ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева»,

г. Карачаевск

 

Давно известно, что одним из определяющих воспитательных факторов для школы является наличие благотворно влияющей среды обитания. Широкая сеть обычных развлекательно-познавательных учреждений, библиотек в непосредственной близости к учебным заведениям, наличие в них сотрудников, занимающихся социальными проблемами школьников, способствует возникновению атмосферы доброжелательности. Духовной близости между людьми, дает возможность самостоятельного выбора формы отдыха, творческого применения собственных сил.

Актуальность использования возможностей средств информационных технологий при организации внеурочных занятий младших школьников связана с тем, что умение вести поиск и отбор информации являются одними из важнейших составляющих федерального государственного стандарта общего среднего образования.

Новое место молодежи в жизни общества предопределяет перестройку учебно-воспитательного процесса, выход его на новый уровень, что делает возможным развитие внеурочных занятий с новыми задачами, методиками, технологиями, формами. Специальных комплексных исследований по проблеме организации внеурочной работы с использованием информационных технологий при организации внеурочных занятий в школе, по выявлению ее возможностей не проводилось. Этим проблемам мало уделено внимания в психолого-педагогической, методической литературе.

Внеурочное занятие – эффективное средство сплочения школьного коллектива, воспитания любви к школе, формирования социальных качеств учащихся – умений общаться, руководить и подчиняться, наблюдать жизнь, делать свой выбор. На наш взгляд внеурочное занятие формирует воспитательный уклад школы, она определяет интерес учащихся к учебной познавательной деятельности и, в конечном итоге, воспитывает самоценное отношение детей к школьным годам как необходимому и значимому жизненному этапу [2].

Анализируя работу учителей школ г. Карачаевска, Карачаево-Черкесской республики, по рассматриваемой проблеме мы убедились в том, что внеурочная работа в любой школе является существенным элементом образа жизни учащихся, профессиональной деятельности преподавателей и руководителей учебного заведения. В связи с этим такая деятельность, как правило, состоит из трех основных компонентов:

-внеурочной деятельности школьников;

-внеурочной работы преподавателей со школьниками;

-системы управления внеурочной деятельностью.

Специфика внеурочных занятий связана с тем, что такая деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора учащегося.

По мнению большинства учащихся, воспитательная работа в школе должна быть направлена в первую очередь на формирование правового воспитания, воспитание элементарной культуры общения, духовности и нравственных общечеловеческих норм, экономическое и политическое просвещение, физическое воспитание, формирование гражданской позиции, патриотическое воспитание, борьбу с наркоманией и алкоголизмом.

В классе могут проводиться как урочные, так и внеурочные занятия. Многие урочные занятия проводятся вне класса (например, урок природоведения в парке). Экскурсии, турпоходы проводятся вне класса и во внеурочное время.

В связи с вышесказанным допустимо отождествлять понятия классной и урочной деятельности, а также внеклассной и внеурочной деятельности.

На наш взгляд внеурочное общение педагогов и учащихся с использованием информационных технологий может выступать условием успешной адаптационной и воспитательной деятельности, важным обучающим и воспитательным фактором. В связи с этим, мы считаем, что приобщение преподавателя и ученика к общей профессиональной деятельности способствует формированию чувства профессиональной общности, снятию возрастного барьера, замене объектных отношений отношениями сотрудничества.

Нет необходимости в констатировании актуальности использования информационные технологии. Они  занимают важное и особое место практически во всех областях человеческой деятельности, и  их возможности велики. В последнее время все больше говорят о внедрении и использовании информационных технологий в образовательном процессе. Возможности использования информационных  технологий в образовании определяются в первую очередь не техническими характеристиками телекоммуникационных систем, а содержательным и методическим наполнением. Конечно, информационные технологии предоставляют совершенно уникальные возможности, однако зачастую не все понятно, что с этими возможностями можно делать в образовательных целях, как на самих уроках, так и во внеурочной деятельности.

Поэтому, прежде чем использовать те или иные информационные технологии в учебном процессе, учителю всегда важно ясно себе представлять, какие новые возможности можно использовать и как они повлияют на эффективность обучения и проведения внеурочных занятий. В этом заключается залог успешности использования информационных технологий в организации внеурочных занятий.

Сейчас уже все понимают, что информационные технологии обладают колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако необходимо учитывать, что, какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения и информационно-предметная среда, прежде всего, первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определенными целями образования.

Дидактические свойства и функции информационных технологий:

Дидактические свойства технологий представления учебной информации.

– отображение и передача информации в текстовом, графическом, звуковом, видео, анимационном формате посредством образовательных электронных ресурсов

– возможность поиска интересующей информации;

– возможность закрепления полученных знаний в умениях и отработки практических навыков;

– возможность оценивания полученных знаний, умений и навыков;

– организация общения с преподавателем курса.

И, наконец,  нельзя не отметить очевидную целесообразность использования информационных технологий в межличностном внеурочном общении. Успешное применение электронной почты, тематических телеконференций, чатов, форумов и организации досуга учащихся, а также, использование электронных художественных и развлекательных изданий, учебно-игровых и игровых средств. В данных областях от качества и уровня содержательно-методической проработанности соответствующих информационных средств существенно зависит учебно-воспитательный эффект внеурочных занятий.

Вместе с тем подобные средства не должны оставаться в стороне от проводимых работ по информатизации учебной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности школы в рамках формирования единой информационной образовательной среды. Средства информатизации внеурочной деятельности учеников должны быть построены по тем же правилам и подчиняться тем же требованиям, что и другие средства, используемые в среде. И это наше глубокое убеждение, которое на наш взгляд не подлежит сомнению.

 

Ссылки на источники

  1. Григорьев С.Г. Информатизация образования. / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун // Учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. – 2005.
  2. Есин Н.М. Внеклассная работа по информатике / Н.М. Есин, Н.Д. Лопушанская, Н.И. Якунина, Н.Г. Новикова // Информатика и образование. – 2005.

3.Журова С. В. “Внеурочные занятия по информатике” “Информатика и образование” –  № 5, 2006 г.

  1. Кондакова А.М., Кузнецова А.А. // Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования. // Просвещение, – 2008, – с. 35.
  2. Латкин А.. Технологии, которые изменили мир — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2014. -360 С. – ISBN 978-5-91657-009-0
  3. Тарасов В.А. Организация тестирования обучаемых в условиях локальной сети. / В.А. Тарасов, А.С. Коршунов //Информатика и образование. – 2006, –с. 78-80.