КЧГУ

В последнее десятилетие образовательная система Российской Федерации претерпела существенные изменения. Идет кропотливая работа по устранению последствий образовавшегося разрыва между системой образования и потребностями быстро трансформирующей экономики страны. Устраняя негативное влияние данной проблемы на процесс опережающей подготовки специалистов для нужд современной экономики, наша страна пошла по тому же пути, что и западные страны. При этом модернизация образования строится на так называемой компетентностной основе с ключевыми понятиями «компетентность» и «компетенции» [1,5].

Данные понятия получили широкую известность и признание исследователей и педагогов большинства западных стран и России. Многие авторы научных публикаций используют их в едином контексте, рассматривая их как разные грани единого процесса. Например, И.Я.Зимняя понятия «компетентность» и «компетен­ции» рассматривает как взаимоподчиненные компоненты активности субъ­екта: компетенция – это потен­циальная активность, готовность и стремление к опреде­ленному виду деятельности, а компетентность – успешно реализованная в деятель­ности компетенция [3].

Такая трактовка данных понятий, на наш взгляд, является наиболее приемлемой, соответствующей целостности концепции формирования профессиональной компетентности педагога. В настоящей статье мы исследуем одну из граней понятия «компетентность», а именно – информационную. Исследуем роль информационной компетентности в формировании общей профессиональной компетентности педагога.

В современной педагогической практике и научных исследованиях применяются различные дефиниции понятия «компетентность», анализ содержания которых показывает, что фундаментом возникновения этого феномена, служат знания, умения, навыки в определенной предметной области и способность личности реализовать их в практической ситуации, то есть наличие у нее опыта самостоятельной деятельности в выбранной области. Данное утверждение подтверждается большинством, наиболее часто используемых в научной практике определений. Вот некоторые из них. В словаре С.И.Ожегова компетентность определяется как «Глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, спо­собов  и  средств  достижения   намеченных целей,  а также   наличие  соответствующих умений и навыков» [4]. В работе [8] А.А.Черемисина использует следующее определение: «Компетентность – устойчивая способность человека к деятельности со знанием дела, которая складывается из глубокого понима­ния сущности выполняемых задач и разре­шаемых проблем, хорошего знания опыта, имеющегося  в данной области,  активного овладения   его   лучшими      достижениями, умения выбирать средства и способы дейст­вия, адекватные конкретным обстоятельст­вам места и времени, чувства ответственно­сти за достигнутые результаты». Под компетентностью Г.Селевко понимает интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации [7].

Анализ содержания этих, а так же других, часто используемых исследователями определений, показывает, что компетентность педагога нельзя рассматривать вне опыта практической деятельности в своей предметной области. Соответственно, компетентность педагога можно характеризовать такими признаками как:

– мобильность освоенных знаний и способность применять их в конкретных педагогических ситуациях;

– способность проектировать педагогический процесс по освоению учебной дисциплины в целом или ее части;

– готовность принимать наиболее оптимальный для данной ситуации вариант решения;

– способность к принятию новых технологий и технических средств обучения.

Эти признаки лежат в основе информационной компетентности педагога и, их наличие у современно подготовленных специалистов может быть результатом системной работы в вузе, направленной на повышение информационной культуры педагога.

Информационную компетентность педагога необходимо рассматривать в сочетании  с необходимостью и целесообразностью использования информационных технологий в образовательных целях. Так, в работе [2] автор выделяет следующие критерии целесообразности использования информационных технологий в образовательных целях:

  • доступ к большим массивам учебной информации, возможность ее
    структурирования, свёртывания в пространстве и времени;
  • повышение производительности поиска сильно разветвленной учебной информации, её пошаговая детализация, возможность отбора информации по определенным критериям;
  • демонстрация трудно воспроизводимых реальных объектов, опытов, экспериментов, моделирование объектов и ситуаций для прогнозирования их развития;
  • возможность создания обучаемым собственного реального учебного продукта средствами информационных технологий;
  • настройка учебного материала на конкретного обучаемого: уровневая дифференциация обучения, выбор индивидуального маршрута, что приводит к достижению оптимизации работы обучаемого;

– вовлечение обучаемого в самостоятельное освоение учебного материала.

Соблюдение данных критериев ведет к повышению  эффективности образовательного процесса в вузе, и первую очередь, на решение проблемы интенсификации процесса обучения.

Задачи модернизации российского образования требуют совершенно нового подхода к проектированию процесса обучения в высшей школе на основе широкомасштабной информатизации вузовского образования. Современная высшая школа призвана решать новые задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов, компетентных в своей области деятельности, эффективно решающих нестандартные задачи прикладного характера, активно пользующихся новыми информационными технологиями в своей деятельности. Соответственно и цели современного образования ориентированы на формирование творчески мыслящего специалиста, способного саморазвитию и самосовершенствованию. Одной из основных причин актуальности информационной компетентности специалиста является необходимость постоянного обновления имеющихся знаний по профилю своей и смежных профессий. По сути своей речь идет о постоянном повышении квалификации, что непосредственно связанно с известной парадигмой «Обучение в протяжении всей жизни», которая завоевывает ведущие позиции не только у нас в стране, но уже долгое время практикуется в ведущих странах Европы. Такая обучающая деятельность должна проводиться в опережающем режиме, ибо современные производственные технологии и методики предоставления услуг в социальной сфере зачастую меняются ежегодно, а иногда и чаще. И в этой связи, только имеющий высокую информационную культуру и информационно грамотный специалист может своевременно повысить свою квалификацию и постоянно быть востребованным на рынке труда. Это является еще одной важной причиной, указывающей на необходимость совершенствования информационной компетентности специалиста на современном этапе.

Сказанное выше, возможно и в большей степени, касается информационной компетентности педагога – как преподавателя вуза, так и учителя средней общеобразовательной школы. Общеизвестно, что в систему образования в силу ее инертности с трудом прививаются новшества. И поэтому, преподаватель вуза должен быть в авангарде того отряда, который претворяет, продвигает в жизнь все новое в системе образования, в том числе и все инициативы государства в области образования.

Высокая информационная компетентность педагогов востребована и по причине необходимости успешной работы педагога в вузовской информационно-образовательной среде. В соответствии с ФГОС ВО по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» информационно-образовательная среда вуза должна включать следующие электронные образовательные ресурсы:

– доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

– фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;

– проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

– формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

– взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети “Интернет”[6].

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих.

В Федеральном государственном образовательном стандарте есть и другие требования к информационному обеспечению учебного процесса:

– в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью;

– обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению;

– обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Более того, учебный процесс должен быть обеспечен цифровыми наглядными образовательными ресурсами.

Очевидно, воплощение в жизнь всего этого комплекса требований к реализации Федерального государственного образовательного стандарта может базироваться на исключительно высокой информационной компетентности педагога. Поэтому,  информационная подготовка должна занимать наиболее значимое место в системе профессионального роста педагога.

 

Литература

  1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.
  2. Данильчук Е.В. Научно-методические основы формирования информационной культуры педагога // Дис…докт. пед. на­ук.- Н. Новгород, 2002. – 314 с.
  3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование. – М., 2003. – № 5. – С. 34-42.
  4. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского  языка.  –  М., 2015. – 736с.
  5. Петров А.Ю. Компетентностный подход в непрерывной профес­сиональной подготовке инженерно-педагогических кадров // Автореф. дис. … докт. пед. наук. – Киров, 2005. – 43 с.
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. N 1426 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)”.
  7. Селевко Г. Компетентности и их классифи­кация // Народное образование. 2004. – № 4.- С. 138-143с.
  8. Черемисина А. А. Формирование правовой компетентности старших школьников // Дис. …канд. пед. наук. – Оренбург, 2000.- 177с.