КЧГУ, г.Карачаевск
На данном этапе развития социума важной проблемой является подготовка компетентных специалистов, которые могли бы конкурировать на рынке труда и быть востребованными обществом. Это требует пересмотра традиционных форм обучения и перевода его на инновационные технологии, которые бы обеспечивали высокий уровень профессионализма будущих специалистов различного направления, в том числе и в области государственного муниципального управления. Современный менеджер – специалист, обладающий высокой культурой делового общения и глубокими теоретическими знаниями в области экономики, математики, информатики, теории управления и принятия решений, а также практическими навыками управления людьми. На подготовку менеджеров ГМУ к профессиональной деятельности оказывают влияние различные факторы и условия.
С учетом специфики подготовки менеджеров ГМУ, можно определить следующие факторы: социальные, образовательные, психологические, процессуальные.
Изучение психолого-педагогической литературы показало, что к определению термина «педагогические условия» существуют различные подходы. Они трактуются как усиление направленности, учет физиологических особенностей, организация системообразующей деятельности, ориентация на нравственные ценности, формирование готовности, педагогизация среды, организация взаимодействия, осуществление комплекса мер и т. д. В своем исследовании будем использовать определение термина «педагогические условия», приведенное А. Я. Найном. Он считает, что педагогические условия можно рассматривать как совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач. С учетом специфики подготовки менеджеров ГМУ нами выделены следующие педагогические условия:
- разработка дидактической системы задач, направленной на формирование профессиональных и личностных качеств менеджеров;
- эмоционально-интеллектуальное взаимодействие участников целостного педагогического процесса;
- создание ситуации диалогизма;
- создание личностно-ориентированной ситуации;
- рефлексия педагога и обучающихся, в процессе их совместной эмоционально-интеллектуальной деятельности.
Рассмотрим кратко их содержание. Формирование профессионально важных качеств является неотъемлемой частью математической подготовки будущих менеджеров ГМУ. Одним из условий, направленных на решение поставленной задачи является разработка дидактической системы задач, направленной на формирование профессиональных качеств менеджеров. Она представляет собой систему профессионально-ориентированных, поисково-ориентированных, эвристических научно-поисковых и рефлексивных задач. Это достигается за счет информации содержащейся в структуре задачи; реальности и близости к профессиональной деятельности студента; оригинального решения, требующего применения известных методов в необычных условиях и рационализации известных приемов; поиска выхода из противоречий; выбора оптимального решения из возможных альтернатив; обобщений известных понятий и операций. – Предложенные задачи должны соответствовать уровню теоретических знаний и практическому опыту студентов в целях обеспечения самостоятельного решения.
Эмоционально-интеллектуальное взаимодействие участников целостного педагогического процесса. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, в рамках гуманистической парадигмы замещается эмоционально-интеллектуальным взаимодействием, в основе которого лежит совместная мыследеятельность педагогов и студентов. Его основными признаками является разработка комфортно-требовательных условий для развития личности студента. Она заключается в том, что информация, опосредованная эмоционально оценочным отношением, способствует разрешению мотивационного барьера, между преподавателем и студентом; студенту делегируется больше ответственности за свои поступки; он самостоятельно принимает решения и осознано делает выбор, становясь субъектом собственной жизни; преобладают ощущения эмоционального благополучия, комфортности и безопасности, позитивные и конструктивные эмоции (желание преодолеть трудности, переживание успеха, продвижение вперёд);. Особую важность в характеристике данных отношений в рамках под готовки специалистов-менеджеров ГМУ, имеют следующие положения: активная позиция студента в процессе обучения; равноправие личностей преподавателя и студента; совместное решение проблемы и принятия решений как способ взаимодействия; игра, диалог, работа в группах, как основные организационные формы, реализующие процесс подготовки будущих менеджеров в вузе.
Создание ситуации диалогизма. Основным условием реализации эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и обучающихся в процессе обучения является диалогизация профессионального обучения студентов. По мнению исследователей, наибольшей релевантностью для организации продуктивных личностно развивающих контактов обладает общение, которое по своим нормам организации может быть отнесено к «диалогическому», поскольку оно адекватно субъект-субъектному характеру человеческой природы [5]. Диалогические отношения, по мнению М. М. Бах тина, – это почти универсальное явление, пронизывающее все проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение. Чужие сознания, согласно М. М. Бахтину, нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты – с ними можно только диалогически общаться [1]. Диалог может происходить не только между различными субъектами, он «неминуемо идет и внутри каждого отдельного человека» [1, с. 176]. Тем самым ученый обозначает в диалогических отношениях две формы диалога — внутренний и внешний, для которых важно создать условия их возникновения. Посредством «внутреннего» диалога можно проектировать ситуационные задачи следующего характера: выбор решения из альтернатив; разрешение проблемных ситуаций; поиск суждений на определенный факт или явление; выдвижение гипотез и предположений. Посредством внешнего диалога проектируются ситуационные задачи следующего характера: вопросительный образ общения; обмен мнениями, идеями, позициями; дискуссии; коллективная генерация идей, оппонирование идей, предложений, доказательств; полифункциональний анализ идей и гипотез [2].
Личностно ориентированная образовательная ситуация. Наши исследования показали, что в процессе постановки и решения учебных задач необходимо ориентироваться на индивидуально-типологические особенности участников педагогического процесса, что в свою очередь, требует разработки структуры личностно ориентированной ситуации. Она является важным условием целостного восприятия студентом роли математики в его будущей профессиональной деятельности и становления личностно-творческого потенциала менеджера ГМУ. Ситуацию мы определяем как совокупность всех условий внешних и внутренних, объективных и субъективных, определяющих данный момент жизнедеятельности человека. Наиболее существенную в практическом отношении характеристику личностно — ориентированной ситуации составляют способы ее создания. Они так же многообразны, как и личностный мир человека. В любом случае цель педагога состоит в социокультурной ориентации или переориентации сознания студента, в обеспечении выбора им, принятия и апробации в собственном опыте какой-либо социальной ценности. Рефлексия педагога и обучающихся в процессе их совместной эмоционально-интеллектуальной деятельности. Известно, что способность рефлексировать связана с развитием личностно-смысловой сферы человека, характерным признаком которой выступает его отношение к постигаемой действительности, осознание ее ценности, поиск причин и смысла происходящего вокруг. Она дает человеку возможность обдумать происходящее, осознать свои возможности и стремления, обосновать жизненную перспективу и тщательно готовиться к принятию решения. Полученные в ходе изыскательских работ результаты показывают, что вышеназванные условия взаимосвязаны и взаимообусловлены. При проектировании и конструировании педагогического инструментария подготовки менеджеров ГМУ их необходимо учитывать в комплексе. Кроме того, установлено, что выявленные факторы и педагогические условия способствуют повышению уровня профессионализма будущих менеджеров ГМУ и обеспечивают непрерывность и преемственность организации процесса обучении направленного на успешное овладение знаниями и практическими навыками в области будущей профессиональной деятельности.
Список использованных источников и литературы
- Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. – М.: Сов. Писатель, 1963. – 363 с.
- Васильева, И. И. О значении идей М. М. Бахтина. О диалоге и диалогических отношениях для психологии общения / И. И. Васильева // Психологические исследования общения. – М.: Наука, 1984. с. 20 – 24
- Мананникова, Е. Н. Гуманизация дидактических отношений учителя с младшими школьниками в учебном процессе: Дис. канд. пед. наук / Е. Н. Мананникова. — Таганрог; 1998. — 184 с.
- Советский энциклопедический / Гл. ред. А. М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1986. – 1600 с.
5. Шиянов, Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы / Е. Н. Шиянова. – М.; Ставрополь: СГПИ, 1991. — 205 с
Свежие комментарии