магистрант третьего года обучения КЧГУ им.У.Д. Алиева

В законе «Об образовании» указано: «Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности» [1].

Отсюда вытекают качественно новые требования к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования. В дошкольных учреждениях важно заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка.

Проблемой современного состояния образования  в ДОУ является процесс оптимизации развития математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий.

Отечественные педагоги Ю. М. Горвиц, Е. В. Зворыгина, Л. А. Леонова и другие исследователи неоднократно указывали на то, что необходимо использовать новые информационные технологии в дошкольном образовании.

Актуальной становится проблема, связанная с разрешением противоречий между современными подходами, т. е. использованием информационных технологий в развитии математических представлений, и недостаточным уровнем их реализации в работе дошкольного учреждения.

Для этого выработан комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность развития математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий:

  • учитываются интересы;
  • учитываются возраст и индивидуальные особенности детей;
  • ведется учет интеллектуального развития детей;
  • используются различные формы и методы работы.

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д.

В настоящее время прослеживаются два подхода к определению содержания обучения. Ряд авторов эффективность математического развития детей связывают с расширением информационной насыщенности занятий. Другие же стоят на позиции обогащения содержания, направленного на развитие интеллектуальных способностей и формирование содержательных, научных представлений и понятий.

Существует ряд альтернативных программ (“Развитие”, “Радуга”, “Детство”, “Истоки” и др.), основанных на разных теоретических подходах. Соответственно и содержание обучения математике в этих программах имеет свои особенности [2].

Центральное место в программах занимает содержание, направленное на формирование понятия “число”. Это одно из основных понятий, с которого начинается познание ребёнком математики. Практически во всех программах, как традиционных, так и альтернативных математическое содержание выстроено вокруг понятия “натуральное число и действия с ним”, усвоение содержательной (знания) и операционной (умения) стороны программы – цель процесса формирования элементарных математических представлений. Иными словами, под “определённым запасом знаний” подразумеваются знания о натуральном числе, а под “наличием ряда определённых умений” – ряд умений предметного характера – счёт, приёмы присчитывания и отсчитывания, использование символики, решение простых типовых задач и т.п. [3].

Отечественные психологи (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов) считают, что в основе понятия числа у детей дошкольного возраста лежат специфические предметные действия с величинами непрерывными (длина, ширина, объём, масса и др.) и дискретными, разделёнными (совокупность кубиков, группа машин, кукол и др.).

В старшем дошкольном возрасте программы обучения математике включают разделы “Геометрические фигуры”, “Пространственные отношения”. Такое содержание создаёт целостную систему математического обучения дошкольников, на основе которой будет осуществляться подготовка к усвоению школьной математики [4].

Особое значение для развития дошкольника имеет его ведущая деятельность – игра, поэтому компьютеры в детском саду используются, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, интересная и управляемая самим ребёнком игрушка, с помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи.

Развитие математических представлений посредством информационных технологий осуществляется различными методами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Выбор метода зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия.

Основным методом развития математических представлений посредством компьютера является комплексный метод развития игры.

Компьютерно-игровой комплекс представляет собой средство воспитания и развития творческих способностей ребёнка, формирования его личности, обогащение интеллектуальной сферы дошкольника.

Интерес детей к занятиям посредством компьютера влияет на качественное усвоение детьми необходимой информации. Иванова Е. предлагает рассматривать направления интереса у детей дошкольного возраста: нейтральное отношение, постепенное снижение интереса, стабильный интерес, постепенное повышение интереса. Зная направление интереса ребенка можно скорректировать методику работы в соответствии с индивидуальными особенностями личности каждого ребёнка.

Важнейшим условием является учет индивидуальных особенностей детей. У всех детей разный уровень интеллектуальной активности, поэтому некоторые дети могут затрудняться в решении компьютерных игровых задач.

Таким образом, все вышеперечисленные условия развития математических представлений посредством информационных технологий эффективны не сами по себе, а во взаимосвязи. Их создание вполне по силам любому педагогу. Элементы компьютерной грамотности усваиваются детьми легче, если ведущим мотивом их деятельности становится игра. Это вызывает у детей большую эмоциональную и интеллектуальную активность.

Компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса детского сада. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. В компьютерных играх предлагаются те элементы знаний, которые в обычных условиях с помощью традиционных средств дидактики понять или усвоить трудно или невозможно. В компьютерных играх дети оперируют в основном символами и знаками, поэтому особую значимость приобретает подготовленность детей. Компьютерным играм должны предшествовать игры с обычными игрушками и предметами – заместителями. Поэтапное формирование разных видов традиционных игр создаёт базу для приобщения детей к компьютерным играм.

Использованная литература:

  1. Закон 273-ФЗ “Об образовании в РФ” 2014 [Глава VII] [Статья 64-Дошкольное образование]
  1. Данилова В. В., Павлова Л. И. Методика формирования математических представлений. – М., 1996.
  2. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1994.
  3. Новикова В. П. Математика в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, учебная литература, 1996.