МКОУ “СОШ №11им.Н.Ш.Семенова с.Учкекен” 

e-mail: zukhra.tambieva76@mail.ru

 

Аннотация: Целью данной статьи является изучение актуальной проблемы здорровьесберегающего образования младших школьников. В исследовании рассматривается здоровьесберегающая образовательная деятельность в современной начальной школе. Дано обоснование того, что систематизирующей основой здоровьесберегающего образования можно считать константу самоизменения: выращивание субъекта учебной деятельности, формирование способности к рефлексии, способность к саморегуляции поведения и здоровья. Охарактеризованы принципы педагогического сопровождения, которые рассматриваются нами в качестве системообразующих оснований для обеспечения педагогического сопровождения здоровьесберегающего образования. В заключении даны рекомендации для организации педагогического сопровождения здоровьесберегающего образования младшего школьника.

Ключевые слова: начальная школа, младший школьник, педагогическое сопровождение, здоровьесбережение, здоровьесберегающее образование.

 

ABOUT PEDAGOGICAL SUPPORT OF HEALTH-SAVING EDUCATION OF A YOUNGER STUDENT

 

Tambieva Zukhra Khasanovna

MKOU “SOSH №11 im.N.S.Semenova s.Uchkeken”

e-mail: zukhra.tambieva76@mail.ru

 

 

Abstract: The purpose of this article is to study the actual problem of health-saving education of younger schoolchildren. The study examines health-saving educational activities in a modern primary school. The substantiation is given that the systematizing basis of health-saving education can be considered a constant of self-change: the cultivation of the subject of educational activity, the formation of the ability to reflect, the ability to self-regulate behavior and health. The principles of pedagogical support are characterized, which are considered by us as the system-forming grounds for providing pedagogical support for health-saving education. In conclusion, recommendations are given for the organization of pedagogical support of health-saving education of a younger student.

Keywords: elementary school, junior high school student, pedagogical support, health care, health-saving education.

 

Теоретический анализ философской, психолого — педагогической литературы позволил рассмотреть основания для здоровьесберегающего образования. Несмотря на сложность интерпретации и недостаточно конкретной разработанности для каждого возраста, все же позволяют обозначить целостную систему образования младшего школьника в условиях сохранения здоровья. Антропоцентрический подход к развитию личности является концептуальной направляющей построения здоровьесберегающего образования. В рамках личностно- ориентированных технологий можно выделить: технологии сотрудничества, реализующие субъект – субъектные отношения педагога и ребёнка; гуманно – личностные технологии, направленные на поддержку личности; построение образовательной среды, основанной на вере выбора самим ребёнком соб­ственного образования, возможностей самореализации.

Предпосылками здоровой и продуктивной жизни ребёнка в школе можно считать: принятие себя как существа несовершенного, но способного к совершенствованию; высокая самооценка; способность к продуктивной критике и самокритике. Систематизирующей основой можно считать константу самоизменения: выращивание субъекта учебной деятельности, способность рефлексировать. А также создание условий для самореализации младшего школьника через построение пространств возможностей.

Педагогическое управление развитием ребенка в такой среде осуществляется в формах педагогической поддержки или педагогического сопровождения.

Анализ тенденций теоретического решения проблемы педагогического сопровождения здоровьесберегающего образования в начальной школе, позволяет сформулировать концептуальные положения нашего исследования.

Важнейшей задачей современного образования является разработка стратегии постепенного перехода от насильственного, внешнего принуждения к самообучению и самовоспитанию учащихся. Здоровьесберегающее образование — это обучение, воспитание и развитие младшего школьника в условиях сохранения здоровья. Здоровьесберегающая образовательная деятельность в современной начальной школе ориентирована на развитие инициативы и самостоятельности каждого ребенка, не навязывая путь через нормативное построение его деятельности, а создает пространство возможностей, провоцируя их на проявление самостоятельности и свободной активности. Систематизирующей основой здоровьесберегающего образования можно считать константу самоизменения: выращивание субъекта учебной деятельности, формирование способности к рефлексии, способность к саморегуляции поведения и здоровья.

Реализация такого образования возможна при условии специально созданного педагогического сопровождения. Оно рассматривается как основа профессиональной деятельности педагогов, ориентированная на успешное обучение и развитие каждого ребёнка, обеспечивающая жизнедеятельность ребёнка в условиях сохранения здоровья. При этом, признание ученика как самоценности, как носителя субъектного опыта, главной действующей фигурой всего образовательного процесса. Оно предусматривает постоянную стимуляцию и поддержку в ребенке непреодолимого стремления к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию.

Теоретический анализ позволил выявить категориальный подход к пониманию здоровья. Здоровье выступает как единое целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Данный подход позволяет определить содержание педагогического сопровождения на основе мониторинга показателей здоровья. В узком смысле – здоровье рассматривается по принципу «здесь и сейчас» и являются тактическими действиями по его изменению в настоящем. В широком понимании, исследование здоровья предполагает стратегические действия, которые обеспечивают долгосрочный прогноз формирования его компонентов с учётом факторов риска. И тогда под здоровьем можно понимать динамическое состояние физического, психического и социально – нравственного компонентов.

Под педагогическим сопровождением здоровьесберегающего образования следует понимать систему мер, направленную на сокращение потерь здоровья путем исключения факторов риска. Таким образом, необходимо создание оптимальных условий для развития каждого школьника, соответствующей социокультурной среды для удовлетворения возрастных особенностей младшего школьника (потребности в саморазвитии, игре). Поэтому ведущими видами деятельности признаются разнообразные игры, поисково – исследовательское творчество, через которые ребёнок обучается необходимым навыкам обеспечения безопасности, нравственному поведению, гигиеническим нормам, ЗОЖ. Виды творческой деятельности расширяются за счёт интеграции поисково – исследовательской деятельности урочной и внеурочной форм.

Критериями эффективности педагогического сопровождения здоровьесберегающего образования становятся: снижение школьной тревожности, положительная психоэмоциональная обстановка в классе (школе), успешность обученности учащихся, высокий уровень работоспособности, положительная динамика физического развития, адаптация к школьной жизни, активная позиция и желание реализовать себя в «местах» самореализации. Невнимание к развитию личностных потребностей и мотивов деятельности, являются возможными факторами разрушения личности, её дестабилизации, а значит здоровья.

Профессиональная компетентность педагога является следующим компонентом педагогического сопровождения здоровьесберегающего образования. Между образованием и здоровьем складывается причинно — следственная связь. Устраняя школьные факторы риска, как ряд характеристик образовательного процесса, агрессивно воздействующих на здоровье ребёнка, создаются благоприятные условия для здоровьесберегающего образования. Из этого следует, что здоровье необходимо рассматривать и как педагогическую категорию. Это определяет возможность превращения понятия здоровье в сознание педагога, а оно в свою очередь — определяет все профессиональные действия и поведение учителя.

Педагогическое сопровождение ребенка начинается с момента фиксации проблемы и завершается тогда, когда она оказывается решенной. Важным в работе является не только коррекция, но и профилактика, и предупреждение любых отклонений в здоровье. Готовность учителя работать в условиях сопровождения предполагает: умение анализировать педагогическую деятельность с позиции здоровьесбережения; перестройка содержания образования на постановку субъектной позиции, с целью осмысленности приобретаемых знаний; владение современными методами персонализированного обучения, в том числе формирование контрольно – оценочной самостоятельности младшего школьника; построение «мест» социального опыта, пространств «возможностей» для самореализации учащихся; здоровьесберегающая грамотность учителя.

В процессе нашего исследования выделены следующие принципы педагогического сопровождения, которые рассматриваются нами в качестве системообразующих оснований для обеспечения педагогического сопровождения здоровьесберегающего образования:

  • непрерывности, систематичности и преемственности;
  • целостности процесса личностной направленности;
  • принцип субъектно – деятельностного подхода;
  • принцип возрастного подхода;
  • гуманизации содержательно – процессуальных сторон образовательного процесса;
  • учёта региональных особенностей, социокультурной и экономической ситуации, сложившейся в локальном социуме;
  • профессионализма и компетентности педагога;
  • взаимосвязи всех субъектов образовательного процесса. Руководствуясь этими принципами, мы приступили к экспериментальной

части исследования.

Выявлена необходимость:

  • создания и проведения специального мониторинга показателей здоровья;
  • построение образовательной деятельности ориентированной на здоровьесбережение через личностно – ориентированное образование, с ведущей поисково — исследовательской деятельностью, безотметочного обучения;

– подготовка педагогических кадров для работы в условиях сопровождения здоровьесберегающего образования, умеющего «строить» совместно с учащимися индивидуально — образовательную траекторию.

В основе педагогического сопровождения лежит построение индивидуальных образовательных траекторий, которые выстраиваются, с одной стороны, на основании результатов диагностики, с целью организации коррекционной работы, с другой стороны, за счёт создания специальных «мест возможности» самореализации ребёнка, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Инициатором определения образовательной траектории становится совместная работа педагога и учащегося.

Поисково — исследовательская деятельность, альтернативная система оценивания позволяет развивать субъектную позицию школьника (через рефлексивные и поисковые действия), что обуславливает самостоятельное и ответственное учебное действие у ребенка. Выявлено, что здоровьесбережению младшего школьника способствует специально построенное обучение на основе поисково — исследовательской деятельности, которое предполагает:

  • отбор содержания образования;
  • отказ от традиционной формы классно — урочной системы и всех негативных её сторон;
  • развитие субъект – субъектных отношений в образовательной ситуации;
  • использование продуктивных, деятельностных методов обучения. Исследованы следующие педагогические условия:
    1. Содержание изучаемого предмета не должно даваться в готовом виде. Возникает необходимость целенаправленной деятельности по обучению работы с различными источниками информации.
    2. Задаваемое в обучении предметное содержание, обязательно переосмысляется учеником в ходе усвоения. При этом ученик привносит в это содержание такие признаки, которые помогают психологично конструировать само учебное содержание. Это связано с тем, что во главу угла ставится самобытность, самоценность опыта самого ученика, его выбор действия и анализ способов действия.
    3. В процессе исследовательской деятельности ученики открывают личностные «Я – знания», через содержательный конфликт, личностно – значимый для него и формирующий потребность в освоении того или иного понятия.
    4. Развитие гипотетического мышления, через вариативное содержание, которое позволяет создавать умственный поиск, суждения и умозаключения. Это формирует самостоятельность мышления. Снижается школьная тревожность (так как любая версия принимается, без личностного оценивания). Позиция учителя — он такой же участник поиска ответа на вопрос.
    5. Особое место занимает пооперационный контроль деятельности, который формирует навыки доказательства, аргументирования.
    6. Основная форма – специально организованная сюжетно — проблемная игра. Через игровой сюжет, учитель создаёт условия для самостоятельного понимания ребёнком реальности, как возможности самостоятельного (авторского) создания продукта. С этой целью учитель проектирует «места возможностей» для самореализации обучающихся: подбор таких заданий, которые уже имеют неоднозначное решение; «ловушки» и задания, требующие включения дополнительной информации. Особое место занимает дефицитарный текст (как когнитивное противоречие), побуждающий учащегося самостоятельно, без принуждения открывать новые знания и способы деятельности, что способствует развитию познавательного интереса к процессу учения, стремление к поисковой активности.
    7. Формирование у младшего школьника рефлексивности. Поисково- исследовательский метод обучения «создаёт» ситуации «сталкивания» знания и незнания об исследуемом. Рефлексивные действия позволяют осознать «границы» возможностей, своего знания и незнания. Таким образом, способность к рефлексии — это важнейшая составляющая умения учиться, условие постановки субъектной позиции. Определены следующие «места» постановки рефлексии:
  • умение отличать известное от неизвестного – определяя каких знаний и умений не хватает для успешных действий;
  • через умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной (специальные задания, ситуации «разночтения»);
  • критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, обращаясь к их основаниям (умение доказывать свою позицию).
  1. Условиями активизации учения стали:
  • применение многообразных форм учебной работы;
  • самостоятельная работа, способствующая изменению позиции ученика в учебном процессе, превращая его в активного субъекта учения;
  • методы, направленные на самопознание и развитие, самооценку и самоконтроль, рефлексию через развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения. Это позволило раскрыть индивидуальность ребёнка, создать такие условия, чтобы каждый школьник смог найти своё место в учебном процессе.

Данный подход обеспечивает формирование общеучебных умений и навыков, которые являются основанием продуктивной деятельности младшего школьника — залог успешности, а значит фактором здоровьесбережения, жизнеспособности. Чтобы в младшем школьном возрасте возникло самостоятельное и ответственное учебное действие у ребенка, учитель контролирует не только действие ребенка, но и собственное участие в управлении его поведением. Эти вопросы обсуждаются на педконсилиуме.

Таким образом, применение педагогического сопровождения здоровьесберегающего образования показывает положительное влияние на функциональное состояние организма, характер адаптации к обучению, а также на формирование мотивационной сферы младшего школьника.