Кубаева Р.С. Педагогические условия подготовки менеджеров государственного муниципального управления к будущей профессиональной деятельности

КЧГУ, г.Карачаевск

На данном этапе развития социума важной проблемой является подготовка компетентных специалистов, которые могли бы конкурировать на рынке труда и быть востребованными обществом. Это требует пересмотра традиционных форм обучения и перевода его на инновационные технологии, которые бы обеспечивали высокий уровень профессионализма будущих специалистов различного направления, в том числе и в области государственного муни­ципального управления. Современный менеджер – специалист, обладающий высокой культурой делового общения и глубокими теоретическими знаниями в области эконо­мики, математики, информатики, теории управления и принятия решений, а также практическими навыками управления людьми. На подготовку менеджеров ГМУ к профессиональной деятельности ока­зывают влияние различные факторы и условия.

С учетом специфики подготовки менеджеров ГМУ, можно опреде­лить следующие факторы: социальные, образовательные, психологические, процессуальные.

Изучение психолого-педагогической литературы показало, что к опреде­лению термина «педагогические условия» существуют различные подходы. Они трактуются как усиление направленности, учет физиологических осо­бенностей, организация системообразующей деятельности, ориентация на нравственные ценности, формирование готовности, педагогизация среды, организация взаимодействия, осуществление комплекса мер и т. д. В своем исследовании будем использовать определение термина «педагогические условия», приведенное А. Я. Найном. Он считает, что педагогические усло­вия можно рассматривать как совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-про­странственной среды, направленных на решение поставленных задач. С учетом специфики подготовки менеджеров ГМУ нами выделены сле­дующие педагогические условия:

  • разработка дидактической сис­темы задач, направленной на формирование профессиональных и личност­ных качеств менеджеров;
  • эмоционально-интеллектуальное взаимодействие участников целостного педагогического процесса;
  • создание ситуации диалогизма;
  • создание личностно-ориентированной ситуации;
  • рефлексия педагога и обучающихся, в процессе их совместной эмоционально-интеллектуальной деятельности.

Рассмотрим кратко их содержание. Формирование профессионально важных качеств является неотъемлемой частью математической подго­товки будущих менеджеров ГМУ. Одним из условий, направленных на реше­ние поставленной задачи является разработка дидактической системы задач, направленной на формирование профессиональных качеств менеджеров. Она представляет собой систему профессионально-ориентированных, поис­ково-ориентированных, эвристических научно-поисковых и рефлексивных задач. Это достигается за счет информации содержащейся в струк­туре задачи; реальности и близости к профессиональной деятельности сту­дента; оригинального решения, требующего применения известных методов в необычных условиях и рационализации известных приемов; поиска выхода из противоречий; выбора оптимального решения из возможных альтерна­тив; обобщений известных понятий и операций. – Предложенные задачи должны соответствовать уровню теоретических знаний и практическому опыту студентов в целях обеспечения самостоя­тельного решения.

Эмоционально-интеллектуальное взаимодействие участников целостного педагогического процесса. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, в рамках гуманистической парадигмы замещается эмоционально-интеллектуальным взаимодействием, в основе которого лежит совместная мыследеятельность педагогов и студентов. Его основными признаками является разработка комфортно-требовательных условий для развития личности студента. Она заключается в том, что информация, опосредованная эмоционально оценочным отношением, способствует разрешению мотивационного барьера, между преподавателем и студентом; студенту делегируется больше ответственности за свои поступки; он самостоятельно принимает решения и осознано делает выбор, становясь субъек­том собственной жизни; преобладают ощущения эмоционального благопо­лучия, комфортности и безопасности, позитивные и конструктивные эмоции (желание преодолеть трудности, переживание успеха, продвижение вперёд);. Особую важность в характеристике данных отношений в рамках под­ готовки специалистов-менеджеров ГМУ, имеют следующие положения: активная позиция студента в процессе обучения; равноправие личностей преподавателя и студента; совместное решение проблемы и принятия реше­ний как способ взаимодействия; игра, диалог, работа в группах, как основ­ные организационные формы, реализующие процесс подготовки будущих менеджеров в вузе.

 Создание ситуации диалогизма. Основным условием реализации эмо­ционально-интеллектуального взаимодействия педагога и обучающихся в процессе обучения является диалогизация профессионального обучения студентов. По мнению исследователей, наибольшей релевантностью для организации продуктивных личностно развивающих контактов обладает общение, которое по своим нормам организации может быть отнесено к «диалогическому», поскольку оно адекватно субъект-субъектному характеру человеческой природы [5]. Диалогические отношения, по мнению М. М. Бах­ тина, – это почти универсальное явление, пронизывающее все проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение. Чужие сознания, согласно М. М. Бахтину, нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты – с ними можно только диалогически общаться [1]. Диалог может происходить не только между различными субъектами, он «неминуемо идет и внутри каждого отдельного человека» [1, с. 176]. Тем самым ученый обозначает в диалогических отношениях две формы диалога — внутренний и внешний, для которых важно создать условия их возникновения. Посредством «внутреннего» диалога можно проектировать ситуационные задачи следующего характера: выбор решения из альтернатив; разрешение проблемных ситуаций; поиск суждений на определенный факт или явление; выдвижение гипотез и предположений. Посредством внешнего диалога проектируются ситуационные задачи следующего характера: вопросительный образ общения; обмен мнениями, идеями, позициями; дискуссии; коллективная генерация идей, оппонирование идей, предложений, доказательств; полифункциональний анализ идей и гипотез [2].

Личностно ориентированная образовательная ситуация. Наши иссле­дования показали, что в процессе постановки и решения учебных задач необходимо ориентироваться на индивидуально-типологические особен­ности участников педагогического процесса, что в свою очередь, требует разработки структуры личностно ориентированной ситуации. Она является важным условием целостного восприятия студентом роли математики в его будущей профессиональной деятельности и становления личностно-твор­ческого потенциала менеджера ГМУ. Ситуацию мы определяем как сово­купность всех условий внешних и внутренних, объективных и субъектив­ных, определяющих данный момент жизнедеятельности человека. Наиболее существенную в практическом отношении характеристику личностно — ориентированной ситуации составляют способы ее создания. Они так же многообразны, как и личностный мир человека. В любом случае цель педагога состоит в социокультурной ориентации или переориентации сознания студента, в обеспе­чении выбора им, принятия и апробации в собственном опыте какой-либо социальной ценности. Рефлексия педагога и обучающихся в процессе их совместной эмоци­онально-интеллектуальной деятельности. Известно, что способность реф­лексировать связана с развитием личностно-смысловой сферы человека, характерным признаком которой выступает его отношение к постигаемой действительности, осознание ее ценности, поиск причин и смысла проис­ходящего вокруг. Она дает человеку возможность обдумать происходящее, осознать свои воз­можности и стремления, обосновать жизненную перспективу и тщательно готовиться к принятию решения. Полученные в ходе изыскательских работ результаты показывают, что вышеназванные условия взаимосвязаны и взаимообусловлены. При проек­тировании и конструировании педагогического инструментария подготовки менеджеров ГМУ их необходимо учитывать в комплексе. Кроме того, уста­новлено, что выявленные факторы и педагогические условия способствуют повышению уровня профессионализма будущих менеджеров ГМУ и обеспе­чивают непрерывность и преемственность организации процесса обучении направленного на успешное овладение знаниями и практическими навыками в области будущей профессиональной деятельности.

Список использованных источников и литературы

  1. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. – М.: Сов. Писатель, 1963. – 363 с.
  2. Васильева, И. И. О значении идей М. М. Бахтина. О диалоге и диалогичес­ких отношениях для психологии общения / И. И. Васильева // Психологические исследования общения. – М.: Наука, 1984. с. 20 – 24
  3. Мананникова, Е. Н. Гуманизация дидактических отношений учителя с младшими школьниками в учебном процессе: Дис. канд. пед. наук / Е. Н. Манан­никова. — Таганрог; 1998. — 184 с.
  4. Советский энциклопедический / Гл. ред. А. М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1986. – 1600 с.

5. Шиянов, Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и пер­спективы / Е. Н. Шиянова. – М.; Ставрополь: СГПИ, 1991. — 205 с

Добавить комментарий