Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева

 

Раздельное обучение – практика обучения, в которой учащиеся мужского и женского пола обучаются не в смешанных, а в раздельных учебных подразделениях, или даже в разных учебных заведениях или учебно-воспитательных учреждениях. Чаще всего речь идёт о среднем образовании и о раздельном обучении мальчиков и девочек – об их обучении в раздельных классах и прежде всего – в разных средних учебных заведениях. Соответственно, при такой системе существуют женские и мужские школы, пансионы или другие учреждения, предназначенные для учащихся только одного пола. Существуют доводы как «за», так и «против» подобной практики обучения.

Замысел о раздельном обучении девочек и мальчиков своими корнями уходит в царские времена.

Основной принцип раздельного обучения в дореволюционной России -женщинам и мужчинам необходимы разные знания для продуктивного пребывания в обществе.

Будущих хранительниц очага готовили к замужеству и материнству. Помимо изучения иностранных языков и уроков словесности, девушки занимались рукоделием, танцами и домоводством. Считалось, что у женщин возникают затруднения с точными и техническими науками, так что надобности в их изучении никто не видел.

Юношам предлагали более широкий круг дисциплин, в соответствии с их способностями. Ко всему прочему, они обладали возможностью обучаться в высших учебных заведениях.

Раздельное обучение практиковалось в Российской империи почти во всех средних учебных заведениях (пансионах, гимназиях, прогимназиях, реальных училищах и других). Исключением были коммерческие училища и некоторые частные учебные заведения, в которых допускалось совместное обучение. Объём знаний, которые давались в женских учебных заведениях, и права, которые получали их выпускники, были значительно меньше, чем у выпускников мужских учебных заведений.

В Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (РСФСР) в мае 1918 введено обязательное совместное обучение мальчиков и девочек. Эта мера должна была устранить неравноправие женщин и мужчин в области образования, существовавшее до этого. Образование в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) оставалось таким и впоследствии.

В 1943 в условиях Великой Отечественной войны раздельное обучение мальчиков и девочек было введено в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР.

Реформа затронула малую часть учащихся, например, для РСФСР число школ с раздельным образованием (мужских и женских школ в общей сложности) не превышало 2 % от их общего количества. По итогам реформа оценивалась как не очень успешная: по сравнению с совместным обучением нет преимуществ в организации педагогического процесса, но есть трудности в воспитательной работе. Было принято решение отменить проведение реформы (по официальной формулировке, учитывались опыт работы школ, пожелания родителей и мнение учителей). Постановление Совета Министров СССР от 1 июля 1954 восстановило совместное обучение мальчиков и девочек во всех школах с 1954/55 учебного года.

На протяжении длительного времени «бесполость» была характерным признаком отечественной педагогики, когда в образовательной сфере функционировал единый унифицированный подход в воспитании, не учитывая психологических и социально-ролевых различий между мальчиками и девочками. Сегодня, современному обществу характерны гендерные стереотипы. Начиная с младшего школьного возраста индивидом усваиваются гендерные представления, в результате чего появляется система оценок и самооценок, которые становятся основой гендерного самоопределения индивида и его дальнейшего стиля гендерного поведения. Молодые люди склонны к демонстрации номинальных патриархальных стереотипов. А сферой деятельности женщины считается воспитание, уход и семья.

Гендерные стереотипы – это распространённые в обществе представления об особенностях и поведении представителей разных гендеров, в первую очередь мужчин и женщин. Гендерные стереотипы тесно связаны с существующими в данном обществе гендерными ролями и служат для их поддержания и воспроизведения.

Гендерная культура – это система действующих в данном обществе взглядов, установок, принципов, матриц поведения и т.д., формирующих социокультурные аспекты пола (гендерные роли, гендерные отношения, гендерные стереотипы, семейно-брачные установки и т.д.).

Использование раздельного обучения дает возможность организовать образовательный процесс с учетом психологических и физических особенностей учащихся разного пола. Ведь развитие ребят имеет свои особенности, дети разного пола обычно имеют разные интересы, игры и преимущества.

В газете «Школьный психолог» за 2002 год анализировались результаты Санкт-петербургского эксперимента по раздельному обучению. Вот некоторые выводы российских педагогов:

Мальчики

  • эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы);
  • хорошо усваивают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, всё воспринимают аналитически;
  • мало реагируют на интонацию речи и модуляцию голоса, то есть на эмоциональную его окраску;
  • адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности. Похвала побуждает сделать что-то ещё, то есть цикл становится непрерывным;
  • высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени;
  • высокая отзывчивость на первый информативный призыв, при повторении активность ответов резко снижается;
  • быстро и легко решают новые задачи, хуже – стереотипные.

Девочки

  • внимание и осмысление усиливаются при эмоциональной окрашенности информации (независимо от того, положительная она или нет);
  • быстро схватывают информацию, но плохо соотносят её с имевшейся ранее;
  • похвала не побуждает к дальнейшей деятельности: если девочек похвалить за выполненную работу – на этом всё и заканчивается, они как бы «зависают», успокаиваются, цикл закончен;
  • для девочек принципиальна не оценка по существу, а её эмоциональное оформление. Они не огорчаются, если им ласково сказать: «Что-то ты в этот раз плохо написала». И, напротив, будут недовольны холодной констатацией: «Тебе четыре»;
  • быстро решают стереотипные задачи, хуже – новые. Процессы интеграции протекают в два раза медленнее по сравнению с мальчиками;
  • активно отвечают на повторный информативный призыв;
  • в 6-7 лет объём кратковременной памяти больше, чем у мальчиков.

В начальных классах девочки лучше успевают, благодаря их исполнительности и аккуратности, это способствует возникновению комплекса неуспеваемости у ребят. Также, процесс раздельного обучения способствует формированию у мальчиков таких сугубо мужских качеств, как: свобода, смелость и решительность.

По мнению некоторых родителей, путем введения раздельного обучения в школах для ребят можно повысить эффективность не только учебного процесса, но и личностного и, в частности, гендерного развития ребенка. Ведь в этом случае организация образовательного процесса происходит с учетом психологических и физических особенностей учащихся разного пола.

Негативной стороной раздельного обучения является то, что распределение по полу может отрицательно сказаться на личности и социуме.

Раздельное обучение способствует сужению восприятия многообразного мира, вследствие однобокости восприятия. Отсутствие опыта общения с представителями противоположного пола негативно влияет на дальнейшую гендерную идентификацию и развитие гендерной культуры.

По мнению И. Кльоциной, основная задача учебных заведений состоит в формировании дружеских взаимоотношений между представителями обоих полов, обеспечении развития и взаимообмена положительными качествами [1, с. 164].

В современных условиях демократизации общества, когда значительно возросла функция образования, связанная с ее культурным аспектом, потребность в обеспечении целенаправленной гендерной социализации еще больше обострилась, причем центральное место в этом процессе отводится формированию гендерной культуры молодежи. В свою очередь, формирование в учебных заведениях гендерной культуры у представителей подрастающего поколения обеспечит постепенное повышение и уровня гендерной культуры в обществе в целом.

Необходимость обеспечения эффективного педагогического воздействия на формирование гендерной культуры учащихся отмечается во многих научных трудах. Так, И. Кон подчеркивает, что самостоятельное биологическое развитие не может обеспечить осознание собственной половой принадлежности. По мнению ученого, становление мужской или женской индивидуальности формируется под влиянием биологических и социальных факторов (воспитание, общение, круга социальных условий) [2, с. 73]. Поэтому состояние гендерной культуры личности в значительной мере обусловлено действенностью процесса воспитания в школе.

Анализируя материалы школьных учебников в гендерном аспекте, Л. Попова и Н. Орешкина обнаружили, что 66% иллюстраций отображают только мальчиков и мужчин, 13,6% – только девочек и женщин, и тех и других вместе – 20,4%. В 81,2% рассказов, упражнений и задач присутствуют только мальчики и мужчины, девочки и женщины – в 17,9%, и те, и другие вместе – в 0,9% [3, с. 41-46].

Женский и мужской мозг функционируют по-разному. Нейропсихологи утверждают, что у девочек преобладают интуиция и эмоции, у мальчиков – логика и рациональность. Раздельное обучение позволяет ребёнку взять за основу то, что даёт ему лучше «прочувствовать» материал, найти тот способ решения задачи, который соответствует его типу функциональной организации мозга.

В классе девочек учитель вместе с ними разбирает алгоритм выполнения задания, постепенно учит действовать самостоятельно, тем самым, подготавливая к поиску собственных решении нетиповых заданий.

В классе мальчиков учитель включает детей в задания, требующие сообразительности и быстроты реакции, подводит к открытию принципа решения, не отвергая ошибок и предположений.

В присутствии мальчиков девочки больше озабочены впечатлением, которое производят на них, а не учебой. А мальчики свое внимание выражают через обидные замечания и подтрунивания.

В гомогенном классе учителя отмечают более высокий уровень самооценки и мотивации достижения успеха. Ребёнок больше верит в собственные силы, снижается страх негативной оценки и насмешек со стороны противоположного пола.

При однополом обучении учителя отмечают снижение физической агрессии у мальчиков: они легче «договариваются» при разрешении возникающих конфликтов, не возникает необходимости «демонстрации» перед девочками своей физической силы.

Девочки при совместном обучении с мальчиками часто теряют важные составляющие женского типа личности, так как приходится одновременно конкурировать с мальчиками в учебе и пытаться понравиться им.

Все это приводит к тому, что девочки становятся агрессивными, порой даже жестокими, теряют уважение к мужчине (что обнажает риск подрыва будущей семейной жизни). Но в то же время они чувствуют себя беспомощными перед силой и «взрывным» характером поведения мальчиков.

Важнейшим положительным аспектом раздельного обучения является то, то в совместном классе дети учатся понимать и уважать представителей другого пола. Как известно, в школе дают не только возможности для развития психических функций и познавательных процессов, но и воспитывают личность. Исходя из того, что человек не может существовать вне социума, важно своевременно научиться понимать представителей другого пола, среди которых человек будет жить, когда вырастет.

Учителя воспитывают личности, готовые к разным моделям поведения и ролям в современном обществе. Жизнь настолько непредсказуема, что каждому из нас в определённых условиях необходимо уметь пользоваться тем типом мышления, который является для нас менее востребованным. Ребёнок в процессе разнополого обучения развивает в себе возможность пользоваться несвойственными ему видами мышления. В группе сверстников он получает многообразие вариантов решений одного и того же задания.

В условиях грамотной организации учебного процесса и оптимального выбора возраста учащихся, раздельное обучение дает хорошие результаты по адаптации школьников, способствует формированию положительной и адекватной самооценки. Этот вид обучения позволяет создать в детском коллективе атмосферу эмоционального и психологического комфорта, снизить уровень тревожности детей, дает установку на достижение успеха. Вместе с тем, стоит помнить о том, как это может сказаться на целостной личности формирующегося человека. Разделив детей по разным школам, мы можем не раскрыть всех возможностей, которые человеку дала природа, рискуя эксплуатировать только один тип мышления. Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребёнок учился по-разному осмысливать учебный материал.

Важно ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка, его отношения с противоположным полом, а также внимательно выбирать ведущего педагога (классного руководителя), который найдет грамотный подход к каждому ученику вне зависимости от состава класса.

Таким образом, можно утверждать, что одним из назначений учебных заведений является формирование дружеских взаимоотношений между представителями обоих полов, обеспечение развития и взаимообмена положительными качествами. Несмотря на множество положительных аспектов раздельного обучения, оно не будет способствует расширению восприятия многообразного мира, накопления опыта общения с представителями противоположного пола, который будет влиять на дальнейшую гендерную идентификацию и развитие гендерной культуры. Поэтому, разделение обучения в учебных учреждения, по моему мнению, является нецелесообразным.

 

Ссылки на источники:

 

  1. Гендерная психология: практикум / ред. И. С. Кльоцина. – 2-е изд., перераб. и доп. – С.-Пб: Питер, 2009. – 496 с.
  2. Кон И. Введение в сексологию / И. Кон. – М.: Медицина, 1989. – 336 с.
  3. Введение в гендерные исследования: Учеб. Пособие для студентов вузов / Костикова И. В. и др.: Под общ. Ред. И. В. Костиковой. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 41-46 с.