «разговора».

5.Не менее интересной проблемой является сложность создания моделей приборов (инструментов) для проведения занятий в виртуальных лабораториях. К таковым можно отнести математические, физические, химические, биологические приборы (инструменты). Пока относительные успехи имеются в моделировании физических и механических измерительных приборов с помощью системы LabVIEW, однако, эти модели не охватывают всего спектра имеющихся приборов (инструментов). Скорее всего, создание моделей должно учитывать следующие параметры:

  • степень реализма: наглядное представление (например, изображение), наглядное представление и простая модель, наглядное представление и сложная модель (с возможностью задания отдельных параметров);
  • перечень характеристик прибора (инструмента);
  • классы точности (погрешности), прочности, стойкости и т.п.

Каждая модель должна содержать описание прибора (инструмента), принципов его функционирования, цели и условий использования. Современные средства визуального программирования и анимации позволяют воспроизвести любое нужное действие на экране, однако, начать необходимо с написания некоторого стандарта либо руководящего документа, регламентирующего создание виртуальных приборов (инструментов).

Рассмотренный перечень проблем, безусловно, не является исчерпывающим в таком сложном процессе, как автоматизация образовательного процесса. Однако определены несколько интересных направлений, которые хотелось бы развивать в дальнейших работах.

Хотелось бы также отметить, что автоматизация учебного процесса предполагает активную позицию обучающихся. К сожалению, опыт преподавания информационных дисциплин показывает, что из-за повального стремления к высшему образованию активность позиции среднестатистического студента снижена, соответственно, качество их подготовки также снижено, несмотря на все прикладываемые со стороны вузов усилия. Возможно, автоматизация образовательного процесса поможет решить эту проблему, и «кирпичики» нашего общества будут по-настоящему крепкими.

Добавить комментарий