КЧГУ, г.Карачаевск

Жёсткие условия глобального экологического кризиса, необходимость его преодоления предполагают включение экологических критериев в качестве обязательных и приоритетных для всех отраслей человеческой деятельности. Реализация стратегии инновационного развития России в сложившихся обстоятельствах требует подготовки кадровых ресурсов, нацеленных на оптимизацию взаимоотношения человека и природы, повышение экологической безопасности на основе передовых отечественных и зарубежных достижений.

Главная цель экологического образования общества заключается в формировании социально активной личности с высокой экологической культурой, личности, ориентированной на непрерывное саморазвитие, способной не только адаптироваться к быстро меняющимся социально-экологическим условиям, но и отчетливо осознающей последствия предпринимаемых действий и обладающей чувством ответственности современников перед потомками за свое экологическое поведение 7].

Всеобщее обязательное экологическое воспитание и образование подрастающего поколения, учащейся молодежи и экологическое просвещение всего населения направляет образовательные учреждения на проектирование системы экологического образования в образовательных учреждениях.

Однако в области проектирования экологического образования сегодня складывается сложная и противоречивая ситуация. С одной стороны, возрастает значимость экологического образования как направления духовно-нравственного развития личности учащегося, а именно:

– становятся приоритетными аксиологические подходы в организации природоохранной деятельности;

– возрастает востребованность в экологической культуре и этике;

– актуализируются принципы устойчивого развития общества.

С другой стороны, в современном школьном образовании не выделено отдельного курса экологии, и разработчики ФГОС ставят перед педагогами задачу формирования экологического компонента в рамках общеобразовательных учебных предметов для основной школы и выбора отдельного курса экологической направленности учащимися старшей школы в рамках школьного компонента инвариантной части учебного плана [1]. Но тем не менее в материалах ФГОС в значительной степени отмечается важность экологического образования и воспитания.

В связи с этим новая социокультурная и экологическая ситуация существенно изменила роль педагога в преодолении экологического кризиса и содержание его деятельности, выводя за пределы узкопрофессиональной предметной компетенции и повышая меру ответственности за результаты экологического образования молодого поколения, порождая потребность в становлении новой профессиональной компетентности специалиста в области образования– эколого-педагогической компетентности [6].

Ю.В. Гришаева отмечает, что под экологической компетентностью педагога следует понимать его способность и готовность к эколого-педагогической деятельности, направленной на создание и поддержание эффективной экологической образовательной среды, способствующей повышению уровня экологической культуры всех участников педагогического взаимодействия [3].

В свою очередь, экологическая компетенция студента педагогического вуза– это необходимый уровень его подготовки, включающий ценности и смыслы экологической (эколого-педагогической) деятельности, базовые экологические знания, а также опыт решения социально значимых экологических проблем на основе практической экологической деятельности. Экологическая компетенция личности формируется на основе базовых компетенций.

По мнению С.Н. Глазачева, базовая система экологических компетенций личности будущего педагога, раскрывающих важные аспекты понятия «экологическая культура личности», представлена следующим образом:

– обладает способностью ответственно относиться к природной среде на основе признания её универсальной ценности;

– понимает сущность природных пределов современного социально-экономического развития и причины экологического кризиса;

– способен оценивать результаты и последствия своей деятельности с точки зрения природосообразности (биосферосовместимости), ненанесения или минимизации вреда природе;

– обладает навыками природосообразной деятельности и поведения;

– способен эмоционально чувственно воспринимать угрозу разрушения природной среды, проявлять волю к её защите и охране;

– обладает потребностью деятельности в сфере экологии и природопользования;

– обладает чувством природы, способен воспринимать её величие и красоту;

– обладает потребностью общения с природой, нахождения в естественных ландшафтах;

– обладает целостным мировоззрением и мироотношением [2] .

Очевидно, что в отличие от исходного понятия «экологическая культура личности», система формализованных характеристик, определенных ФГОС в виде компетенций, позволит перейти к некоторым технологическим операциям, таким как измерение, оценка, планирование, коррекция. К показателям сформированности экологической компетентности студентов вуза относятся: устойчивость интереса к экологическим вопросам, наличие потребности в повышении уровня экологических знаний, мотивы участия в экологической деятельности, преобладающий характер экологических ценностей, личностно значимых для студентов, наличие опыта участия в практических делах по сохранению и улучшению состояния окружающей среды [5].

Одной из активных форм экологического образования в высшей школе является включение студентов независимо от профиля их подготовки в максимально разнообразные виды экологоориентированной деятельности– природоохранной, природовосстановительной.

Таким образом, экологическая проблематика в образовании является наиболее удачным материалом для демонстрации конкретной взаимосвязи социальных, природных и технологических составляющих устойчивого развития общества. В настоящее время целью экологического образования при подготовке будущих педагогов становится не столько формирование знаний и умений, сколько развитие экологического сознания, мышления, культуры, что отражено в ФГОС в виде компетенций по направлению «Педагогическое образование».

Список используемой литературы:

  1. Александрова В.П. Проблемы оценки качества эколого-биологического образования в условиях реализации ФГОС // Биология в школе. – 2013. – № 8. – С. 41–48.
  2. Глазачев С.Н., Косоножкин В.И. Становление гуманитарной технологии формирования экологической компетентности: модель, диагностика, коррекция // Электронное периодическое научное издание «Вестник международной академии наук. Русская секция». URL: http://www.heraldrsias.ru/online/2012/1/222/ (дата обращения 30.09.14).
  3. Гришаева Ю.М. Компетентностный подход в экологическом образовании студентов педагогического вуза // Вестник Московского государственного областного университета. – 2009. – № 1. – С. 21–26.
  4. Игумнова Е.А. Формирование профессиональных компетенций в сфере природоохранной деятельности у магистрантов естественнонаучного образования // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского.– 2010.– № 7–9 (30).– С. 124–130.