КЧГУ, г.Карачаевск

Сфера обслуживания представляет собой широкий и объемный институт. Данное понятие охватывает сферу производства как материальных, так и нематериальных благ. Сфера обслуживания выражена в совокупности разнообразных отраслей хозяйствования, каждая из которых  осуществляет свою деятельность с помощью предоставления определенных услуг, тем самым, удовлетворяя потребности граждан.

Разного уровня услуги охватывают собой широкое поле деятельности – от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества. Гостиницы и рестораны, туристические фирмы и санаторно-оздоровительные, медицинские учреждения относятся к сфере услуг. Практически все организации в той или иной форме оказывают услуги.

Сфера услуг опережает производственную сферу по темпам роста и по появлению новых видов услуг, по ее приспособлению к потребностям рынка и потребителей.

Наиболее часто услугу рассматривают с экономической и правовой точек зрения, каждая из которых имеет свои особенности.

В экономической науке преобладает мнение, согласно которому услуги выполняют любые функции, которые непосредственно связаны с удовлетворением потребностей членов общества, если соответствующая деятельность не направлена на производство каких-либо предметов.

В правовом понимании услуги представляют собой действия, результаты которых неотделимы от самой деятельности и потребляются в процессе этой деятельности.

Под технологией создания туристического продукта организаторами туризма следует понимать работу по комплектации разного вида товаров и услуг в единое целое – тур.

Основной задачей организаторов туризма является комплектация различных туристических услуг в туризме. В зависимости от вида тура туроператор подбирает различные услуги и тип обслуживания.

Форма построения тура:

Инклюзив – это тур строгим набором услуг не меньше двух и действует на определенном маршруте. Заказной – это тур, состоящий из различных видов услуг, каждая из них может быть реализовано отдельно и имеет собственную цену. Комплектования состава услуг производится по желанию клиента.

По содержанию программы обслуживания туры делятся на тематические, лечебно-оздоровительные, спортивные, комбинированные.

По форме организации туры бывают: VIP – туры, А ля карт, Stop-overs (транзит), СЕТ (стандарт), Каскад (в месте прибытия), Велнес (лечение), Сафари, Круизы, Рекламный, Фортуна (скидка но без указания отеля).

По продолжительности жизненного цикла турпродукта туры делятся на:

  • основные, находящиеся на стадии роста и приносящие прибыль;
  • поддерживающие, которые стабилизируют доходы и находятся на стадии роста;
  • стратегические – это туры, призванные обеспечить прибыль в будущем и находящиеся на стадии разработки и внедрения;
  • тактические – это туры, призванные стимулировать продажу основных туров и находящихся на стадии роста или зрелости.

По построению трассы туры бывают линейные, радиальные, кольцевые и комбинированные.

По продолжительности туры делятся на многодневные, кратковременные и туры выходного дня.

По возрасту участников – детские, молодежные, взрослые и людей преклонного возраста.

По составу участников – индивидуальные, семейные и групповые.

По принадлежности транспорта (автомобильный, железнодорожный, водный, авиационный и т.д.) – личный или арендованный, общего пользования, личный транспорт туристов.

Турпакет – это комплекс услуг, предоставляемых в путешествии по индивидуальному или групповому варианту, который предлагается на широкую продажу потребителям и в который, кроме транспорта, входят размещение, питание и другое обслуживание.

Турпакет состоит из четырех элементов: туристический центр, транспорт, размещение, питание и трансфер.