ФГБОУ ВО Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева

Аннотация: Статья посвящена проблеме организации исследовательской работы и формирования информационных умений у начальных классов на уроках математики с помощью использования информационных компьютерных технологий. Использование ИКТ в классах в современном мире оказывает положительное влияние на успех учащихся и их отношение к урокам. Благодаря исследовательской деятельности ученик переключается с обычного усвоения знаний на действительное применение их в сегодняшних реалиях. В качестве предмета для изучения была выбрана математика. Использование ИКТ на уроках математики — наглядный пример межпредметных связей, это дань современности: идти в ногу со временем, успевать овладевать новыми технологиями.

Ключевые слова: ИКТ, исследовательская работа, начальная школа, уроки математики.

 

Неотъемлемой частью нового стандарта в соответствии с требованием Статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ “Об образовании в РФ” являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают “общеучебные умения”, “общие способы деятельности”, “надпредметные действия” и т.п. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма “Формирование ИКТ компетентности обучающихся”[1].

Важным элементом формирования учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять.

Во  многих школах до сих пор используются старые образовательные методы. Детям скучно, и они теряют интерес к учебе. По мнению родителей и учителей, по итогам многочисленных анкетирований и наблюдения в целом дети нового поколения разные – более  провокационные, интуитивные, чувствительные, психически эмоциональные, в некоторых случаях более агрессивные, чем предыдущие поколения. Поэтому цели современного образования требуют выбора методов обучения, способствующих активному процессу познания, развивающих навыки обучения, творческое использование знаний, навыки самооценки, сотрудничества, снисходительности к различным точкам зрения. Интерактивные методы обучения помогают реализовать эти задачи и обеспечивают сотрудничество между преподавателями и учащимися[2].

В ходе нашего исследования  за последние 20 лет по материалам сети Интернет, в сайтах учителей за деятельностью учащихся как на уроках математики, так и на внеклассных мероприятиях выяснилось, что интерес учащихся к урокам математики стал повышаться за счет внедрения в учебный процесс интерактивных методов и инструментов ИКТ. Эти формы работы способствуют лучшему пониманию темы, потому что они проходят «через учащегося», они не подвергаются давлению извне. Исследование показывает, что ИКТ-технологии делают процесс обучения живой и  интересной ввиду диалогового общения пользователя с интерактивной средой.

На сегодня по многим исследованиям международного и всероссийского уровня на выявление качества математического образования и математической грамотности выявлен значительный разрыв между знаниями и навыками, которые учащиеся получают в школе, и знаниями и навыками, необходимыми в дальнейшем на рабочих местах. Работодатели сообщают, что им нужны сотрудники, которые лучше подготовлены к таким навыкам, как профессионализм и трудовая этика, устное и письменное общение, командная работа и сотрудничество, критическое мышление и решение проблем, применение информационных технологий и лидерство. В связи с требованиями общества в школах стали все больше уделять внимание тому, как учиться, а не просто приобретению конкретных технических навыков, которые вскоре будут заменены на новые. В разных странах, например  в Лондоне,  разработаны новые интерактивные мультитач “умные” кабинеты. Используя многопользовательские столы в “классе будущего”, ребята могут работать вместе, по-новому решать вопросы и проблемы, используя нестандартные решения. Эти действия, как было установлено, повышают математические навыки учащихся.

Использование интерактивных “умных” столов может иметь преимущество по сравнению с выполнением математики на бумаге, и что учащиеся могут улучшить свою скорость и гибкость в математике, работая вместе, в команде. В конечном результате 45% учеников, использовавших  математическую программу в системе SMART DESK, увеличили количество уникальных математических выражений, по сравнению с 16% тех, кто делал это на бумаге [5].

Так, мы видим, что происходит естественная направленность к информатизации образования, и повсеместное использование информационных технологий в процессе обучении. С помощью ИКТ в исследовательской деятельности можно изменить ход обучения, получить безграничные возможности для всестороннего обучения с применением полученных знаний в практической деятельности.

Перед применением мультимедиа-технологий учителю необходимо тщательно продумать предстоящий урок. Не следует использовать ИКТ только ради обеспечения интереса и разнообразия урока. Надо обратить внимание на то, что компьютерные обучающие программы должны включать основные аспекты темы и при этом соблюдать ключевые принципы: систематичности, последовательности, доступности, дозированности (не следует перегружать школьников избыточной информацией).

Рассмотрим,  как  можно использовать компьютер и медиапроектор на уроке закрепления по математике для второго класса по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд» (УМК «Гармония»)[4].

Урок проводится в форме путешествия с использованием мультимедийной презентации. Это помогает привлечь детское внимание к изучаемому материалу.

На этапе устного счета предлагается следующее задание: даны ряды чисел, нужно их продолжить.

25, 32, 39, 46 …

60, 52, 44, 36…

12, 24, 36, 48 …

Ответ: (+7)…, 53, 60,…и т.д.

Ответ: (-8)…, 28, 20,…и т.д.

Ответ: (+12)…, 60, 72,…и т.д.

Ответы отражены на экране с помощью мультимедийного проектора только при условии, если ответ правильный. Если ответ не появляется на экране, то отвечающий ученик передает право ответа товарищу. Это вызывает интерес у учащихся, т.к. сопровождается мультипликационной картинкой.

На этапе выполнения проекта  учащиеся делятся на команды и тренируются в выработке таких качеств как: лидерство, ответственность, терпеливость и внимательность. В ходе проектной деятельности идет поиск и переработка информации, передача и сохранение информации учащимися. Понятно, что увлеченные проектной деятельностью, дети становятся более активными и тем самым получают больше знаний[3].

Работа над собственным исследовательским проектом может стать большим и полезным опытом в жизни каждого учащегося. Они таким образом не только работают над проектом, она начнется задолго до него, любая исследовательская деятельность требует серьезной подготовки, при этом учащиеся постоянно взаимодействуют с педагогом, как с руководителем и наставником.

Исследовательская деятельность дает возможность заинтересовать учащихся к предмету, увидеть связи математики с другими областями, в полной мере проявить себя и свои таланты. Имея такой сильный инструмент работы, как проектно-исследовательская деятельность, можно достичь самореализации учащихся, нового вида взаимодействия преподавателя и учащегося, в котором оба будут исследователями. Основной задачей образовательного учреждения является научить ребенка искать, обрабатывать и выделять необходимую информацию, использовать ее в своей работе непосредственно, создавать условия для всестороннего развития, раскрытия характера и индивидуальности учащегося. Также не мало важно накопление ими опыта социального взаимодействия, умения слушать и уважать других, отстаивать свою точку зрения, работать в команде.

Список использованных источников

  1. http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
  2. https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov-s-ispolzovaniem-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy
  3. Антоненко, Т. Е. Приемы занимательности на уроках математики [Текст] / Т. Е. Антоненко // Начальная школа. 2015. №8 – С. 45-47
  4. Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании. – «Информатика ПС» 2010г, № 47.
  5. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум — М, 2011.

 

Статья подготовлена под руководством научного руководителя: к.п.н., доцента кафедры математики и методики ее преподавания Батчаевой П. А-Ю.