«Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» г.Карачаевск
Современное образование является сложнейшей формой общественной практики, его место и роль исключительны и уникальны. Сегодня образование оказывается самым масштабным и может быть — единственным социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов, именно образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным формам, поддержать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые политические реалии и новые ориентиры развития.
Главный смысл на современном этапе жизни реформенной России – это развитие, как ценностная основа и принцип существования образования. Нынешняя концепция реформы и модернизации образования все трудности её реализации возлагает на регионы и в первую очередь на образовательные организации, предоставив им возможность не только самостоятельного ведения финансово–хозяйственной деятельности в сфере образования, но и ответственности.
Реализация национального образовательного проекта, повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно–коммуникационных технологий в учебный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления – перечень задач, которые лягут на плечи руководителей и управленцев образовательных учреждений.
Ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами, обеспечение доступности и эффективности, рост социальной мобильности и активности молодёжи, её включённости в различные образовательные среды, что делает систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния её граждан.
Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления образовательных организаций, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.
В сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологии.
Теоретическая проработка проблемы инноваций служит основой обновления образования, его осмысления и обновления с целью преодолеть стихийность этого процесса, эффективно управлять им. Кризисное время рождает в нашей педагогической системе не только ожидание «перемен сверху», но и ощущение необходимости собственных изменений.
Инновационные процессы, развивающиеся в практической образовательной деятельности на современном этапе, не смогут обеспечить системные и устойчивые результаты без освоения нововведений на уровне управления. В связи с этим, управление приобретает новый характер; осуществляется активный поиск инновационных подходов к управлению развитием образования на всех уровнях, в том числе муниципальном, которое является объектом исследования в данной работе. В последнее десятилетие в практике управления выделились новые идеи, концепции, инновационные подходы, отражающие не формальный подход к управлению (механический, жесткий, административно-бюрократический), а мягкий, социально-психологический, ориентированный на человека и его развитие, обеспечивающий проявление внутренних инновационных ресурсов субъекта образовательной деятельности.
Управление может стать инновационным при условии изменения традиционной структуры управления, содержания деятельности, предоставления управленческим структурам необходимой для саморазвития степени свободы. Перевод системы управления в инновационный режим обеспечит целенаправленное изменение, динамичное развитие муниципальной образовательной системы, её инновационный характер.
Систематизация выделенных в научно-педагогическом знании управленческих подходов, представленная Т.И. Шамовой и Г.Н. Шибановой, основана на их объединении по некоторым сходным задачам: на достижение позитивного результата ориентированы системный, программно-целевой, процессный; на развитие потенциала личности – акмеологический, аксиологический; на новое содержание образования – гуманитарно-культурологический и рефлексивный подходы.
В практической деятельности происходит пересечение и взаимодополнение подходов. Для выделения сущностной характеристики инновационного управленческого подхода необходимо определить ключевую понятийную составляющую, основные принципы, приёмы и методы построения инновационного управленческого процесса, что является одной из основных задач современного научно-педагогического знания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Афанасьев, В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление – М., 1986.
- Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований – М.: Педагогика, 1982.
- Багаутдинов, Н.М. Организационно-педагогические условия модернизации управления образованием в сельском районе -Йошкар-Ола, 2006.-20 с.
- Белкин, А.С. Основы педагогической технологии- Екатеринбург, 1995.
- Беляева, В.А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования – М.: АРКТИ, 2004.-160 с.
- Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление – М.: Педагогический поиск, 2001. – 224 с.
- Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой – М.: Педагогический поиск, 1997.- 144с.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. Директор школы. – 2002.-№ 1.
- Кочетов, А.И. Культура педагогического исследования -Минск, 1996.
Свежие комментарии