Карачаево-Черкесский университет имени У.Д.Алиева, г. Карачаевск

Современный этап развития общества, характеризующийся глубокими экономическими и социальными преобразованиями, диктует  целесообразность ориентировки процесса обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к плодотворному сотрудничеству с другими людьми. Тем не менее, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях грамотных, коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современное  образование с существующим в нем набором форм и методов обучения не может в должной степени способствовать формированию коммуникативных умений выпускников. Особо актуальна проблема подготовки специалистов  с высоким уровнем развития коммуникативных компетенций, как важного звена профессиональной компетентности, при рассмотрении вопросов подготовки будущих учителей начальных классов полилингального образовательного пространства.

Коммуникативная компетенция – это «своеобразная способность человека, включающая в себя не только владение грамматикой и лексикой родного или иностранного языка, но и ясное представление о том, в каких речевых условиях могут и должны употребляться те или иные слова и грамматические конструкции» [1].

В словаре иностранных слов коммуникация (communicatio) определяется как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании» [9, с.240]. В большом энциклопедическом словаре коммуникация рассматривается как общение, передача информации от человека к человеку – специфическая форма взаимодействия [3]. В современном словаре по психологии читаем: «Общение (коммуникация) – это многоаспектные процессы конвергенции, установления и развития контактов, связей между субъектами, которые порождаются дифференциальными потребностями либо в совместной деятельности, либо в обмене различной информацией, а также для общей выработки конкретного плана действий…» [10, с.57].

В трудах А.А. Леонтьева, Р.С. Немова, Е.И.Рогова «коммуникация» определяется синонимом «общения» [6, 7, 8].

Главной составляющей коммуникативной компетенции являются умения, в частности коммуникативные умения. Коммуникативные умения учителя – умения, в-первую очередь, вести беседу-диалог как на занятиях, так и вне занятий, соблюдая правила речевого этикета. Коммуникативные умения важны для успешного решения разного рода коммуникативных задач. Коммуникативные умения человека, как известно, формируются и совершенствуются в процессе общения. В методической литературе вопросу формирования коммуникативных умений большое внимание уделяют Г. М. Андреева, Р.С. Немов, А.А. Бодалев, М.М. Бахтин и другие.

Формирование коммуникативных умений будущих педагогов имеет важное значение,  так как степень сформированности данных умений учителя влияет не только на результативность обучения учащихся, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения у индивида формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения. Человек становится подлинным субъектом посредством активной коммуникативной деятельности с другими «Я», культурами, самим собой, обретает собственный образ, определяет жизненную стратегию [2]. Чтобы современный человек был востребованным и признанным в социуме, его целесообразно с самого первых лет жизни учить метафорически мыслить, выражать грамотно свои чувства и мысли, уметь эмоционально включаться в жизненные позиции окружающих, соглашаться, а также при надобности спорить. Говоря иначе,  с детских лет у ребёнка надо формировать коммуникативные умения, владение которыми на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать личности с другими людьми при различных видах деятельности. На протяжении всех лет обучения ученика идет постепенное развитие коммуникативных умений ребенка. Формировать необходимые коммуникативные умения учащихся может только учитель с высокой степенью сформированных коммуникативных  умений.  При подготовке к профессиональной деятельности, будущий учителю полилингвального образовательного пространства  необходимо усвоить, что у него, в силу специфики его будущей полилингвальной аудитории, должна быть сформирована  коммуникативная компетентность, т.е. способность к эффективному общению и сформированы коммуникативные умения. У педагога должны быть:

–  высокий уровень владения выразительными средствами языка, средствами убеждения, культурой общения – этикетной выверенностью речи;

– опыт речевой деятельности в конкретной сфере общения, в данном случае – в учебно-научной.

Основой для формирования коммуникативных способностей являются индивидуально-психические особенности личности. Коммуникативные способности служат основой для формирования и развития коммуникативных умений. Развитие коммуникативных умений поднимает на новый уровень коммуникативные способности, которые также постоянно развиваются. В связи с этим, мы работе по совершенствованию коммуникативных компетенций обучаемых придавали большое значение, так как считаем, что у будущего педагога должна быть высокая культура, речевая культура, в том числе. Уверенность и спокойствие в коммуникативном (речевом) поведении учителя начальных классов полилингвального образовательного пространства в различных ситуациях профессионального общения – важное условие плодотворного сотрудничества и успешного взаимодействия. Педагог должен показать свою компетентность и  заинтересованность в успешном развитии каждого своего учащегося.

Для оценки коммуникативных компетенций будущих учителей начальных классов, обучаемым был предложен тест. Вопросы теста помогали определить: умение будущим учителем вести диалог грамотно, развитие у него умения поддерживать разговор, знание обучаемым   речевого этикета, умение выступать перед аудиторией и т.д. Кроме тестов мы использовали и другие подходы теоретического исследования и выявления коммуникативных умений будущих учителей: в форме обследования, собеседования, наблюдения, анкетирования,  выполнения различных заданий.

Развитие коммуникативных компетенций обучаемых проводили в несколько этапов: работа по совершенствованию речевой деятельности, работа над совершенствованием связной речи, организация  диалогового общения друг с другом и монологической речи.

Развитие коммуникативных компетенций студентов предполагает понимание целей обучения речевому общению. Речевую компетентность формировали через:

– развитие прикладных исследовательских умений;

– развитие социально-коммуникативных умений;

– личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации и т.д.

Развитие коммуникативных компетенций идет по разным линиям: количественное накопление, такие, как увеличение словарного запаса, объема высказывания, и качественные изменения, например, развитие деловой речи, комплексированности мысли и т.д. Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является, по мнению исследователей, умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимальным образом использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Итак, только систематическая целенаправленная работа по  формированию коммуникативных умений может привести к успешному коммуникативному становлению и оптимальным показателям успешности этого развития у будущего учителя полилингвального образовательного пространства.

                                                    Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996.
  2. Аухадеева Л. А. Коммуникативная культура будущего учителя как объект системного исследования. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2006. – 164 с.
  3. Большая советская энциклопедия /Под ред.Б.А. Введенского – М.: большая советская энциклопедия.
  4. Жирова Н.А. Текстовая деятельность в обучении студентов – М., 1997.
  5. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. – Томск, 1994.
  6. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1999.
  7. Немов Р.С. Психология. – М., 2000.
  8. Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2001.
  9. Словарь иностранных слов. – М., 1997.

10.Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – М., 2000.