Карачаево-Черкесский государственный университет

 

В Концепции модернизации российского образования  указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» [1].

Учитель на уроке не только передает знания. Он их формирует: обобщает, закрепляет, вырабатывает умения и навыки. Знания, получаемые учащимися в процессе изложения учителем, являются результатом первого этапа обучения. Но эти знания не являются еще орудием активного самостоятельного мышления, деятельности учащихся и не обладают достаточной надежностью и гибкостью. Чтобы достичь прочности знания, их необходимо формировать, совершенствовать. В этих целях используют различные способы: закрепление, текущее повторение, обобщающее повторение, тематическое повторение и т. д.

Многолетней педагогической практикой доказано, что закрепление и повторение зачастую делают более понятным тот материал, который был недостаточно ясно понят вначале. Таким образом, закрепление и повторение преодолевают недостатки начального этапа усвоения. Но их важность состоит еще и в том, что ранее изученное рассматривается под новым углом зрения и приводит не только к упрочению усвоенного, но и к выстраиванию знаний в систему, к осознанию их более глубокого значения. В конечном счете этим достигается сознательность и прочность усвоения знаний.

Однако сознательно и прочно усвоенные знания становятся орудием мышления и деятельности учащихся только в том случае, если они порождают умения. Умение – это выработанная в процессе обучения способность ученика пользоваться полученными знаниями и навыками в практической деятельности. Навык – это действие, которое в результате упражнения стало автоматизированным. Основными средствами формирования умений и навыков являются упражнения. Таким образом, важно, чтобы первоначально полученные знания не только стали бы осмысленными и прочными, но и превратились бы в орудие мышления и деятельности учащихся.

Под компетенцией, следуя определению В.В. Краевского и А.В. Хуторского, понимаем «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. …Компетентность в определенной области – это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней» [2].

В педагогической практике порой допускается разрыв между теоретическими знаниями, которые даются учащимся на уроке, с одной стороны, и выработкой на самом уроке практических умений и навыков на основе этих знаний – с другой. Это результат не только формального подхода некоторых учителей к процессу обучения, но и недостаточной культуры педагогического труда. Иногда учитель увлекается опросом и у него не остается времени на изложение и закрепление нового материала или увлекается изложением нового материала и у него не остается времени на выработку практических умений и навыков учащихся. В итоге практические умения и навыки на самом уроке отрабатываются недостаточно и, как правило, все переносится на самостоятельную работу дома. Отсюда возникают перегрузки и пробелы в знаниях.

Мастерство учителя в формировании знаний, умений и навыков учащихся ярко проявляется во время опроса. Здесь так же видно, насколько умело он реализует требования к современному процессу обучения. Прежде всего это сказывается в формулировке вопросов к учащимся: в каком плане они ставятся –  в повествовательном или доказательном? Вопросы повествовательного характера нацеливают учащихся на пересказ содержания и мало содействуют развитию мышления. Вопросы доказательного плана, наоборот, особенно содействуют развитию самостоятельного мышления и исключают механическое запоминание учебного материала. В результате ученики обучаются последовательно и доказательно излагать свои мысли, более свободно овладевают понятиями.

В неразрывной связи с этим требованием находится соблюдение на уроке единых требований к развитию устной речи учащихся. Ведь бывает так, что ребята материал знают, а не умеют пользоваться словом для выражения собственных мыслей, нет должной последовательности в рассуждениях. В этих случаях, особенно на первых порах, учитель помогает составить план ответа или сам отвечает на поставленный вопрос. Разумеется, это делается по мере необходимости, но при таком подходе, во-первых, ученики стремятся подражать своему наставнику, во-вторых, ясно себе представляют, каких ответов от них ждут. Развитие устной речи зависит от целенаправленной работы всего коллектива, иначе нельзя всерьез думать о воспитании самостоятельного мышления учащихся.

Ранее изученное повторяется в порядке установления логической связи с вновь изучаемым материалом или при раскрытии основ нового материала. Материал повторяется, если он органически входит в содержание вновь изучаемого материала, если имеются пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, при обобщении и систематизации знаний, умений и навыков.

Но каковы бы ни были эти сочетания, они должны строиться на одной основе: повторение ранее изученного должно соответствовать содержанию изучаемого материала и вытекать из самой логики урока.

Педагогической практикой накоплено большое богатство приемов и методов обучения, и выбор их учителем определяется различными условиями: характером преподаваемого предмета, возрастными особенностями детей, уровнем предшествующей подготовки.

Выбор методов и приемов зависит от тех задач, которые учитель предполагает решить на уроке. При изложении нового материала потребуются одни методы, при закреплении – другие, при обобщении темы или раздела – третьи и т. д. Важно продумывать и отбирать эффективные приемы и методы также и на разных этапах урока.

Хотя приемов и методов в работе каждого учителя может добыть довольно много, но цель их использования одна: активизировать учебную деятельность воспитанников на уроке. Учение  –  это напряженная, сложная деятельность, при которой необходимо большое усилие ума, воли, воображения, памяти. Задача учителя  –  с помощью эффективных приемов и методов помочь воспитанникам преодолеть эти трудности.

Вопрос эффективности приемов и методов обучения всегда привлекал к себе пристальное внимание ученых, педагогов, практиков. Учитель должен оценивать эффективность приемов и методов, используемых на уроке, с точки зрения активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на сознательное усвоение знаний и выработку практических умений и навыков. Это является ярким показателем педагогического мастерства учителя.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010г.
  2. КраевскийВ.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007

 

Статья представлена научным руководителем к.п.н., доц. каф. математики и методики ее преподавания Батчаевой П.А-Ю.