Карачаево –Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева,
г. Карачаевск, Россия
Как известно, еще с XIX в. территория Верхнtй Кубани ив особенности, Карачай был известен как ведущий центр животноводства юга России. Принимая во внимание это обстоятельство, руководство страны и Севео-Кавказского края, в процессе коллективизации старалось сохранить этот статус за регионом. Однако созданные хозяйства остро нуждались в квалифицированных кадрах зоотехников, ветеринарных фельдшеров и других специалистов, что серьезно тормозило развитие колхозного животноводства.
В некоторой степени эту проблему помогло решить создание на территории региона уже в 1921 г. профессионально-технической школы с сельскохозяйственным уклоном. Располагавшаяся в ст. Баталпашинской (в 1922-1927 гг. – город) школа давала молодежи начальные знания по агрономии, животноводству и растениеводству. События революции и гражданской войны привели к значительному снижению абитуриентской баз специальных учебных заведений, в том числе и профтехшкол. Однако, несмотря на подобные обстоятельства, профтехшкола продолжала свою деятельность.
Более того, после разделения области на три субъекта – Карачаевскую АО, Черкесский округ и Баталпашинскии район, в 1926/1927 учебном году были открыты на территории бывшей КЧАО еще две подобные школы. Первая из них была организована в с. Учкулан – центре Большого Карачая, население которого превышало 20 тысяч человек. Вторая была открыта в крупной станице Зеленчукской и должна была обслуживать не только казачье-русское население, но и карачаевцев, активно осваивавших верховья Схауат (Аксаут), Морх, Кардоник, Большой Зеленчук и т.д. [1].
Вместе с тем, несмотря на определенный вклад в подготовку специалистов для сельского хозяйства региона, местные профтехшколы могли обеспечить лишь начальный уровень знаний. В условиях разворачивавшейся с конца 1920-х гг. коллективизации главной целью которой было создание крупных государственных хозяйств, подобный уровень был явно недостаточен. Как Карачаю, так и Черкесии в условиях новой экономической реальности требовались специалисты, вооруженные новейшими знаниями. Используя их и применяя на практике, основанной на многовековом опыте, предков горское и казачье население региона должно было, по мысли руководства автономий, возродить былую славу Верхней Кубани – главного источника животноводческой продукции.
Пытаясь преодолеть эту проблему, областные власти Карачая и Черкесии неоднократно обращались к краевому и федеральному центру с просьбой о создании соответствующего учебного заведения. Прекрасно осознавая, что это одно из главных условий успешного развития животноводства в регионе, руководство страны поддержало эту идею.
4 января 1932 г., Постановлением Народного Комиссариата земледелия (НКЗ) РСФСР № 23, на базе «Совхозуча» («совхозного ученичества») в с. Первомайское Малокарачаевского района КАО, был организован Карачаевский зооветеринарный техникум. По ведомственной вертикали техникум подчинялся Главному управлению подготовки кадров НКЗ РСФСР, которое и определяло учебную программу, занималось привлечением кадров и распределением выпускников [2].
Спустя год, в 1933 г., в п. Эркин-Шахар, располагавшемся у железнодорожной станции, был организован Черкесский зооветтехникум.
Первоначальное в техникумах было организовано одно отделение– зоотехническое с четырехгодичным сроком обучения. Однако уже вскоре стало понятно, что регион крайне нуждается в расширении специальностей аграрного профиля. В своем постановлении от 8 августа 1935 г. Президиум облисполкома Карачаевской АО отмечал: «В виду крайнего недостатка ветеринарных специалистов в области, необходимости удовлетворения растущих потребностей в ветобслуживании колхозов – считать необходимым открыть ветеринарное отделение в Карачаевском животноводческом техникуме с количеством учащихся из местного населения в 40 человек. Просить Наркомзем открыть отделение с начала 1935/1936 учебного
года» [3].
Органы центральной власти поддержали инициативу руководства Карачая и с нового учебного года ветеринарное отделение начало работу.
В то же время Черкесская АО, природно-климатические условиях которой позволяли заниматься не только животноводством, но и растениеводством, также настаивали на расширении образовательного спектра техникума. В постановлении Президиума Черкесского облисполкома от 11 августа 1936 г., так характеризовалась сложившаяся ситуация: «Область имеет 62 колхоза, 4 машинотракторных станций, 56 молочно-товарных ферм, 8 свиноводческих товарных ферм, 25 овцеводческих товарных ферм и коневодческих товарных ферм – 62, смешанных товарных ферм – 8. Для обслуживания их потребуется, как минимум, 160 специалистов разных квалификаций, а имеется из местных коренных национальностей всего 3 человек, и то за пределами области. Подготовить в ближайшее время необходимые национальные кадры сельского хозяйства невозможно и существующий животноводческий техникум рассчитан только на подготовку техников животноводства» В этой связи Президиум Черкесского Облисполкома предлагал ОблЗу поставить перед НКЗ (Народным Комиссариатом Земледелия) СССР вопрос о реорганизации Черкесского животноводческого техникума в сельскохозяйственный техникум с отделениями растениеводства (на 30 человек), животноводства (на 30 человек), ветеринарии (на 30 человек).
Имея в виду, что область в текущем году должна была комплектовать все эти отделения за счет курсантов коренных национальностей, где образовательный уровень зачастую был невысок. Руководство ЧАО решило в этой связи обратиться к Наркомзему СССР Чернову с пробой допустить к набору, наряду с окончившими 7 классов НСШ, и лиц с меньшей подготовкой (1-6 классов) [4].
Следует отметить, что программа обучения включала более 20 различных дисциплин, которые можно разделить на две основные категории.
К первой, основной, естественно, относились специальные предметы, которые должны были вооружить учащихся передовыми знаниями в аграрной сфере. Среди них были изучение теории и практики отдельных отраслей животноводства (овцеводство, мелкое животноводство, свиноводство, крупный рогатый скот, коневодство, общее земледелие), предметов, связанных с разведением и медицинским обслуживание отрасли (общая зоотехния, микробиология, ветеринария с зоогигиеной), методики переработки животноводческой продукции (технология молока, организация сельскохозяйственного производства, механизация животноводческого производства) [5].
Важное место в процессе обучения в техникуме отводилось предметам общеобразовательного цикла, которые изучались в основном на младших курсах. Среди них: русский язык и литература, немецкий язык, новая история, политическая экономия, экономическая география, математика, физика, химия, анатомия, зоология, ботаника. Кроме того, большое внимание уделялось обучению и военному делу, что в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. помогло выпускникам техникума защищать Родину. Интересно, что все студенты (независимо от национальности) изучали и карачаевский язык, нередко добиваясь хороших результатов. Это позволяло им не только общаться с сокурсниками, но и легче адаптироваться в случае распределения на работу в Карачаевской АО.
Незадолго до завершения обучения студенты должны были пройти производственную практику в одном из ближайших колхозов (совхозов), где они должны были применить полученные знания в практической работе. [6][1]
За первые пять лет своей деятельности (к июлю 1937 г.) Карачаевский техникум сделал два выпуск младших зоотехников, которые были направлен, в основном, на работу в колхозы области. Всего к концу 1936/1937 учебного года в нем обучалось 164 курсанта, а еще 61 учились на подготовительном отделении [7].
Во многом благодаря глубоким знаниям преподавателей техникума, их большому опыту практической работы в аграрной сфере и несомненному педагогическому таланту, количество абитуриентов росло с каждым годом.
и к 1940 г. достигло 182 человек (на очном и заочном отделении). Из них около четверти (40 человек) составляли женщины. Соответственно росло и число выпускников. И если первый выпуск зоотехников, состоявшийся в 1936 г., составил всего 11 человек, то уже через пять лет, к выпуску 1941 г., он составил 20 специалистов, увеличившись почти вдвое.
Студенческий коллектив техникума был многонациональным и разновозрастным. Так, на 1940 г. из 182 учащихся русских было 76, карачаевцев – 74, абазин –10, кабардинцев – 8, осетин – 6, украинцев – 7, белорус – 1. Большую часть студентов составляла, конечно же, молодежь: 28 человек – до 18 лет, 94 – 18-22 года, но были те, кто поступал в возрасте 22-30 года – 54человека, а 6 студентов были старше 30 лет [8].
Назовем имена лишь небольшой части студентов техникума, на долю которых в 1940-е гг. пришлись наиболее тяжелые испытания в истории страны. Это уроженцы КАО: карачаевцы из различных селений (Далхат Коркмазов, Юсуф Алиев, Набий Семенов, Хамид Боташев, Мухаммад Байчоров, Солтан Хубиев, Абдулла Бостанов, Кази-Магомед Каппушев, Шогай Борлаков), абазины из с. Красный Восток (Зулкарнай Экзеков, Мухамед Джанаев, Осман Кмузов), осетины из с. Коста-Хетагурово (Петр Баскаев, Василий Хетагуров), представители ст. Зеленчукской (Дмитрий Братчиков, Алексей Дороганов). Немало было студентов из Краснодарского края – Павел Касько (ст. Прочнокопская), Павел Симоненко (ст. Пшехская), других регионов Северного Кавказа и РСФСР (Александр Усиков, Георгий Рыбасов, Николай Семин, Василий Селиверстов, Иван Травнев) [9].
Литература:
- Алиев У.Д. Карачай (Карачаевская автономная область). Черкесск, 1991. С. 261.
- ГА КЧР. Ф. Р-400. Оп. 1. Д. 33. Л. 1.
- ГА КЧР. Ф. Р-307. Оп. 1. Д. 173. Л. 6.
- ГА КЧР. Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 163. Л. 48.
- ГА КЧР. Ф. Р-400. Оп. 1. Д. 9. Л. 18-18об.
- ГА КЧР. Ф. Р-400. Оп. 1. Д. 27. Л. 5-5об.
- Синьковский М. Кузница животноводческих кадров. // Красный Карачай. Микоян-Шахар. 23 июля 1937.
- А КЧР. Ф. Р-400. Оп. 1. Д. 33. Л. 6.
- ГА КЧР. Ф. Р-400. Оп. 1. Д. 26. Л. 3,7, 9, 12, 17.
Свежие комментарии