Темерезов Ислам Халисович Организационные условия управления инновационно-интеграционными процессами в высшей школе на современном этапе

  КЧГУ им. У.Д. Алиева

г. Карачаевск, КЧР, Российская  Федерация

 

О необходимости перехода к системе высшего образования нового инновационного типа сегодня говорят на всех уровнях: от международных конференций по проблемам философии образования до методических объединений. С одной стороны, решение этой задачи следствие изменений в культурной, технологической, социальной, научной сферах современного мира, с другой условие этих изменений.

В мировой цивилизации, включающей в себя развивающиеся, индустриальные, постиндустриальные общества, к концу 20 века проявилась тенденция формирования информационной стадии развития. Уже на стадии постиндустриального общества общее образование перестает быть только транслирующим, передающим механизмом культуры и все в большей степени начинает становиться механизмом ее порождения. Поэтому проблема реформирования образования становится реальной практической необходимостью для большинства развитых стран, начиная с 60-х годов, а формирование нового типа образования обще цивилизационной тенденцией. Кроме того, новое содержание образования, его методики и технологии, способы коммуникации обучаемых и обучающих, система реализуемых целей, структура образования как социального института всё то, что и называется определенным типом образования, выступают сегодня важнейшей гарантией самого существования человеческой культуры.

В системе управления образованием вырабатываются новые основы построения отношений между органами управления федерального, регионального и местного уровней, к выработке новых функций центрального местного аппарата управления образованием. Поэтому возникает потребность в разработке и использовании сбалансированной разно уровневой системы управления образованием, учитывающей специфику современного социально-экономического развития России и ее регионов, переориентации управления на развитие региональных образовательных систем.

Современная образовательная система становится все более сложной, ей приходится действовать в динамично изменяющемся мире, предъявляющем к ней возрастающие требования. Одновременно с этим в ней и внутри образовательной системы появляются управленческие, педагогические новшества, создающие возможности для качественных изменений в способах и результатах ее работы, в выработке новой стратегической политики. Все это приводит к усложнению задач управлением образовательной системы в целом и высшей школы в частности. Анализ и поиск решения проблем управления в научной литературе активно обсуждается лишь в последнее десятилетие, но проблемы эти остаются такими же актуальными.

Современная теория управления формированием единого общеобразовательного пространства развивается как часть общей теории управления социальными процессами. Она имеет свои существенные особенности, отличающие ее от теорий управления организациями других видов. Но в ее основе лежат также обще управленческие подходы.

Первым шагом на пути к эффективному управлению должен стать анализ ее состояния, ориентированный на выявление и оценку проблем. Основное требование к анализу состоит в том, чтобы все проблемы были определены операционально и полно.

Основными задачами управления являются создание системы работы с руководящими и педагогическими кадрами, прогнозирование кадровой ситуации, планирование профессионального роста и повышения квалификации работников.

Управленческие службы, как и много лет назад, занимаются традиционной работой с высокой степенью загруженности, но в основном это выполнение рутинной работы. Такая организация работы по управлению малоперспективна и малоэффективна. Процесс внедрения информационных технологий идет крайне медленно в силу целого ряда причин, и прежде всего низкого уровня оснащенности современной оргтехникой.

Обмен информацией между отделами управления и образовательными учреждениями затруднен. Телефонная связь является самым распространенным видом оперативной административно-управленческой связи. Внутриучрежденческие телефонные системы практически не используются, радиотелефонные системы в управлении образования отсутствуют. Все это влечет за собой снижение документооборота, оперативности поступления информации, затруднение процедуры обработки, хранения и передачи документации и другой информации, замедление принятия управленческого решения и отсутствие системы информационной поддержки в обосновании управленческого решения, низкую информационную культуру делового общения.

Оценка деятельности руководителя производится зачастую по критериям чисто исполнительского отношения к управлению. Обилие приказов, инструкций, предписаний, отчетов, до мелочей регламентированная деятельность управленца вовлекает его в положение вечно виноватого и оправдывающегося руководителя. От него не требуется инициативы, грамотности в принятии управленческих решений, самостоятельного подхода к проблеме, да и к самому выявлению проблем. Происходит подмена функций управления, в том числе и функционала управленца. Все указанные вопросы позволяют подчеркнуть, что управление формированием современного образовательного пространства является педагогической проблемой.

Инновационное развитие образовательного пространства, как нами было отмечено ранее, должно быть обеспечено высоким уровнем управленческой деятельности. В этих условиях возникают проблемы совершенствования культуры анализа, экспертных способов оценки деятельности; соорганизации управленческой команды; совершенствования системы внутри школьного управления в целостности всех ее аспектов.

Трансформация образовательной системы предполагает осуществление целого комплекса мероприятий, который бы служил механизмом реализации поставленных задач. Процесс реформирования системы образования ориентирован обычно на реформирование содержания обучения, изменение учебно-методического обеспечения и трансформацию организационной структуры учебных заведений.

Более глубокая модернизация российского образования затрагивает и функционирование всей структуры образовательной системы, что с неизбежностью приводит к изменению взаимосвязей между отдельными элементами системы, а также к возникновению новых структур. Целостность и устойчивость системы образования, эффективность ее функционирования в данных обстоятельствах может быть сохранена только при выполнении определенных организационных условий инновационными процессами по формированию образовательного пространства высшей школы.

Создание специального механизма обеспечения непрерывности образования и поддержания функционирования системы образования, что предполагает разработку специального пакета антикризисных мероприятий, способного максимально элиминировать негативные последствия возможной временной разбалансировки системы образования в период масштабных образовательных структурных и содержательных изменений, а именно:

– создание специального механизма обеспечения взаимодействия федеральной национальной образовательной системы с региональными образовательными системами и системами других стран с целью поддержания преемственности образования в стране в контексте основных тенденций развития международного образования;

– разработку новой модели управления формированием образовательного пространства высшей школы, коррелируемой с инновационным характером видоизмененной всей системы образования;

– разработку модели содержания макроуправления формированием современного образовательного пространства, адекватной целям и задачам модернизации российского образования.

На сегодняшнем этапе развития российской высшей школы идет активный процесс переоценки основных концептуальных и практических положений, связанных с ценностно-смысловым ядром в области образования и их соответствия возможностям XXI века. Главной характеристикой этого процесса является то, что он достаточно интенсивен и характеризуется не столько ломкой старого, а скорее сменой типов социально-культурного наследия. Речь в данной ситуации идет о прогнозировании будущего на основе анализа событий и явлений сегодняшнего состояния дел, вдумчивом совершенствовании системы образования, как в целом, так и отдельных ее компонентов.

а

Список использованной литературы

  1. Грохольская О.Г. Проблема целеполагания как основа образовательной стратегии России // Учебно-воспитательный процесс в вузе. М., 2000.
  2. Грохольская О.Г. Проблемы современной дидактики: Монография. М., 2004.
  3. Жуков В.И. Российские преобразования. М., 2004.

Добавить комментарий