Дом печати, Грозный, Россия

  Духовно-нравственное воспитание школьников является первостепенной задачей современного образования. Оно представляют собой одну из основных составляющих социального заказа для образовательной системы. Духовно-нравственное воспитание – аспект воспитания, имеющий своей целью усвоение учащимися и претворение в практическое действие высших духовных ценностей.

Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО), наряду с умственным, физическим и трудовым воспитанием особое внимание будет уделяться и нравственному воспитанию. Все эти компоненты в своем единстве предполагают формирование духовной и высокоразвитой личности. Значимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения особенно актуальна в современный период в связи с утратой людьми нравственного смысла собственной жизни, следствием чего является растущая агрессивность, некоторая инфантильность молодых людей, бездуховность. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение морально-этическими нормами становятся повсеместным явлением.

Обеспечение духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. «Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни».

Проблемами нравственного развития личности занимались такие ученые, как Ф.И. Иващенко, Е.Г. Белякова, И.С. Марьенко, Б.М. Бим-Бад, И.Ф. Харламова, В.И. Слободчиков, Т.В. Цырли-на, Д.А. Леонтьев и другие. В.А. Сухомлинский, разрабатывая воспитательную систему о всестороннем развитии личности, ее системообразующим признаком считал именно нравственное воспитание. И.Кант считал, что нравственное воспитание – «это создание такого настроения, под влиянием которого избирались бы лишь добрые цели» [1:204].

Воспитание, как указывает энциклопедия, в педагогическом сообществе «… это специфическая деятельность взрослого по включению ребенка в конкретные ситуации жизни сообщества, формированию условий для его внутреннего развития – осуществлению самовоспитания. В воспитании происходит дифференциация систем ценностей, признание традиционных или вырабатывание новых».

Духовность в общем смысле определяется как совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, в публицистике «духовностью» часто называют «объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а так же в художественных образах искусства. В рамках такого подхода … укрепление духовности осуществляется в процессе просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы».

Н.Л. Шеховская исследует духовность как высшую степень нравственного воспитания, пронизывающую весь воспитательный процесс [6].

По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Нравственное воспитание определяется как «особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование общечеловеческих нравственных качеств, организуемое и направляемое освоение моральных ценностей, формирование способностей жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в практической деятельности». Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.

Образование – важнейшая часть процесса социализации личности человека, оно представляет собой целенаправленную передачу знаний и опыта предыдущих поколений следующим, и духовно-нравственное воспитание является его неотъемлемым компонентом. В первую очередь, духовно-нравственное становление личности происходит в семье. Она является важнейшим фактором формирования личности ребенка. Как отмечено в работе, именно в семье создаются особые психолого-педагогические условия, направленные на формирование духовнонравственной личности. В зависимости от социокультурного контекста в семейном воспитании в формировании духовно-нравственной личности доминирующими являются те или иные методы и факторы.

В. Розанов отмечает, что «…школа дает только посох человеку, которого формирует семья». От семейного воспитания во многом зависит ориентация ребенка в жизни. Но современное семейное воспитание испытывает некоторый кризис, связанный со все возрастающей ролью так называемого «общества потребления», характеризующегося гонкой за материальными благами, престижностью и имиджем [4:92].

Для чеченского общества также актуальной является проблема распада семьи. Все больше детей растут в неполных семьях, и это становится нормой. Это огромный стресс для психики ребенка, негативно сказывающийся на его развитии. Тяжелая экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране в последнее время, также не способствует возрождению лучших традиций семейного воспитания. Родители, занятые материальным обеспечением семьи, все чаще перекладывают ответственность за воспитание и развитие ребенка на детский сад, школу и другие социальные институты. Конечно, сфера образования оказывает огромное влияние на духовнонравственное воспитание и развитие личности ребенка, однако это не исключает важность семейного воспитания.

Школа является одним из первых и основных институтов социализации человека, и именно она формирует социальную направленность личности. Содержание воспитания в школе группируется вокруг базовых национальных ценностей. Из поколения в поколение передаются чеченские национальные традиции, обычаи, адаты, семейные, духовные и культурные ценности. Национальные ценности являются смысловой основой пространства духовно-нравственного развития учащихся.

Актуальное значение приобретают искусство, литература, история, мировая художественная культура. На базовые ценности, такие как семья, Родина, труд также должны быть ориентированы школьные внеурочные воспитательные мероприятия: праздники, утренники, игры, конкурсы. Отражены они и в деятельности кружков, школ искусств, секций и других форм дополнительного образования. Сегодня в Чеченской Республике духовно-нравственному воспитанию уделяется пристальное внимание, оно является одним из приоритетных направлений молодежной политики.

В 2013 году была утверждена Единая Концепция духовно-
нравственного воспитания и развития подрастающего поколения. В республике действуют различные молодежные организации: женский мусульманский клуб «Иман», молодежное общественно-патриотическое движение «Ахмат», патриотический клуб «Рамзан» и другие. Эти организации принимают активное участие в жизни республики, вовлекая молодежь в общественные мероприятия, приобщая ее к духовно-
нравственным ценностям чеченского этноса. На телевидении популярны программы, пропагандирующие национальные ценности, такие как «Хаарийн бов» («Башня знаний»).

Молодежные организации часто проводят конкурсы, направленные на выявление лучших представителей чеченской молодежи, юношей и девушек, хорошо знающих и соблюдающих национальные обычаи.

В школах Грозного проводятся семинары на тему «Духовно-нравственные ценности в чеченской литературе». Ребята знакомятся с произведениями чеченских авторов, обсуждают прочитанное, делают выводы. Духовно-нравственное воспитание заключается в обогащении и приобщении современного поколения к духовному и культурному наследию чеченского этноса. Духовно-нравственным воспитанием и просвещением молодых людей активно занимаются не только представители образовательных учреждений, но и общественные и религиозные деятели. Знакомство и приобщение подростков к нравственным ценностям в значительной мере способствуют укреплению национального самосознания, сохранению национальной самобытности и ментальности этноса.

Как известно, немаловажную роль тут играет личность педагога, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм» писал А.С. Макаренко. Следует отметить, что в Чеченской республике духовно-нравственное воспитание неразрывно связано с религиозным. В исламе огромное внимание уделяется образованию и воспитанию. Чеченские подростки все больше проявляют интерес к ценностям ислама, стремятся соблюдать нормы ислама в своей повседневной жизни. Отметим, что почти все зарубежные исследователи подчеркивают значение религиозности как важнейшей составной части менталитета.

В современной школе содержание образования приобрело больший объем и более сложную внутреннюю структуру, тем самым в нравственном воспитании значительно увеличивается роль учебного процесса. Духовно-нравственное воспитание подростка является одной из актуальных проблем современной системы воспитания, так как именно в этом возрасте происходит становление основных нравственных ценностей. Возникает необходимость в создании благоприятного образовательного пространства, где были бы все условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием.

Современный подросток живет и развивается, будучи окруженным постоянными источниками мощного воздействия, как позитивно, так и негативно сказывающихся на его психике (средства массовой информации, события в семье и общественной жизни). Они оказывают существенное влияние на его формирующийся характер, интеллект и нравственную сферу. Семья, школа и другие социальные институты должны создавать благоприятную обстановку для полноценного духовно-нравственного развития личности подростка.

Чтобы сегодня школа как социальный институт стала для подростка воспитательной средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные установки, в её педагогическую канву необходимо заложить нравственно-этическую систему. Эта система цементировала бы и актуализировала ценностные основания всех компонентов школьной жизни: учебную деятельность, перемену как продуманную организацию межурочного пространства, внешкольную, кружковую деятельность, обеспечивая их соответствующим содержанием.

В воспитательном процессе школы важен, прежде всего, системный подход, который вел бы к целостному позитивному развитию учащихся, воспитанию нравственной силы личности, стабильности её ценностных и духовных ориентиров. Важно воспитание социального и гражданского иммунитета школьника ко всему негативному, несоответствующему нравственному полю жизнедеятельности людей. И здесь первостепенная задача – создание нравственного поля жизнедеятельности образовательного учреждения, и это требует определенной системы духовно-нравственного воспитания школьников, разработки его концептуальных оснований [3].

Таким образом, школа – это не просто учреждение, где ребенок может получить определенные знания, умения и документ об образовании. Современная школа – это важнейший социальный институт, призванный осуществлять не только образовательную деятельность, но и способствовать духовно-нравственному, интеллектуальному и эстетическому развитию обучающихся.

Литература

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва, 2016.
  2. Кожанов И.В. Сущность и структура этнокультурной социализации личности. Фундаментальные исследования. 2013.
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А.Я. Данилюк, AM. Кондаков, В.А. Тишков) // Вестник образования. № 17. сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: www.vestnik.edu.ru/proect.htm
  4. Психолого-педагогические условия формирования этнокультурной личности в семье. – Психология и психотехника. М., 2015. № 5.
  5. Чигирь АЛ. Нравственное воспитание подростков в современной школе // Студенческая наука как фактор личностного и развития будущего специалиста. Мн., 2014.
  6. Шеховская Н.Л. Духовность нравственного воспитания в русской философской педагогической мысли (вторая половина XIX – первая половина XX века) авторереферат, дисс. … д-р пед. наук.