«Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» г.Карачаевск

Современное образование является сложнейшей формой общественной практики, его место и роль  исключительны и уникальны. Сегодня образование оказывается самым масштабным и может быть — единственным социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов, именно образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным формам, поддержать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые политические реалии и новые ориентиры развития.

        Главный смысл на современном этапе жизни реформенной России – это развитие, как ценностная основа и принцип существования образования. Нынешняя концепция реформы и модернизации образования все трудности её реализации возлагает на регионы и в первую очередь на образовательные организации, предоставив им возможность не только самостоятельного ведения финансово–хозяйственной деятельности в сфере образования, но и ответственности.

       Реализация национального образовательного проекта, повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно–коммуникационных технологий в учебный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления – перечень задач, которые лягут на плечи руководителей и управленцев образовательных учреждений.

        Ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами, обеспечение доступности и эффективности, рост социальной мобильности и активности молодёжи, её включённости в различные образовательные среды, что делает систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния её граждан.

        Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления образовательных организаций, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.

       В сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологии.

        Теоретическая проработка проблемы инноваций служит основой обновления образования, его осмысления и обновления с целью преодолеть стихийность этого процесса, эффективно управлять им. Кризисное время рождает в нашей педагогической системе не только ожидание «перемен сверху», но и ощущение необходимости собственных изменений.

          Инновационные про­цессы, развивающиеся в практической образовательной деятельности на современном этапе, не смогут обеспечить системные и устойчивые резуль­таты без освоения нововведений на уровне управления. В связи с этим, управление приобретает новый характер; осуществляется активный поиск инновационных подходов к управлению развитием образования на всех уровнях, в том числе муниципальном, которое является объектом исследо­вания в данной работе. В последнее десятилетие в практике управления выделились новые идеи, концепции, инновационные подходы, отражаю­щие не формальный подход к управлению (механический, жесткий, адми­нистративно-бюрократический), а мягкий, социально-психологический, ориентированный на человека и его развитие, обеспечивающий проявление внутренних инновационных ресурсов субъекта образовательной деятель­ности.

          Управление может стать инновационным при условии изменения традиционной структуры управления, содержания деятельности, предос­тавления управленческим структурам необходимой для саморазвития сте­пени свободы. Перевод системы управления в инновационный режим обеспечит целенаправленное изменение, динамичное развитие муници­пальной образовательной системы, её инновационный характер.

Систематизация выделенных в научно-педагогическом знании управ­ленческих подходов, представленная Т.И. Шамовой и Г.Н. Шибановой, основана на их объединении по некоторым сходным задачам: на достиже­ние позитивного результата ориентированы системный, программно-целевой, процессный; на развитие потенциала личности – акмеологический, аксиологический; на новое содержание образования – гуманитарно-культурологический и рефлексивный подходы.

В практической деятельно­сти происходит пересечение и взаимодополнение подходов. Для выделения сущностной характеристики инновационного управленческого подхода не­обходимо определить ключевую понятийную составляющую, основные принципы, приёмы и методы построения инновационного управленческого процесса, что является одной из основных задач современного научно-педагогического знания.

                     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанасьев, В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление – М., 1986.
  2. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований – М.: Педагогика, 1982.
  3. Багаутдинов, Н.М. Организационно-педагогические условия модернизации управления образованием в сельском районе -Йошкар-Ола, 2006.-20 с.
  4. Белкин, А.С. Основы педагогической технологии- Екатеринбург, 1995.
  5. Беляева, В.А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования – М.: АРКТИ, 2004.-160 с.
  6. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление – М.: Педагогический поиск, 2001. – 224 с.
  7. Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой – М.: Педагогический поиск, 1997.- 144с.
  8. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. Директор школы. – 2002.-№ 1.
  9. Кочетов, А.И. Культура педагогического исследования -Минск, 1996.